Как помочь первоклашке адаптироваться к школе

Ребенок идет в первый класс – это важный и волнующий этап в жизни всей семьи. Физиологическая и социально-психологическая адаптация к школе может занять несколько месяцев. От того, насколько внимательны будут родители к состоянию ребенка в этот важный период, зависят не только успехи в учебе, но и его здоровье.
Семейный психолог

lori-0002863983-bigwww.jpg
Источник: Фотобанк Лори

Физиологическая адаптация

Продолжительность адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит несколько этапов:

1. Первые 2-3 недели обучения происходит так называемая «физиологическая буря»: на все новые воздействия организм ребенка реагирует особенно остро. Именно поэтому в сентябре многие первоклассники начинают страдать различными заболеваниями. Не рекомендуется на данном этапе перегружать ребенка внеклассными занятиями.

2. Посещение музыкальной школы, спортивных секций, художественного или танцевального кружков лучше вводить спустя месяц-два после начала учебного года.

3. Следующий этап адаптации именуется неустойчивым приспособлением: напряжение в этот период снижается. Однако не исключены проблемы со сном или аппетитом.

4. Устойчивая адаптация: в конечном итоге наступает период, когда организм реагирует на нагрузки с наименьшим напряжением.

Многие родители и учителя склонны недооценивать сложность физиологической адаптации, хотя это серьезная проблема и ребенок, как никогда, нуждается в поддержке родителей, их заботе и любви. Если первоклассники жалуются на головную боль, усталость в 1-ой четверти, это сигнал для родителей.

Как помочь:

1. Снизить психологическую нагрузку: для этого вторую половину дня лучше провести дома, а не на продленке, желательно обеспечить ребенку дневной сон.

2. Не забывать о прогулках на свежем воздухе. Важно следить, чтобы продолжительность ночного сна была не меньше 11 часов.

3. Обеспечить психологическую поддержку: ребенок должен быть уверен, что дома его по-прежнему любят и уважают, несмотря на все школьные трудности.

Социально-психологическая адаптация

Переход от дошкольного к школьному возрасту называют кризисом 7 лет. Социальный статус меняется с «малыша» на «ученика», а основная деятельность – с игровой на учебную. При психологической готовности к школе адаптация проходит без осложнений. Но у половины детей, поступающих в школу, эта позиция еще не сформирована, особенно у малышей, отправляющихся в школу с 6 лет. У них часто затруднено понимание смысла обучения. Кроме того, шестилетки менее ориентированы в правилах поведения.

Первоклашкам бывает сложно сидеть на уроке в одной и той же позе, не отвлекаясь, следить за мыслью учителя. Невероятно сложно ребенку делать не то, что хочется, а то, что требует преподаватель. Первокласснику только предстоит научиться сдерживать свои эмоции, выражать мысли только после того, как это позволит сделать педагог. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила общения со взрослыми, не сразу признают авторитет учителя и начинают соблюдать субординацию в отношениях с ним.

Если адаптация затянулась, причину следует искать в недостаточной поддержке родителей или особенностях семейного воспитания. Возможно, успешной адаптации мешают вседозволенность и отсутствие правил в семье, или, наоборот, тотальный контроль родителей. Привычка «жить по указке» будет вредить ребенку, развитию его личности.

Как понять, что адаптация к школе прошла удачно:

1. Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.

2. Маленький первоклассник справляется с образовательной программой. Если ребенок испытывает затруднения при обучении, поддержите его, не критикуйте его за медлительность, не сравнивайте с другими детьми. Внимательно следите, не является ли нагрузка чрезмерной. Очень важно на первых порах вселить уверенность в возможность успеха, не давать поддаваться унынию («У меня ничего не получится!»).

3. Ребенку нравится самостоятельно выполнять часть уроков, он просит помощи взрослого лишь после безуспешных попыток выполнить задание самостоятельно. Часто родители слишком усердно «помогают» ребенку, и это вызывает противоположный эффект. Ребенок привыкает к совместному приготовлению домашнего задания, перестает думать, будучи уверенным, что мама или папа сделают всю работу за него.

4. У малыша появились любимые учителя и друзья среди одноклассников.

Неудачи в учебе или общении могут привести к снижению самооценки ребенка, а такое «приобретение» самым негативным образом влияет на развитие и, собственно, успеваемость. В случае возникновения проблем адаптации к школе родителям стоит проконсультироваться с психологом. Обычно учителя начальных классов готовы сотрудничать с родителями: так как им сложно в течение пары месяцев составить верное впечатление о каждом ребенке в классе и его особенностях, а, тем более, найти подход. Поэтому родители в данном случае – ценный источник знаний. Совместная стратегия учителя и родителей поможет ребенку стать «своим» в школе.