Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Как отмечали Новый год на Руси

Нам стало интересно: как отмечали новогодние праздники наши предки? Ответ на этот вопрос есть у Светланы Голицыной.


«Колядую, колядую, я зайду в избу любую, попрошу хозяйку: «Сладостей давай-ка!»

Для древних славян главными вехами в году было обновление природы, связанное с движением солнца. Каждый такой этап был важен и почитаем: например, приход весны отмечали Масленицей, а лета – днем Ивана Купалы. В конце декабря встречали Солнце, вновь рожденное, молодое и сильное. День, на который приходилось зимнее солнцестояние, наши предки отмечали «с огоньком»: они жгли большие костры, призывая Солнце вернуться на землю, да и любимое угощенье этого события – каравай – тоже символизировал небесное светило.

Сычков Ф.В. «Христославы»

В ночь 24 на 25 декабря наступали Святки и начинались колядки, которые длились 12 дней. Особую роль в этом празднично-магическом действии исполняли дети и подростки. Ребятня наряжалась домашними животными: овцами, козами, коровами и т.д., ходила по улицам, пускаясь в пляс и распевая особые песни – «колядки». В это время дети могли зайти в любой двор, постучаться в любую избу и потребовать угощенья. Им никто не отказывал – еще бы, ведь они изображали Молодой год, да и песни пели не простые, а «волшебные». Колядки были формой магического заклинания для всяческого благополучия и изобилия.

Среди ряженых обычно присутствовал персонаж, изображающий Деда – сильного духа, который способен заморозить злых людей и наградить хороших. Возможно, это и был прообраз Дедушки Мороза. Однако древнеславянский Дед сам с охотой принимал подарки, а не одаривал ими малышей. Равно как и другие зимние духи, которые почему-то считались добрыми: например, Морок, Трескун и Морозко. Они, по народным поверьям, сковывали реки льдом, приносили метель и насылали морозы. Чтобы их задобрить, на окна хозяйки выставляли угощение: кисель, кутью, блины.

31 декабря отмечали еще один праздник – Щедрец. В этот день все от мала до велика должны были навестить родню, украсить свой дом засушенными цветами, калиной, косами чеснока, разрисовать посуду, ворота, накрыть обильный стол и т.д. При этом обязательно нужно было петь веселые песни и составлять планы на будущее. Считалось, что все это служит оберегом от зла. В более поздние времена праздник взяла под свою эгиду церковь, и он стал Васильевым вечером – в честь дня памяти Василия Великого. Но и это еще не все: по одной из версий, именно Щедреца скопировали большевики, когда в 30-х годах XX века вводили «пролетарский» Новый год.

Горелов Г. «Ряженые в деревне» 1906 г.

Но это – лишь краткое изложение фактов. В разные века и в разных местностях славяне могли встречать Новый год и в марте, как в древнем Риме, и в сентябре, как в Византии. Относительный порядок был наведен в непростом праздничном вопросе лишь с принятием христианства на Руси.

«От Рождества и до Крещения, приготовив угощенье, пели разные колядки, по дворам ходили в Святки»

Вплоть до XV века на христианской Руси Новый год встречали 1 марта по юлианскому календарю или в день Пасхи. А вот с XV века праздник перенесли на 1 сентября, и назвали по-другому – первым днем в году или «Новолетием». Этому поспособствовал великий князь Иоанн III, который в 1492 году повелел считать именно эту дату началом года. Кстати, реформа придала празднику не самый веселый оттенок: помимо радости от окончания сбора урожая, люди теперь испытывали и другие чувства. Отныне им приходилось к 1 сентября по княжьему велению платить дани, пошлины и оброки. Зато «первый день» был обставлен очень торжественно – устраивались пышные гулянья и праздничные службы в церквах.

Петр I, как все мы знаем, был гениальным оптимизатором, коснулось это и календаря вообще, и Нового года в частности. В конце 1699 года он отменил летоисчисление от сотворения мира, заменив его на летоисчисление от рождества Христова - как во всем цивилизованном мире. Заодно и новогодний праздник распорядился отмечать в первый день января. Был 7208 год от сотворения мира – стал 1700 год от Рождества Христова. Было сентябрьское новолетие – стал Новый год 1 января. Также император очень хотел, чтобы подданные отмечали наступление нового года по европейским традициям – с елками и подарками под ней, но это новшество прижилось поначалу лишь в высших слоях общества.

Чернышев А. «Рождественская ёлка в Аничковом дворце»

Настоящего размаха новогодние торжества достигли во второй половине XIX века, причем языческие славянские традиции мирно уживались с современными европейскими: так, для детей из состоятельных семей на Святки устраивались балы-маскарады, а дети «рангом попроще» в то же самое время могли бойко колядовать на улицах. И никто не считал это вопиющим диссонансом. Кстати, для детей именно эти времена стали самыми любимыми, самыми радостными по части новогодних праздников, ведь и развлечение и угощение находилось для всех.

«Кто в чудесный праздник верит — открывайте шире двери!»

В конце декабря мир волшебным образом преображался: в витринах магазинов и лавок появлялись картонные фигурки волхвов, младенца Христа, рождественские звезды, создавались целые композиции на библейскую тематику. Разумеется, дети любовались этими чудесами, подолгу прилипая носами к той или иной витрине.

Досекин С.В. «Подготовка к рождеству»

В домах ставили елку и наряжали ее. Люди попроще обходились деревцем из леса, а состоятельные граждане покупали елки, которые начали выпускать… кондитерские заведения. Они были щедро украшены сладостями и свечами. Но и те дети, у которых елки не было, могли полюбоваться на зеленую красавицу: в городах повсеместно стали устанавливать публичные ели. Первая из них появилась в 1852 году на Екатерингофском вокзале (Санкт-Петербург).

Повсюду, как грибы после дождя, вырастали дощатые балаганы и ярмарки. Одним из самых любимых развлечений детей всех сословий были именно они. «Балаганами назывались специально в короткий срок построенные большие и маленькие сараи, в которых давались всякие представления. Эти балаганы служили главным аттракционом рождественского гулянья. Здесь можно было увидеть и арлекинады, и зверинцы, и цирковые представления», – пишет историк. Одним из самых запоминающихся героев был Петрушка – кукла-шут с крючковатым носом, иногда – с горбом. В Италии этого персонажа знают как Пульчинеллу, во Франции зовут Полишинелем, в Англии — Панчем. В Российской Империи был Петрушка, Петр Петрович Уксусов, Самоваров или Ванька Рататуй.

Манизер Г.М. «Ёлочный торг»

В праздничные гулянья дети угощались разными сладостями, которые продавались в лавочках, покупали «пищалки», «дуделки» и другие игрушки, и, конечно же, посещали аттракционы. Самыми востребованными были качели, большие карусели и ледяные горки. Во всем мире их называют русскими – и не зря: первые горки появились в XVII веке, высотой 25 м и с углом наклона 50º. Очень важным сегментом зимних развлечений был каток, который устраивали практически в каждом населенном пункте. На коньках катались и гимназистки и крестьянские девушки, и студенты элитных учебных заведений, и мальчишки-подмастерья. Была еще популярная командная игра в «Крепость», дошедшая до наших дней, и «Катанье по шестам» (похоже на катанье с горки, но вместо нее были два гладких шеста).

Как и в языческие времена, делом престижа каждой хозяйки было приготовить побольше вкусной еды, чтобы наступающий год был сытным и изобильным. В домах побогаче главным блюдом на Васильев вечер был жареный поросенок, а при более скромном достатке – куски свинины. Детей непременно баловали – покупали им конфеты, фрукты, дарили небольшие подарки. Даже в откровенно бедных семьях малыши не оставались без праздника – в Империи очень сильны были традиции благотворительности, и для бедноты устраивались Елки со спектаклями, угощением, подарками.

© Lori.ru

Когда все-таки появился Дед Мороз в его современном виде? Только на новогоднем празднике в 1910 году, причем он очень напоминал Пэр Ноэля. Снегурочка же появилась в России в самом конце XIX века – тогда была издана одноименная сказка Александра Николаевича Островского. Но оба этих персонажа были известны лишь образованной публике. Широко вошли они в моду лишь в 1937 году, когда впервые появились вместе на новогодней Елке в Доме Союзов в Москве. Впрочем, это история уже другой страны и другого Нового года.

Также читайте об истории новогодних открыток

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
124
Дракошка
В ответ на комментарий от Сергей История переписки5
Сергей
Надо отказаться от религии вообще. В том числе - от любых богов и иных сверхъестественных сил.
СсылкаПожаловаться
...угу... только вот "сверхъестественные силы", фиг от нас откажутся))
СсылкаПожаловаться
Дракошка
В ответ на комментарий от Олег Александрович
Олег Александрович
Славяне отмечали новый год 23-24 марта в дни весеннего равноденствия, когда день становится длиннее ночи, то есть свет побеждает тьму. 1 января отмечали новый год римляне в честь бога Януса
СсылкаПожаловаться
22 марта, вообще-то.
СсылкаПожаловаться
Nelli Karita-Titova
Пыталась выяснить, когда начались новые Летоисчесления, т.е. 1-й. 2-й, 3-й и т д года до н.э.Была бы очень признательна
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
♛Маркиза♔не♕ангелов♚Шотландия: загадочная и красивая
453
Александра ГиршУчитель, одноклассники и школа-лицей
Девочки, пишу на форум за советом, потому что уже не знаю что и как обдумать (заранее прошу прощения за много букв))). Ребенку 8 лет исполнится в мае, заканчивает первый класс в школе-лицей. Родился с гипоксией, откачивали сутки в реанимации, как итог: поздно пошел (1,5 года), поздно заговорил (отдельными словами в 4-4,5 года). Боялась что его вообще в обычную школу не примут, но в 0-ом классе выровнялась речь, научился читать, считать в пределах десяти и т.д. что обычно умеют дошколята (спасибо невропатологам, психологам и талантливому репетитору). Теперь собственно к сути:
Закончил третью четверть и имеет 3 "тройки" и 3 "четверки". Математика и английский - на "ура", остальное не очень. Но я внимания на этом не заостряю, меня смущает отношение его учительницы. Средних лет (45-50), как говорится "старой закалки", очень строгая, требовательная и жесткая. Мой ребенок (довольно скрытный) ни разу не пожаловался на нее, зато от нее я жалоб в первой половине года наслушалась: "он все время спит, не слушает, зевает, не активен, не отвечает, горох об стену и т.д.". Все это проговаривается таким тоном (может, я преувеличиваю), как будто он - самый распоследний дурак в классе (в котором 32 ребенка). Нагрузка в школе жетская: помимо общих предметов на дом задается до кучи (например прорешать по 1 странице в день из "3000 примеров по математике" Нефедовой и вести читательский дневник: прочитать рассказ и нарисовать к нему рисунок (в неделю по 5 штук)). Дабы подтянуть учебу я записала сына на доп. занятия к репетитору, который ежедневно 2 часа учит с ним уроки и еще 1 час готовит по отдельным предметам. Сын раскрылся, повеселел, завел себе новых друзей, каждый день рвется к этому своему репетитору как на праздник. Как итог через месяц занятий: две последние контрольные по математике написал на "отлично", с остальными предметами тоже неплохо - с "двойки" на "четверку". Русский язык только у него неважный, но я, помня о том, как он не мог ручку удержать и двух слов связать буквально год назад, радуюсь вообще тому что  есть.  Но когда я поинтересовалась у его учительницы, как у него продвигается учеба услышала что контрольные он списывает (ага, две контрольные подряд он списал), и вообще, "воз и ныне там". Короче, как был дурак так и остался. 
Я воспитывалась в  системе когда учитель и его слово - закон, а авторитет учителя непоколебим. Может просто мне самой везло с учителями. Но безапелляционность учительницы сына меня смущает. Я не признаюсь никому, но мне кажется сыну с ней не комфортно, скупая она на хотя бы поощрение. Если человека все время гнобить, то так и всякое желание можно отбить. 
И атмосфера в классе какая-то нездоровая: все конкуренты, все на голову друг другу лезут (в первом классе!), все дети нервные, агрессивные какие-то. Друзей за полгода в школе сын себе не нашел, зато у репетитора (она преподает в частном учебном центре) в первый же день подружился со всеми. Да и мне кажется отношение учительницы отразилось на отношении отдельных детей в классе: весь год к сыну придирается одноклассник, на прошлой неделе испинал его, а учительница мне сказала: ваш сын сам его спровоцировал (как выяснилось потом, предложил поиграть в догонялки, так тот моего сына догнал и по ногам отпинал). 
Теперь думаю: стоит ли переводить сына в обычную школу, не лицей? Или может это везде так? Или может я накрутила себя и слишком все драматизирую? 
Оговорюсь сразу, особого отношения к сыну я у учителя не просила никогда, но перед началом учебного года честно предупредила что есть небольшие проблемы с речью. Да и учительница на первый взгляд не монстр, может у нее метода такая и было бы хуже если б она вообще ничего не требовала с него? Очень хочется услышать ваше мнение (с отцом сына в разводе, моя мама разводит руками и говорит что если переведу его то "научу убегать от проблем". В общем, наболело....
240
Ольга МорозоваОценка за четверть
Приветствую, форум. При среднем балле 3,75 должна быть по правилам 4, а выставлена за четверть 3 - правомерно ли?. Это у сына по физкультуре. У него всегда были проблемы с зимней физ-рой на лыжах, но все таки в основном четверки всю четверть,три 3,одна 2(исправленная на 4)есть, балл то вышел больше 3,5-значит должна быть 4 в итоге. Или это на усмотрение учителя? Блин, единственная 3 за четверть, обидно как то...
142
злая тёткаканикулы))
Добрый день,всем)))
План на каникулы такой:
1.Сделать по окр.миру заранее трудоемкие доклады
2.Подтянуть математику
3.Поработать над почерком
4.Подучить английский
5.Занятия по логопеду
Итог,каникул у ребенка не будет(((
А у вас какие планы))
120
НаталияДекор стен в коридоре
Доброго дня всем!
Дано: не правильной формы коридор-узкий и длинный. Стены светлые. Сначала не заморачивалась, стены чистые, светлые и ну и ладно. Картинки примерила (не большие в коричневой рамочке, масло)-не понравилось. 
Накидайте идей для таких вот не стандартных помещений, может у кого-то такой же?
Фото попробую загрузить в комментарии.
91
Мадам Н.Д.Весенний обмен открытками.
Во- первых, я хотела бы пригласить  всех желающих  к голосованию по теме Десять лучших исторических тем  форума:  
https://deti.mail.ru/forum/deti_mail_ru/.... Очень  бы хотелось, чтобы все по достоинству оценили труд наших девочек. 
Во-вторых, приглашаю к отчету по весеннему обмену открытками и  посылками. В нем в этом раз участвовало 39 человек, каждый посылал и получал 3 или 4 открытки. Я посылала 12 открыток и 1 посылку,  получила 8 открыток и 1 посылку. 
83
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru