Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискComboВсе проекты

Как вдохновить ребенка учиться: 5 советов психолога

Почему не стоит хвалить ребенка за способности, можно ли сравнивать детей и делать ли с первоклассником домашнее задание, — рассказывает профессор психологии, коуч-консультант и автор книги «Отстаньте от ребенка! Простые правила мудрых родителей» Марина Мелия.


Кадр из фильма «Дневник мамы первоклассника»

Не нужно общих фраз о пользе учебы

Если вы видите, что школьные дела у вашего ребенка отошли на второй план и он не хочет учиться, то для начала нужно выяснить причину и только потом — действовать. Но какая бы ни была причина и какая бы ни была ваша реакция, никогда не призывайте ребенка учиться, особенно подростка. Все эти общие родительские фразы «Ты что, не понимаешь, тебе нужно сдавать ЕГЭ?», «Надо учиться, что ты будешь потом делать?», совершенно не работают.

Он вам приведет тысячу примеров, когда образование ничего не решало, скажет, что Стиву Джобсу и Биллу Гейтсу отсутствие университета за плечами не помешало стать великими людьми. И что он просто хочет, чтобы его оставили в покое и не мешали искать себя. Дети сейчас очень подкованные в этом плане. Ваши слова они в лучшем случае воспримут как белый шум, а скорее всего они вызовут у них раздражение.

Хвалить за старание, а не за способности

Родители часто спрашивают, хвалить ли детей за их успехи и как это правильно делать. Хвалить ребенка нужно обязательно, но лучше поощрять не природные способности, а старание, терпение и упорство. То есть не стоит говорить: «Молодец, ты справишься, ты у меня самый умный». Лучше сказать: «Ты сегодня два часа занимался, какой ты упорный!», «Ты сегодня подготовился к занятиям сам, без моего участия, какой ты молодец!» или «Ты пришел из школы вовремя, не опоздал!» Когда хвалят за непосредственно качества, за способности, которые часто даны от природы, а не за старание, по итогам результаты бывают хуже.

В Стэнфордском и Колумбийском университетах проводились исследования, в которых участвовали тысячи учеников. Они показали, что похвала за способности может подорвать мотивацию у детей. Клаудия Мюллер, Кэрол Дуэк и Мелисса Каминс выяснили: если школьников хвалят только за ум и способности, то они отказываются решать сложные задачи.

Они боятся совершить ошибку, боятся не соответствовать той планке, которая задана, и не делают того, что может поставить под сомнение их талант.

А это в итоге приводит к снижению их успехов.

Кадр из фильма «Модная мамочка»

А если детей хвалят за старание, упорное продвижение к цели и терпение, то они считают, что затруднения — это просто повод прилагать больше усилий. Очевидно, что эта стратегия даст лучшие результаты.

Не сравнивать с другими детьми

Родители обычно думают, что, сравнивая, они как бы указывают ребенку путь к развитию, но в реальности любые сравнения ничего кроме неловкости, возмущения или даже агрессии не вызывают. Это в любом случае обесценивание, и дети это очень хорошо чувствуют.

Не надо сравнивать ребенка не только в худшую, но и в лучшую сторону. Некоторые говорят: «Ну, я же его, наоборот, хвалю». Нет, этот прием тоже не работает: сравнение разрушает дружбу между детьми, а дружба для ребенка значит очень много.

Единственный человек, с кем мы можем сравнивать ребенка, — это он сам в прошлом. Но даже эти сравнения должны быть максимально конкретными.

Например: «Ты сегодня сделал десять отжиманий, а вчера только семь, это явный прогресс — ты молодец!» Конечно, такой подход требует от родителей дополнительных усилий и внимания, но он абсолютно оправдан.

Процесс важнее результата

Многие родители считают, что поощрять нужно только за результат.  Например: «Вот сдашь экзамен на отлично — и купим тебе планшет». Но исследования говорят о том, что поощрять за процесс гораздо эффективней. Например, такие выводы делает профессор Гарвардского университета Роланд Фрайер, который исследовал тридцать шесть тысяч учеников в более чем 200 школах.. Причем вознаграждение — это не обязательно призы или деньги, это может быть обычная похвала или оплата каких-то интересных ребенку занятий.

Кадр из фильма «Комната»

То есть важны тактические победы, а не стратегические. Когда мы говорим ребенку конкретные, а не общие вещи — «Позанимайся физикой не меньше часа», «Сходи на дополнительные занятия», «Подготовь выступление на какую-то тему», — мы даем ему план для дальнейших действий и вознаграждаем за выполнение этого плана. При таком подходе ребенок четко знает, что именно от него требуется.

А когда надо «вообще» хорошо учиться, «вообще» хорошо сдать ЕГЭ, то ребенок теряется, ведь многосоставные виды деятельности детям самим пока сложно разделить на этапы, нарисовать в голове план и идти по нему — мы должны им помочь, стать для них в каком-то смысле наставниками.

Учить самостоятельности

Меня часто спрашивают, нужно ли сидеть с детьми долгими вечерами и вместе делать домашнюю работу? Некоторые учителя и психологи говорят, что нужно с детьми заниматься обязательно, другие считают, что ни в коем случае не нужно этого делать. Я скажу так: все индивидуально — сколько детей, столько стратегий и тактик поведения. Кому-то довольно долго придется помогать, а кто-то почти сразу перейдет на «самообслуживание».

Но в самом начале, когда ребенок только пошел в первый класс, родители должны обязательно спрашивать: сделал ли он домашнюю работу, как дела в школе, собрал ли он портфель, — постепенно перекладывая функцию контроля на самого ребенка, но именно постепенно.

Некоторые считают, что ребенок может с первого дня быть полностью самостоятельным. Но даже мы, взрослые, когда выходим на новую работу, некоторое время обучаемся, нам часто дают наставника, который нас знакомит с особенностями деятельности, а что уж говорить о детях.

Посмотрите, как учатся в других частях света:

Читайте также:

6 горячих вопросов о «домашке»

Почему дети не хотят учиться: 5 основных причин

10 фраз, которые никогда нельзя говорить детям

Во время загрузки произошла ошибка.

 

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
16
Nina
Как надоели эти психологи со своими "рассказами"..
СсылкаПожаловаться
olha kyrylenko
Интересно посмотреть на взрослого которого хвалят не за конечный результат, а за время которое для этого результата понадобилось, "дорогая ты такая молодец, я так тобой горжусь, ты вытерпела жарку картошки 2 часа" а если справилась за пол часа то че его за таланты хвалить то. Интересно когда люди дают такие "советы" они хотели бы что бы к ним относились согласно выданой информации?
СсылкаПожаловаться
Катерина Брель
В ответ на комментарий от olha kyrylenko
olha kyrylenko
Интересно посмотреть на взрослого которого хвалят не за конечный результат, а за время которое для этого результата понадобилось, "дорогая ты такая молодец, я так тобой горжусь, ты вытерпела жарку картошки 2 часа" а если справилась за пол часа то че его за таланты хвалить то. Интересно когда люди дают такие "советы" они хотели бы что бы к ним относились согласно выданой информации?
СсылкаПожаловаться
Вот в том и разница ребенка и взрослого,а если человека все детство гнобили и ругали за плохие оценки, за почерк, за нежелание учиться, кто получится - затюканный взрослый.Который толком ничего не сможет,т.к из детства одна сплошная неуверенность в себе шла.Я понимаю о чем вы, но смысл в том, что у ребенка идет познание, он учится в процессе и физически не выдаст сразу результат - отличников, которые на раз-два все делают , единицы. Но даже взрослые иногда осваивают что-то новое. Я, допустим сейчас учу испанский язык. Слова похвалы в процессе обучения приятны даже тетеньке 37 лет, не то, что ребенку.Тогда есть шанс, что будет уверенность и человек сможет говорить на данном языке
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Маркиза не ангеловАнгел Ада
«Сексуальность - это как твое имя. Оно принадлежит тебе, но пользуются им, в основном, другие»

Джин Харлоу


В одном из маленьких провинциальных кинотеатров США в конце 30-тых шла романтическая комедия «Сарагота», побившая все мыслимые на то время кассовые рекорды. И это неспроста, ведь в фильме главные роли исполняли самые популярные и любимые актеры — Джин Харлоу и Кларк Гейбл. В зале сидела и заливалась слезами 11-летняя девочка Норма Джин Бейкер. Она поклялась, что будет во всем похожа на Джин Харлоу. Она действительно во многом напоминала Джин, и вошла в историю под именем Мэрилин Монро….

 


На фото предтеча Мэрилин, Джин Харлоу, урождённая Харлин Харлоу Карпентер— американская актриса, кинозвезда и секс-символ 1930-х годов. Наиболее известные фильмы с её участием — «Ангелы ада» (1930), «Враг общества» (1931), «Платиновая блондинка» (1931), «Красная пыль» (1932), «Бомба» (1933), «Жена против секретарши» (1936), «Оклеветанная» (1936), «Саратога» (1937).
615
Анонимжизнь моя жестянка.
хочу рассказать о своей жизни, может кто выскажет свое мнение.
живу с мужем и ребенком в собственной квартире, сын дошкольник. работаю по профессии, но мужу не нравится, т.к. приходится иногда отлучаться в ущерб свободному времени плюс во время рабочего дня приходится выезжать винстанции. ругаемся, может замахнуться или толкнуть, считает что провоцирую, также практически никогда не считает себя виноватым, лучше обвинит окружающих но сам останется в стороне. свекровь естественно всегда готова защищать и говорить что я знала за кого выхожу замуж, при всем при этом в ситуациях когда распадается семья винит только женщину и в алкоголизме мужчин тоже. 
сама я выросла в полной семье, где родители  старались дать все что было в силах для того чтобы их ребенок был счастливым, но без некоторых нюансов все-таки не обошлось, об этом я не буду упоминать, т.к. сугубо семейное. в позапрошлом году папы не стало, и теперь я живу под грузом вины, с ощущением ненужности окружающему миру. 
написала в основном с негативной точки зрения, если будут какие-то вопросы отвечу.
190
викТОРИяДела африканские.
Ну что? Скучаем-с? Мне скучновато. Может, поговорим?

К нам на днях к нам заходила наша бывшая домработница. Хочет вернуться работать. Мы думаем, ибо в её возвращении есть немало +, но и много -. Малышку её видела :) Мааааахонькая! В 3 месяца словно новорожденная.
К врачу я не дошла пока. То перепутали в больнице дни, то я не могу... Зато помогло лечение мужа ))) (Всё-таки он хороший был бы доктор;))
185
АнонимПополню копилку неадекватных родственников
Уехали отдыхать на недельку. 
И вот видим, что у мужа несколько пропущенных от сестры. 
Набирает. 
Загробным голосом:
- У матери абсцесс. Ее забрала скорая. 
Трубка вешается. Свекровь недавно лежала в больнице с воспалением легких. У нас паника. Загугливаем абсцесс легких.
Муж опять набирает сестру. Почти час трубка не берется. Потом перезванивает:
- Мать в операционной. Приезжай срочно. 
Трубка вешается. 
Любимый почти в истерике. Думаем  как добраться  вне планово до дома с наименьшими потерями. 
Через 2 часа звонит сама свекровь. И вполне бодрым голосом сообщает, что у нее была шишка на попе и ее вырезали. 
Занавес. Муж орал почти до хрипоты на сестру. Ну как так можно?
178
АнонимБессмысленные, но такие сладкие траты
Я шопоголик. Как только у меня появляется лишняя тысяча-две, я вместо того, чтобы отложить на черный день, трачу на свою страсть. У меня это парфюм. На полке уже темно от масс-маркета, есть и селективы всякие, отливантами тоже не брезгую.
Оказалось, что у моей подружки тоже есть такая страсть. Это обувь. У другой - подделки под брендовые сумки. У третьей куклы из фарфора. Ещё одна с ума сходит по детской одежде, у нее реально гооооры детского барахла, и она все равно не может пройти мимо очередной распродажи.

А у вас тоже есть такие черные дыры, в которые утекают "лишние" денежки? А какие?

А, ещё я белье обожаю. У меня комод нижнего белья, целиком забитый, в жизни столько не сносить.
163
ЮлиЯ ЮлиЯВ спортачах
тема навеяла, про бессмысленные траты
мне 49 лет, не работаю давно, вот задумалась , что последние лет 5-7 я не ношу каблуки, платья(только летом), золотишко (браслеты, кольца, цепочки, бижутерка Сваровски), шуба висит 2 зимы, одну продала уже, чтоб моль не скушала, короче
хожу в спортачах, кроссовки, спортивные штаны, худи, балахоны обожаю , которые вмеру балахонистые, парки, пухи всякие, рюкзаки(сумки итальянские висят, стоят, рука не поднимается)...
и замечаю, что таких большинство, с чем связано: ритм жизни, время другое что ли, мода ...
что у вас? какой стиль повседневный, поменялся ли с возрастом?
110
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru