Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискСмотриComboВсе проекты
Статьи,

Как вдохновить ребенка учиться: 5 советов психолога

Почему не стоит хвалить ребенка за способности, можно ли сравнивать детей и делать ли с первоклассником домашнее задание, — рассказывает профессор психологии, коуч-консультант и автор книги «Отстаньте от ребенка! Простые правила мудрых родителей» Марина Мелия.


Кадр из фильма «Дневник мамы первоклассника»

Не нужно общих фраз о пользе учебы

Если вы видите, что школьные дела у вашего ребенка отошли на второй план и он не хочет учиться, то для начала нужно выяснить причину и только потом — действовать. Но какая бы ни была причина и какая бы ни была ваша реакция, никогда не призывайте ребенка учиться, особенно подростка. Все эти общие родительские фразы «Ты что, не понимаешь, тебе нужно сдавать ЕГЭ?», «Надо учиться, что ты будешь потом делать?», совершенно не работают.

Он вам приведет тысячу примеров, когда образование ничего не решало, скажет, что Стиву Джобсу и Биллу Гейтсу отсутствие университета за плечами не помешало стать великими людьми. И что он просто хочет, чтобы его оставили в покое и не мешали искать себя. Дети сейчас очень подкованные в этом плане. Ваши слова они в лучшем случае воспримут как белый шум, а скорее всего они вызовут у них раздражение.

Хвалить за старание, а не за способности

Родители часто спрашивают, хвалить ли детей за их успехи и как это правильно делать. Хвалить ребенка нужно обязательно, но лучше поощрять не природные способности, а старание, терпение и упорство. То есть не стоит говорить: «Молодец, ты справишься, ты у меня самый умный». Лучше сказать: «Ты сегодня два часа занимался, какой ты упорный!», «Ты сегодня подготовился к занятиям сам, без моего участия, какой ты молодец!» или «Ты пришел из школы вовремя, не опоздал!» Когда хвалят за непосредственно качества, за способности, которые часто даны от природы, а не за старание, по итогам результаты бывают хуже.

В Стэнфордском и Колумбийском университетах проводились исследования, в которых участвовали тысячи учеников. Они показали, что похвала за способности может подорвать мотивацию у детей. Клаудия Мюллер, Кэрол Дуэк и Мелисса Каминс выяснили: если школьников хвалят только за ум и способности, то они отказываются решать сложные задачи.

Они боятся совершить ошибку, боятся не соответствовать той планке, которая задана, и не делают того, что может поставить под сомнение их талант.

А это в итоге приводит к снижению их успехов.

Кадр из фильма «Модная мамочка»

А если детей хвалят за старание, упорное продвижение к цели и терпение, то они считают, что затруднения — это просто повод прилагать больше усилий. Очевидно, что эта стратегия даст лучшие результаты.

Не сравнивать с другими детьми

Родители обычно думают, что, сравнивая, они как бы указывают ребенку путь к развитию, но в реальности любые сравнения ничего кроме неловкости, возмущения или даже агрессии не вызывают. Это в любом случае обесценивание, и дети это очень хорошо чувствуют.

Не надо сравнивать ребенка не только в худшую, но и в лучшую сторону. Некоторые говорят: «Ну, я же его, наоборот, хвалю». Нет, этот прием тоже не работает: сравнение разрушает дружбу между детьми, а дружба для ребенка значит очень много.

Единственный человек, с кем мы можем сравнивать ребенка, — это он сам в прошлом. Но даже эти сравнения должны быть максимально конкретными.

Например: «Ты сегодня сделал десять отжиманий, а вчера только семь, это явный прогресс — ты молодец!» Конечно, такой подход требует от родителей дополнительных усилий и внимания, но он абсолютно оправдан.

Процесс важнее результата

Многие родители считают, что поощрять нужно только за результат.  Например: «Вот сдашь экзамен на отлично — и купим тебе планшет». Но исследования говорят о том, что поощрять за процесс гораздо эффективней. Например, такие выводы делает профессор Гарвардского университета Роланд Фрайер, который исследовал тридцать шесть тысяч учеников в более чем 200 школах.. Причем вознаграждение — это не обязательно призы или деньги, это может быть обычная похвала или оплата каких-то интересных ребенку занятий.

Кадр из фильма «Комната»

То есть важны тактические победы, а не стратегические. Когда мы говорим ребенку конкретные, а не общие вещи — «Позанимайся физикой не меньше часа», «Сходи на дополнительные занятия», «Подготовь выступление на какую-то тему», — мы даем ему план для дальнейших действий и вознаграждаем за выполнение этого плана. При таком подходе ребенок четко знает, что именно от него требуется.

А когда надо «вообще» хорошо учиться, «вообще» хорошо сдать ЕГЭ, то ребенок теряется, ведь многосоставные виды деятельности детям самим пока сложно разделить на этапы, нарисовать в голове план и идти по нему — мы должны им помочь, стать для них в каком-то смысле наставниками.

Учить самостоятельности

Меня часто спрашивают, нужно ли сидеть с детьми долгими вечерами и вместе делать домашнюю работу? Некоторые учителя и психологи говорят, что нужно с детьми заниматься обязательно, другие считают, что ни в коем случае не нужно этого делать. Я скажу так: все индивидуально — сколько детей, столько стратегий и тактик поведения. Кому-то довольно долго придется помогать, а кто-то почти сразу перейдет на «самообслуживание».

Но в самом начале, когда ребенок только пошел в первый класс, родители должны обязательно спрашивать: сделал ли он домашнюю работу, как дела в школе, собрал ли он портфель, — постепенно перекладывая функцию контроля на самого ребенка, но именно постепенно.

Некоторые считают, что ребенок может с первого дня быть полностью самостоятельным. Но даже мы, взрослые, когда выходим на новую работу, некоторое время обучаемся, нам часто дают наставника, который нас знакомит с особенностями деятельности, а что уж говорить о детях.

Посмотрите, как учатся в других частях света:

Читайте также:

6 горячих вопросов о «домашке»

Почему дети не хотят учиться: 5 основных причин

10 фраз, которые никогда нельзя говорить детям

Во время загрузки произошла ошибка.

 

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
16
Nina
Как надоели эти психологи со своими "рассказами"..
СсылкаПожаловаться
olha kyrylenko
Интересно посмотреть на взрослого которого хвалят не за конечный результат, а за время которое для этого результата понадобилось, "дорогая ты такая молодец, я так тобой горжусь, ты вытерпела жарку картошки 2 часа" а если справилась за пол часа то че его за таланты хвалить то. Интересно когда люди дают такие "советы" они хотели бы что бы к ним относились согласно выданой информации?
СсылкаПожаловаться
Катерина Брель
В ответ на комментарий от olha kyrylenko
olha kyrylenko
Интересно посмотреть на взрослого которого хвалят не за конечный результат, а за время которое для этого результата понадобилось, "дорогая ты такая молодец, я так тобой горжусь, ты вытерпела жарку картошки 2 часа" а если справилась за пол часа то че его за таланты хвалить то. Интересно когда люди дают такие "советы" они хотели бы что бы к ним относились согласно выданой информации?
СсылкаПожаловаться
Вот в том и разница ребенка и взрослого,а если человека все детство гнобили и ругали за плохие оценки, за почерк, за нежелание учиться, кто получится - затюканный взрослый.Который толком ничего не сможет,т.к из детства одна сплошная неуверенность в себе шла.Я понимаю о чем вы, но смысл в том, что у ребенка идет познание, он учится в процессе и физически не выдаст сразу результат - отличников, которые на раз-два все делают , единицы. Но даже взрослые иногда осваивают что-то новое. Я, допустим сейчас учу испанский язык. Слова похвалы в процессе обучения приятны даже тетеньке 37 лет, не то, что ребенку.Тогда есть шанс, что будет уверенность и человек сможет говорить на данном языке
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Маркиза не ангеловЦарица воров
«Человек хочет быть обманутым, запомни это. Все обманывают всех, но делают это слишком примитивно. Я один превратил обман в высокое искусство, поэтому стал знаменит. Но тут мне открылась иная истин...
256
АнонимПродолжение ЖМ--Ж + возможный М
Мне многие пиняли на мою неграмотность и я решила в ворде проверять.
Ну что тут сказать.
Освободила я ей место для одежды в шкафу и тумбочку около кровати. Она со своим чемоданом, ноутбуком и велос...
231
АнонимСитуация
Пришел муж домой и завёл с разговор. Сказал, что ему снесло голову: влюбился в коллегу-подчиненную. Она младше на 15 лет. Муж семью рушить не хочет, но не знает, что делать.Поэтому честно признался...
184
РедискаБунтовщик или плывем по течению?
Конформист может означать: Конформизм (от поздне лат. conformis — «подобный», «сообразный») — морально-политический термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка...
161
каремаДетский сад
Добрый день. Ребенку 4,4 года. Второй год посещает детский сад. В прошлом году тоже ходили с капризами. Но в этом году она стала плакать еще сильнее, дошло до истерик. Просила забирать до сна. Ребе...
140
АнонимНу и чего добилась?
Приехала в наш подъезд, квартиру купили,муж и жена,им под 30. Муж постоянно работает,почти не видно его. Жена дома сидит с ребенком. Дочке 8 . Где то с полгода уже. Раз,два,пересеклись,потом стала ...
135
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru