Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Как и зачем развивать эмоциональный интеллект у ребенка

Согласно статистике, человек с развитым эмоциональным интеллектом (EQ) более успешен и счастлив, чем человек с развитым интеллектуальным интеллектом (IQ). Мы решили узнать у психолога Елены Мечетиной, с чем это связано и как развивать EQ у детей.


Иллюстрация: кадр из мультфильма «Головоломка»

Елена – мама троих детей и автор программ по развитию EQ: «Развитие EQ в бизнесе», «Развитие EQ у личности», «Развитие EQ у детей».

Елена, в каком возрасте лучше развивать EQ у ребенка?

– Существует сенситивный период – то есть период, наиболее благоприятный для развития какой-либо психической функции. У детей это период с 6 до 12 лет. В это время у ребенка включается критическое мышление, он начинает оценивать происходящее самостоятельно и осознавать свои чувства: я люблю маму, папу, яблоко. Но это разная любовь. Я даже взрослых людей часто спрашиваю: «А какой любовью вас любит муж/жена?» И многих людей этот вопрос ставит в тупик. Ребенок начинает понимать, от чего он испытывает чувство радости. Например, он может поставить подножку однокласснику и испытать от этого радость. Но это уже будет злорадство. А бывает радость светлая, радость от чуда, от исполнения желания.

Ребенок начинает это анализировать и понимать при условии, что взрослые сфокусируют его внимание на этом. Но обычно в 6-7 лет дети идут в школу и там их учат читать и писать. В современном обществе считается, что логика гораздо важнее, чем умение разбираться в своих эмоциях. И когда ребенок плачет, взрослые говорят ему: «Успокойся. Соберись и дай мне тот результат, который я от тебя жду». А этот результат, как правило, выражается в виде чтения или математики. Так мы блокируем эмоции. У нас образуется черный ящик в виде нераспознанных эмоций, и мы продолжаем с ним жить, думая, что не можем этим управлять. Если ребенка с детства учить разбираться в своих эмоциях, то он вырастет более счастливой личностью. Знания и логика не дают счастья. Счастливыми нас делают умение ладить с миром и жить в ладу с самим собой.

Испытывают ли новорожденные дети эмоции?

Когда ребенок рождается, все эмоции у него перемешаны – как клубок из разных ниток. Именно родители помогают ему размотать этот клубок. Ребенок лежит в пеленках не может говорить, но у него уже идет формирование EQ. Мама наклоняется к нему, улыбается и говорит, как она его любит, как она ему рада. Ребенок подрастает, начинает разбрасывать игрушки, мама его слегка ругает и говорит, как она огорчается, когда он так делает. Ребенок понимает, что мимика и тон голоса отражают эмоции. Так происходит познание первых девяти эмоций.

Иллюстрация: кадр из мультфильма «Головоломка»

Как правильно выражать свои эмоции?

Большинство людей не умеют называть свои эмоции. Для этого явления существует даже специальный термин – «алекситимия»: отсутствие слов для выражения эмоций. Это диагноз, который можно поставить 80% жителей Земли. И если взрослые не умеют это делать сами, то они не могут этому научить и своих детей. Человек с высоким уровнем EQ не только различает свои эмоции, но и умеет правильно выражать их, не держит их в себе, не закрывает, но и не выражает их чересчур бурно, агрессивно, чтобы не навредить окружающим. С этим связан следующий момент в EQ: управление эмоциями. Как только ребенок научится выражать эмоции и управлять ими, он может строить эффективные взаимоотношения с окружающими людьми. И высшая ступень EQ – управление этим взаимодействием. Человек становится эффективным менеджером, коммуникатором, вдохновителем, организатором.

Можно ли передать эмоции на расстоянии, заразить эмоцией других?

В монгольском языке нет слова «эмоция», но зато есть понятие «движение души». Это значит, что через нас проходит энергия, которую мы можем передать другим людям или получить ее от других людей. Общаясь с человеком, который находится в гневе или обиде, мы заражаемся от него эмоциональным состоянием и получаем эту энергию. Так же и радость может быть заразительной. Человек с высоким EQ, получив негативную эмоцию, не застревает в ней. Он ее отслеживает и отпускает. Человек с низким EQ может очень долго находиться в состоянии обиды, лелеять ее, пребывать в депрессии.

Иллюстрация: кадр из мультфильма «Головоломка»

Почему часто в семье родители и дети испытывают одинаковые эмоции и не могут ими управлять?

Семья несет определенные родовые программы, в том числе эмоциональные. Например, если дедушка был гневливый и не мог справиться с этой эмоцией, то он в процессе воспитания передаст эту эмоцию своему сыну, а тот – своим детям. Проблема в том, что с каждым новым поколением эта программа усиливается. Поэтому для многих родителей важная задача – разобраться со своими негативными эмоциями, и только в этом случае они не передадут это по наследству своим детям.

Также читайте о том, как вырастить ребенка эмоционально устойчивым.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
35
максим алмазов
и развивать интуицию(названее эмоцелекта)
надо с "чтения наоборот"
СсылкаПожаловаться
максим алмазов
новорожденый не может разговаривать не потому што у нево мыслей нет,а просто..
свяски "неокрепли" и "несформировались"
(и про несформированыи свяски-часто миф)
СсылкаПожаловаться
K O R O leva LeraAKLER
Какой бред "Знания и логика не дают счастья. Счастливыми нас делают умение ладить с миром и жить в ладу с самим собой." Зачем эти понятия противопоставлять друг другу, когда они систематически взаимосвязаны? Чувство радости в человеке появляется, когда ему становится что-то логически понятно, когда он находит выход из положения, стрессовой ситуации отрицательных эмоций. Сначала - душевное спокойствие, а потом в нём, как в почве - семечка радости, то есть положительная эмоция.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Завидуйте_МолчаБросить ребёнка...

Не знаю как правильно назвать тему. Не знаю зачем пишу, наверно и выговориться и может хорошего совета получить. Сложилась такая ситуация, что мне необходимо выйти на работу. Ребёнку 2 года. Бабушка/дедушка живущие рядом (свекры) с ребёнком не помогают. Я второй месяц вожу ее в частный сад с 9 до 16, ходит отлично, радостная бежит в группу. График моей работы будет с 8 до 20/21.00, сад на полный день с 8 до 20. Следовательно ни отвести в сад, ни забрать я не смогу, нужно будет нянечку нанимать (про мужа прошу не спрашивать, тема не о нем). Если ребёнок заболеет, то сидеть нянечка будет, а это 3600 в день. Итого сад+нянечка без учета «а вдруг заболеет» уже в 50 минимум выйдет, а в случае болезни ребёнка вообще во всю зп.... Есть другой вариант, отвезти ребёнка к моим родителям, они хоть и работают, но там и садик в 3 раза дешевле и ребёнка моя мама и водить и забирать и если заболеет на больничном с ней сидеть будет. Но это 3,5 часа на самолёте от меня. И тут 2 вопроса: во-первых как ребёнок с психологической точки зрения к этому отнесётся. Она два года неразлучна со мной, даже спим вместе. А тут я хоть и к родным бабушке с дедушкой, но в чужой для неё дом привезу, неделю побуду и уеду... и боюсь что оставлю минимум до сентября. Смогу конечно раз в 2 месяца на пару дней прилетать и по скайпу общаться.... ну и как мне эту разлуку выдержать... простите за много букв, я вся в катастрофическом расстройстве и растерянности.... но на работу просто необходимо выйти. Спасибо кто осилил весь текст!

1389
ВасилискаЗавуч ударила пятиклассницу за рисование на уроке биологии

С нашими школами происходит что-то очень не то. Что-то очень плохое. Правда, раньше это все тоже могло происходить, но оставалось внутри школьных стен, а теперь этот беспредел можно снять на телефон и придать огласке. Я понимаю, почему во многих школах запрещают проносить телефоны с камерами. только самые простые кнопочные! Или заставляют перед уроком их сдавать учителю. Потому что камеры помогают выносить сор из изб.

Очередной учительский скандал разыгрался в Самарской области. Как рассказали журналистам жители Тольятти, в школе № 93 завуч и преподавать биологии Валентина Я. ударила на своем уроке ученицу 5 класса.


— Она побила ее за то, что та рисовала. Как говорят другие ученики, причем из разных классов, такое поведение этого учителя можно наблюдать неоднократно, — делятся очевидцы.

Происшествия сумели заснять на мобильный телефон одноклассники школьницы. Видео начинается с того, что женщина держит руку у лица девочки и несколько раз дает ей пощечину.


— Вы что, с ума сошли? — чуть ли не плача спрашивает ребенок.


— Я да, я да, а ты нет. Поэтому я хочу, чтобы ты вела себя, как положено. Как девочка-ученица! — в учительском тоне ответила женщина.


Ролик уже разлетелся по социальным сетям. Судя по комментариям, Валентина, действительно, отличается жестким педагогическим подходом к занятиям.


— Слышал предысторию именно этого случая, вроде как, девочка сидела рисовала, не мешая проведению занятия. Я бы понял, если бы она так какого-нибудь наказала, который семки на уроках жует или мешает проведению урока, но чем ей рисующая девочка-то помешала? Я хоть и сам согласен, что многих стоит наказывать, в некоторых случаях возможно и такими методами, но точно не ребенка, который развивает свои художественные навыки... да на уроке биологии, однако опять же, не похоже, чтобы это мешало проведению занятия, — пишет Савелий Е.


— Этот учитель может спокойно вызвать ученика к доске, а если тот не выучил, то может взять и со всей дури головой об учебники ударить. Одному мальчику так разбили нос, — уже другая щекотливая подробность из комментариев в социальных сетях.


В школе ситуацию пока не прокомментировали (соображают, чем можно прикрыться).

По-моему это лютый АД.

П.С. Я в школе всегда рисовала на уроках, все мои тетрадки были изрисованы. Это не только не мешало мне усваивать информацию, но и помогало (я всегда училась отлично). Более того, привычка рисовать у меня сохранилась до сих пор - на лекциях или собраниях я постоянно рисую. Если бы кто-то посмел в этот момент подойти и ударить меня НЕСКОЛЬКО РАЗ ПО ЩЕКЕ, я бы вызвала полицию! А детей, значит, можно бить безнаказанно? Чтобы они вели себя так, как положено ученицам?

261
татьяна конюховаА какая она, хорошая бабушка для Вашего ребенка?

Как много тем о том, какие ужасные свекрови. да и мамы порой по отношению к собственному внуку. Воспитывают не так,  кормят не тем, гуляют не там и не тогда. Так какая она, бабушка- мечта для Вашего ребенка?

258
EvaУчусь за дочь...Или отсутствие желания у ребёнка учиться.

Доброй ночи.
У меня создаётся впечатление,что я плыву против течения.Все дело в том,что моя дочь (2 класс)с большой неохотой делает уроки,если это можно назвать «делать».После выполнения домашних заданий урока у меня создается ощущение,будто я толкаю руками каток, который утрамбовывает асфальт,чуть сдвину,а он пятится назад.
Делаются уроки по 5-6 часов.Переписываются вовсе неаккуратно.Иногда я иду спать,потому что мне тяжело сидеть до часу ночи и оставлю это в её руках.Если я не проверю домашнюю работу,то обязательно 2 по математике,иногда тройки.
Мне паршиво на душе,потому что я не могу заставить её учиться.
И за неё делать домашнее задание не могу.У неё мотивация ниже плинтуса.
Мои увещевания,разговоры по душам,а тем более ругань на нее по этому поводу не действуют.Иногда могу перейти на мат, могу дать по голове,если на грани.
Она начинает пытаться меня стукнуть.С ошибками списывает условия задачи. Не советуйте мне прописи,они у нас они есть:но там все то же самое: каракули,тк.левша и писать сложно.По математике наловчилас решать только примеры,от задач нервная почесуха. Постоянно разбираем вместе.
Она часто не может найти тетради в портфеле,читает и учит не то,что нужно,бывало и такое.
Приносит не те тетради.
Короче,несобранность во всей красе.
Я не знаю,что мне делать.
И здоровья от этого не прибавляется.
Я потеряла уже 15 кг,выгляжу так,будто в гроб кладут.
У неё уже от слова уроки слезы и в школу со слезами встаёт.

229
Марина Луневаэгоизм и дружба

честно признаюсь, что решила создать тему после вчерашней темы Елки про свекровь и другие темы про помощь, навеяло
БЫЛА у меня подруга. подружились гуляя в парке с годовалыми дочерьми, т.е. дети подружились, ну и мы, взрослые
всегда прослеживалось у нее, что другие должны подстраиваться под нее, ее ребенка, начиная с родственников и заканчивая подругами. случаев много, за 10 лет всех не упомню и приводить не буду. я старалась как -то это нивелировать и идти на компромисс, когда мои интересы не сильно страдали
потом я стала безработной и наши материальные возможности стали несовместимы по объему от слова совсем(((((, естественно она это понимала
что стало "Вишенкой на торте": ДР моей дочери, я приглашаю только дочь подруги (денег нет, взяла 1000 руб. у отца дочери). и тут подруга начинает мне говорить, что ее дочь "это" (заказной торт из пекарни и пиццу) есть не будет, а будет тоже самое, но только из ресторана (дороже и неудобнее мне), все мои слова, что на этот ресторан денег нет идут лесом. после этого я уже не смогла с ней общаться и прекратила дружбу.
вопрос к форуму, скажите, вот такой эгоцентризм в отношениях, перетягивание одеяла на себя, все мне должны делать как Я хочу -это сейчас нормально для людей, таких большинство?
ЯЖЕМАТЬ -победила разум почти всех?
откуда эта фигня?
сорри за многабукав)))))))))

208
МумикИдеальный перекус

в офисе-что для вас?
Всем здравствуйте!
Поделитесь, особенно интересно, кто на ПП. У нас не принято есть в офисе-максимум шоколадка и кофе/чай, я завтракаю очень рано-в 6:30. к 10:30 неприлично громко начиню урчать на весь офис от голода)))))), надо что то закинуть в топку, а вот что? Конфеты, шоколад не хочу, кто как выходит из положения?
вот заварила семена чиа, сижу, жду, не знаю, поможет ли)))
Ну и всем хорошего дня/вечера/ночи/утра)))))

174
Подпишитесь на нас
Новости Mail Дети