Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

«Игра в медитацию»: история девочки Риты

При слове «медитация» многие представляют себе аскетов, последователей экзотических восточных религий. Между тем медитация – просто метод, позволяющий успокоить и открыть ум, дать ему отдохнуть от потока мыслей и чувств.


Фото: Rolands Lakis / Flickr / CC-BY-2.0

– Вы как хотите, а я пошла медитировать! заявила восьмилетняя Рита и вышла из-за стола. Вышла, между прочим, прямо перед десертом («мороженое съем потом»).

 Ты же жуткая сластена! Как это – «мороженое потом»?!  спросила я, не веря своим ушам.

Мороженое не убежит,  философски ответила Рита и удалилась.

Это был «контрольный выстрел»: еще недавно сладости были главной любовью в жизни Риты.

Понимаешь, у нее теперь новый герой. Щенок Таши, который научился медитировать.

Моя подруга Аня, Ритина мама, сняла с полки книгу, на обложке которой был изображен погруженный в медитацию щенок. Одним из авторов книги значился Йонге Мингьюр Ринпоче – мастер тибетского буддизма, посвятивший много лет практике медитации в уединенных местах, в лесах и пещерах. Сегодня Ринпоче известен во всем мире как учитель, а также автор книг по практике буддизма, в том числе – для детей.

История рассказывает о песике Таши, заботы которого знакомы любому ребенку: Таши, в основном, занят поиском удовольствий, и их ему всегда мало. Но однажды Таши встречает в парке мальчика Нико, который очень заразительно «играет в медитацию». Таши начинает «играть» вместе с ним, и вскоре, на радость себе и своим хозяевам, превращается в умиротворенного, мудрого и величественного пса. То есть теперь понятно, в чьем стиле эта, мягко говоря, нетипичная для Риты реплика: «Мороженое не убежит».

Фото: Rolands Lakis / Flickr / CC-BY-2.0

Я раньше думала, что медитация – это нечто экзотическое, что-то для буддистов и индуистов,  говорит Аня.  А тут говорится о так называемой шаматхе такой медитации, которая не принадлежит к какой-то определенной религии. Это просто метод, позволяющий успокоить и открыть ум, дать ему отдохнуть от потока мыслей и чувств. А еще авторы пишут, что она полезна как для детей, так и для взрослых. Вот мы и решили попробовать. Здесь нет ничего сложного: надо просто сесть в позу для медитации, выпрямить спину и сосредоточиться на дыхании.

И как, вам понравилось?

Ну, ты же видишь… У Риты теперь любимая игра игра в медитацию. Недавно прихожу забирать ее из гостей, и вижу: сидит в окружении ребят, рассказывает им историю: «Ну вот представьте, что вы – море. Когда мы волнуемся и спешим, то это как будто начался шторм и со дна поднялась вся грязь. А если помедитировать, то шторм успокоится, вся грязь упадет на дно, и мы станем, как прозрачная вода. И все сразу будет хорошо и понятно». Оказывается, она проделывает такое со своими друзьями регулярно.

– И что, друзьям не скучно?

Представляешь, нет! Оказалось, что большинству детей и правда нравится медитировать. Дети прирожденные мастера медитации, они получают от нее удовольствие.

Фото: Rolands Lakis / Flickr / CC-BY-2.0

Ну а ты сама замечаешь в Рите какие-то перемены?

Еще как. Во-первых, она стала спокойнее. Ей интересно проводить время одной – читать, рисовать. Во-вторых, ей нравится помогать другим. Недавно заболел ее младший брат, а у меня как раз был срочный перевод… Так она отказалась идти с подружкой в кино – сидела и весь вечер читала ему книжку. А я ведь ее даже об этом не просила! Ну и еще ей, похоже, стало легче учиться.

Неужели все так просто: Рита начала медитировать и проблемы исчезли?

 Не исчезли: вначале она жаловалась, что не может сосредоточиться. Но мы нашли рекомендации на этот счет: «Объясните ребенку: то, что во время медитации в голову приходят разные мысли, – нормально. Если это происходит, мы не злимся и не расстраиваемся, а просто позволяем мыслям проплывать мимо, подобно облакам. По сути это и есть медитация. Если во время медитации ребенка посещают пугающие или неприятные мысли, скажите ему вернуть внимание к дыханию – тогда «плохие» мысли исчезнут».

Ну а ты как-то поддерживаешь это ее новое увлечение?

- Конечно. Часто медитирую с ней, но, кроме того, следую совету поощрять стремление ребенка быть внимательным в различных ситуациях. Так, если мы, например, стоим в очереди, то не томимся ожиданием, а внимательно наблюдаем, что происходит вокруг, и обсуждаем это, а также следим за своими ощущениями и мыслями. Считается, что такие «мини-медитации» закладывают основу внимательности осознания того, что мы делаем, думаем и чувствуем в тот момент, когда мы делаем-думаем- чувствуем это. Таким образом преодолевается разрыв между формальными занятиями медитацией и повседневной жизнью.

...В этот момент раздался звонок в дверь и в комнату очень кстати вошла Ирина наша общая подруга, которая, собственно, и подарила Рите книгу. Ирина практикует медитацию лет двадцать, и научила этому свою дочку – восьмилетнюю Софию, подругу Риты. По ее словам, привычка Софии медитировать возникла постепенно, сама собой.

Фото: Ирина Шуняева
София с детства видела, как я делаю практику. В это время ей особенно нравилось быть рядом: она приходила из своей комнаты, играла или рисовала поблизости, иногда засыпала у меня на коленях. Я никогда не принуждала и даже не просила ее медитировать вместе со мной. Но года два назад она сама села рядом и сказала, что тоже хочет медитировать. Тогда я объяснила ей, как это делается. А недавно я обнаружила, что она медитирует и без меня. Было это так: София что-то натворила, и я отправила ее в комнату «подумать». Заглянула к ней через какое-то время, и вижу: ребенок сидит, скрестив ноги, и глубоко дышит. Я вижу, что медитация развивает в ней доброту, отзывчивость. Раньше София, как и многие дети, была больше занята своими желаниями, чем мыслями о других людях. А теперь к ней приходит понимание, что все люди испытывают те же эмоции и те же трудности, что и она, и ей искренне хочется помогать им. Также я заметила, что раньше у нее были вспышки гнева, а теперь их нет.
Ирина Шуняева

Также читайте о том, как проходит детство в буддийском монастыре.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
70
Anna
Я практиковала Випассану - там нет ни мантр, ни визуализации. Все было хорошо, а потом у меня в голове как будто кто-то включил телевизор, причем не самый приятный из каналов. Теперь я понимаю, что у меня была переразвита чакра третьего глаза (аджна) - у меня были цветные, всегда запоминающиеся сновидения со звуками, запахами, тактильными ощущениями. И требовалось совсем немного усилий, чтобы третий глаз "открыть". Так что скорее тут все зависит не от способа обучения, а скорее от состояния различных чакр. Я думаю, что для людей со слабой аджной фактор риска значительно меньше. Для людей с сильной аджной я бы исключила медитацию вообще. Лучше, как учит тхеравада, делать в этом воплощении добрые дела и развивать другие чакры, чтобы при открытии третьего глаза быть свободным от страхов, иметь сильную волю и сильное сердце. Если почитать книги по медитации, которые пишут буддийские монахи (опять же, практикующие просто наблюдения мыслей и ощущений без мантр и визуализации), то видно, что видения иных миров воплощений, различных существ - это нормальное состояние при постоянной практике. Если почитать жития христианских святых, то и там различные адские и райские видения - в порядке вещей. То есть это совсем не ошибка обучения.
СсылкаПожаловаться
Влад xxxx
В ответ на комментарий от Anna
Anna
С медитациями надо быть очень и очень осторожными - медитация может приводить к возникновению шизоподобных состояний, когда начинаются слуховые и зрительные галлюцинации, видения различных миров. В практике буддизма это считается нормальным. Психиатры, как только слышат от пациента слово "медитация", разводят руками со словами "а что вы хотели?" Я бы сказала, что есть целая категория людей, которым медитировать строго противопоказано - это люди с яркими и запоминающимися снами, люди с явными страхами, которые им сложно побороть - высоты, темноты, люди со слабой волей, которым сложно подчинятся, сложно заставить себя сделать то, что надо, а не то, что хочется. В общем, надо быть осторожным, поскольку по сути медитация - это введение мозга в нестандартное для него состояние, по крайней мере на данном этапе развития данного конкретного мозга. И я бы не стала практиковать медитацию с детьми. Слушать мантры - вполне, читать вслух молитвы - да, практиковать осознанность, наблюдая свои эмоции - да, медитация - нет.
СсылкаПожаловаться
Анна вы правы ! С этой медитацией в псих.больницу загреметь можно - это как выйти погулять . Опасные забавы .
СсылкаПожаловаться
Эльвира_Мяу
В ответ на комментарий от Anna История переписки3
Anna
Эльвира, к сожалению, в медитации ИСС включается само по себе. Не у всех. Но вполне может. Более того, ИСС вполне может включится и при чтении православной молитвы про себя в сердце. Поэтому мирянам советуют читать молитвы вслух, а к Иисусовой молитве (которая по сути мантра и читается сердцем) относится с большой осторожностью.
СсылкаПожаловаться
В некоторой степени я с вами согласна, например с тем, что медитация сродни молитве (просто в разных культурах это по-разному называют и по-разному делают). Да, это надо делать осторожно и под наблюдением. Возможно, у нас с вами немного разное понятие медитации (судя по вашему комментарию выше), потому как для меня медитация - это расслабиться и следить за своими эмоциями и чувствами, не обязательно используя при этом мантры или визуализацию. А вот мантры/визуализация + медитация = ИСС. Поэтому, я думаю, тут дело в том, как именно это объяснять и как именно этому учить. Любую, даже самую светлую идею, можно преподать неверно, исказить суть, и получить сумасшедшего (и такие, увы, встречаются в любой религии, чем портят впечатление о ней).
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
♛Маркиза♔не♕ангелов♚Шотландия: загадочная и красивая
464
Александра ГиршУчитель, одноклассники и школа-лицей
Девочки, пишу на форум за советом, потому что уже не знаю что и как обдумать (заранее прошу прощения за много букв))). Ребенку 8 лет исполнится в мае, заканчивает первый класс в школе-лицей. Родился с гипоксией, откачивали сутки в реанимации, как итог: поздно пошел (1,5 года), поздно заговорил (отдельными словами в 4-4,5 года). Боялась что его вообще в обычную школу не примут, но в 0-ом классе выровнялась речь, научился читать, считать в пределах десяти и т.д. что обычно умеют дошколята (спасибо невропатологам, психологам и талантливому репетитору). Теперь собственно к сути:
Закончил третью четверть и имеет 3 "тройки" и 3 "четверки". Математика и английский - на "ура", остальное не очень. Но я внимания на этом не заостряю, меня смущает отношение его учительницы. Средних лет (45-50), как говорится "старой закалки", очень строгая, требовательная и жесткая. Мой ребенок (довольно скрытный) ни разу не пожаловался на нее, зато от нее я жалоб в первой половине года наслушалась: "он все время спит, не слушает, зевает, не активен, не отвечает, горох об стену и т.д.". Все это проговаривается таким тоном (может, я преувеличиваю), как будто он - самый распоследний дурак в классе (в котором 32 ребенка). Нагрузка в школе жетская: помимо общих предметов на дом задается до кучи (например прорешать по 1 странице в день из "3000 примеров по математике" Нефедовой и вести читательский дневник: прочитать рассказ и нарисовать к нему рисунок (в неделю по 5 штук)). Дабы подтянуть учебу я записала сына на доп. занятия к репетитору, который ежедневно 2 часа учит с ним уроки и еще 1 час готовит по отдельным предметам. Сын раскрылся, повеселел, завел себе новых друзей, каждый день рвется к этому своему репетитору как на праздник. Как итог через месяц занятий: две последние контрольные по математике написал на "отлично", с остальными предметами тоже неплохо - с "двойки" на "четверку". Русский язык только у него неважный, но я, помня о том, как он не мог ручку удержать и двух слов связать буквально год назад, радуюсь вообще тому что  есть.  Но когда я поинтересовалась у его учительницы, как у него продвигается учеба услышала что контрольные он списывает (ага, две контрольные подряд он списал), и вообще, "воз и ныне там". Короче, как был дурак так и остался. 
Я воспитывалась в  системе когда учитель и его слово - закон, а авторитет учителя непоколебим. Может просто мне самой везло с учителями. Но безапелляционность учительницы сына меня смущает. Я не признаюсь никому, но мне кажется сыну с ней не комфортно, скупая она на хотя бы поощрение. Если человека все время гнобить, то так и всякое желание можно отбить. 
И атмосфера в классе какая-то нездоровая: все конкуренты, все на голову друг другу лезут (в первом классе!), все дети нервные, агрессивные какие-то. Друзей за полгода в школе сын себе не нашел, зато у репетитора (она преподает в частном учебном центре) в первый же день подружился со всеми. Да и мне кажется отношение учительницы отразилось на отношении отдельных детей в классе: весь год к сыну придирается одноклассник, на прошлой неделе испинал его, а учительница мне сказала: ваш сын сам его спровоцировал (как выяснилось потом, предложил поиграть в догонялки, так тот моего сына догнал и по ногам отпинал). 
Теперь думаю: стоит ли переводить сына в обычную школу, не лицей? Или может это везде так? Или может я накрутила себя и слишком все драматизирую? 
Оговорюсь сразу, особого отношения к сыну я у учителя не просила никогда, но перед началом учебного года честно предупредила что есть небольшие проблемы с речью. Да и учительница на первый взгляд не монстр, может у нее метода такая и было бы хуже если б она вообще ничего не требовала с него? Очень хочется услышать ваше мнение (с отцом сына в разводе, моя мама разводит руками и говорит что если переведу его то "научу убегать от проблем". В общем, наболело....
264
Ольга МорозоваОценка за четверть
Приветствую, форум. При среднем балле 3,75 должна быть по правилам 4, а выставлена за четверть 3 - правомерно ли?. Это у сына по физкультуре. У него всегда были проблемы с зимней физ-рой на лыжах, но все таки в основном четверки всю четверть,три 3,одна 2(исправленная на 4)есть, балл то вышел больше 3,5-значит должна быть 4 в итоге. Или это на усмотрение учителя? Блин, единственная 3 за четверть, обидно как то...
143
злая тёткаканикулы))
Добрый день,всем)))
План на каникулы такой:
1.Сделать по окр.миру заранее трудоемкие доклады
2.Подтянуть математику
3.Поработать над почерком
4.Подучить английский
5.Занятия по логопеду
Итог,каникул у ребенка не будет(((
А у вас какие планы))
123
НаталияДекор стен в коридоре
Доброго дня всем!
Дано: не правильной формы коридор-узкий и длинный. Стены светлые. Сначала не заморачивалась, стены чистые, светлые и ну и ладно. Картинки примерила (не большие в коричневой рамочке, масло)-не понравилось. 
Накидайте идей для таких вот не стандартных помещений, может у кого-то такой же?
Фото попробую загрузить в комментарии.
91
Мадам Н.Д.Весенний обмен открытками.
Во- первых, я хотела бы пригласить  всех желающих  к голосованию по теме Десять лучших исторических тем  форума:  
https://deti.mail.ru/forum/deti_mail_ru/.... Очень  бы хотелось, чтобы все по достоинству оценили труд наших девочек. 
Во-вторых, приглашаю к отчету по весеннему обмену открытками и  посылками. В нем в этом раз участвовало 39 человек, каждый посылал и получал 3 или 4 открытки. Я посылала 12 открыток и 1 посылку,  получила 8 открыток и 1 посылку. 
89
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru