Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискComboВсе проекты

Какими были первые ранцы, дневники и парты

Накануне нового учебного года, когда родители уже устали искать среди 300 моделей рюкзаков и портфелей «тот самый», рассказываем, как и когда у нас появились самые популярные школьные предметы.


Ранец: «наследство» от военных

Ранцы на Руси впервые увидели в XVII веке, когда московские князья начали брать на службу германских наемников. Именно немецкие солдаты в старину были экипированы удобными кожаными четырехугольными сумками с застежкой, которые носили на лямках за спиной.

Н.П. Богданов-Бельский. У дверей школы. 1897 г.

Ранцы оказались удобнее более привычной на Руси котомки: во-первых, нагрузка равномерно распределяется по спине, во-вторых, освобождаются руки. Но прошло 200 лет прежде чем этот предмет перекочевал в обиход школьников. Название такой сумки в русском языке практически идентично немецкому ranzen (котомка, сумка).

И в XIX, и в начале XX века ранцы оставались привилегией состоятельных семей, ведь их шили из сыромятной кожи и обшивали тюленьим мехом крышку, поэтому позволить себе такую покупку мог далеко не каждый родитель. Так что крестьянские и мещанские дети продолжали бегать на учебу с холщовыми мешками или перевязывали учебники бечевкой.

Первые ранцы и портфели из недорогих синтетических материалов появились в СССР. Кстати, слово «портфель» произошло от французского porter «носить» и feuille «лист бумаги». Они появились в обиходе позднее ранцев, и были удобнее благодаря своей вариативности: портфель можно было носить и на лямках за спиной, и за ручку.

Парта: отечественное ноу-хау

Впервые о том, как важно детям сидеть правильно за столом во время занятий, заговорили в Цюрихе. В 1865 году доктор Фарнер доказывал, что школьный стол – очень важная составляющая хорошей успеваемости и здоровья ребенка. Но это была только теория.

Б.М. Кустодиев. Земская школа в Московской Руси. 1907 г.

В 1870 году российский врач-гигиенист Федор Эрисман опубликовал работу «Влияние школ на происхождение близорукости, в которой доказал, как губительны для детских глаз занятия за обычными столами, на скамьях, лавках, стульях и так далее. Он сконструировал индивидуальную парту, которая объединила в себе и стол, и скамью.

Столешница была наклонена под правильным углом к сиденью. Это заставляло учащегося держать правильную осанку, и не слишком напрягать зрение. Кроме того, продуманное рабочее место способствовало анатомически правильной постановке руки, было прочным и исключала возможный травматизм. В дальнейшем эту конструкцию не раз модернизировали.

В 1960-х годах в Советском Союзе парту Эрисмана объявили устаревшей и слишком тяжелой. На смену ей пришла минималистическая конструкция на трубчатых металлических ножках с отдельным стулом.

Меловая доска: каждому ученику своя

Идея поверхности, на которой можно записать учебный материал, известна с незапамятных времен. Ее прообразом археологи называют стены пещер с рисунками первобытных людей.

Впервые массовое производство досок для учебы началось лишь в XVIII веке в Англии, именно там стали разрабатывать месторождение сланца, из которого делали первые аспидные (грифельные) доски для школьников. На этих досках темно-серого цвета писали грифелем (отсюда и название), а стирали записи тряпкой.

В Россию такие доски попали уже в XIX веке, но они были недолговечны и не слишком удобны с точки зрения учебного процесса. У каждого ребенка была своя дощечка, и педагогам приходилось подходить ко всем по очереди, чтобы проверить задание.

Н.П. Богданов-Бельский. Устный счёт. В народной школе С.А. Рачинского. 1895 г.

К 1840 в США на поток поставили производство более дешевых и прочных досок из плотной древесины с керамическим или фарфоровым покрытием, на которых можно было писать мелом. Кстати, первый пишущий состав для этих досок состоял из толченого мела, красящего пигмента и… овсянки.

Чуть раньше директор одной из шотландских школ, Джеймс Пилланс, ввел в обиход большую классную доску. Одно новшество объединили с другим. В России учителя стали пользоваться такими досками во второй половине XIX века.

Врачи указывали, что блики от темной поверхности доски вредят зрению школьников. В середине прошлого века эту проблему удалось решить, заменив черные доски на зеленые.

Дневник: главный «документ» школьника

Слово «дневник» появилось, как и многое другое, в нашем обиходе с легкой руки Петра I. Но тогда дневники еще не имели никакого отношения к системе образования – это были просто толстые тетради, в которых в европейских странах было модным записывать свои мысли и чувства, а также события прошедшего дня.

На рубеже XIX-XX веков дневники начали входить и в школьный обиход. Правда, они назывались «Спутникъ школы» и выпускались в России одним-единственным издательством – «Т-во М.О. Вольфъ». Основную часть дневника, как и в наши дни, занимал еженедельник с расписанием и графой для заметок. Вверху страниц содержалась информация о религиозных постах и праздниках, учебная неделя начиналась с воскресенья, как требовали церковные каноны, а на форзаце располагалась реклама книжных магазинов и канцтоваров.

А.М. Корин. Опять провалился. 1891 г.

Большое место в «Спутнике» занимал справочно-информационный раздел: из него учащиеся Российской империи могли узнать многое, например, состав царствующей семьи Романовых, как выглядят флаги важнейших государств мира, скорость вращения Земли вокруг своей оси и даже способы оказания первой медицинской помощи.

Советская педагогика быстро переняла эту идею, за время школьной реформы 1930-1934 годов школьный дневник стал самым главным «документом» школьника СССР. Вот только богатый справочный материал в нем больше не использовался, а сам дневник стал серым и невзрачным на вид: обложка блеклых расцветок и разграфленные листы внутри – из шершавой бумаги, пригодной для чернильной ручки. И лишь в конце 1980-х гг. в нашей стране появились разнообразные дневники, призванные подчеркнуть индивидуальность каждого школьника.

Читайте также: Как и чему учили детей на Руси 300 лет назад.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Божья КоровкаПоэтический конкурс № 15 («О любви»). Голосование
Всем доброго времени суток!

С радостью и волнением Пятнадцатый внутрифорумской поэтический конкурс объявляю открытым и выношу на ваш суд 20 конкурсных произведений и 2 внеконкурсных стихотворения.
 
Прошу прочитать и оценить каждое стихотворение. Если не сможете прочитать все произведения сразу, то обязательно вернитесь к этой теме попозже, чтобы дочитать и проголосовать.
 
Напомню задание.
Тема – «Любовь» (любовь во всех её проявлениях).
Усложняющий элемент – музыка (это может быть или просто упоминание этого слова, или название музыкального произведения и т.д.).
 
Голосование будет длиться с этого момента до позднего вечера четверга (30 января), потом тему закрою. Итоги конкурса я объявлю в пятницу 31 января.
 
 
Напомню о правилах.
1. Не комментировать, пока я не выложу все произведения. Подождите, когда стихотворение будет выложено до конца (на всякий случай в конце каждого будет маячок в виде слова КОНЕЦ).
2. Авторам произведений нельзя раскрывать свою анонимность до конца голосования. 
3. Голосовать могут только  пользователи с личной страницей на форуме.
4. Голосом за произведение считается только комментарий в виде  +1 №… или +1 (...) непосредственно под  стихом. Если у вас нет на клавиатуре плюса, то ставьте *1 №…, но маякните об этом мне. Словами плюс один не пишем!!!
Огромнейшая просьба!!! Если пишите комментарий, то делайте примерно так:
+1 № 55 или +1 (55)
Текст (Нравится/не нравится то-то и за то-то…).
Данное нововведение связано с тем, что очень тяжело не пропустить +1, если он стоит в середине или в конце комментария.
5. Авторы просят конструктивной критики, поэтому прошу не стесняться выражать своё мнение. Только делайте это вежливо, указывая на конкретные недостатки. 
6. Голосовать можно за любое количество произведений, но только один раз.
7. Голоса пользователей, замеченных в явном троллинге  или оскорблениях, учитываться не будут.
8.  Голосование  продлится до позднего вечера четверга (30 января). После тема закрывается.
9. Победит произведение, набравшее больше всех +1, о чём будет сообщено в поздравительной теме в пятницу 31 января.

П.С. Авторы, если я забыла выложить ваше творение, то обязательно пишите мне на почту (mrs.ksu@mail.ru). Внимание: не в тему, а на почту.
417
АнонимМаткапитал на первого ребенка
Мне если честно просто обидно. Чем мой ребенок 2017 года рождения хуже детей, родившихся после 1 января 2020 года?! У него также две руки и две ноги, он также хочет кушать и свою собственную комнату в квартире. Злюсь, что нам эти деньги не достанутся. Жена брата вообще родила в декабре 2019. Ей ещё обиднее. А мама нам обеим говорит: девки, не рыдайте, а лучше сразу бегите за вторыми, тогда и получите все 600 тысяч сразу.
Я в разводе. Второго не планировала, да и не от кого. Почему бы всем первым и единственным детям тоже не раздать этот сертификат? Как будто нам и нашим детям эта поддержка не нужна 
307
НадеждаНе знаю как назвать..
Сегодня мой маршрут на работу случайно пролег мимо учебного заведения сына... и случайно совпал с большой переменой... И вот мой материнский инстинкт повернул мою голову в сторону, и что я вижу... Мой сыночка-любимочка, сокровище ненаглядное, моя радость и гордость ( на этой неделе у него ДР-16 лет)-КУРИТ!
Вроде понимаю, что скорее всего это не в первый раз, и не в системе, но как же неприятно на душе и обидно, и вообще, не пойму что за чувства...
268
АнонимКак вернуть прежние отношения с мужем?
Мы жили вместе до брака 4 года, 6 лет в браке, нам чуть за 30. Всегда отношения были на зависть окружающим, мы были как попугайчики-неразлучники, почти никогда не ругались, идиллия да гармония. Все изменилось резко с рождением ребенка 2 года назад. Ребенок долгожданный и очень любимый. Но он родился, и все полетело в пропасть. Внешние обстоятельства складываются так, что мы все глубже скатываемся в конфликт и раздражение. 
После рождения ребенка я осталась в изоляции, в 4х стенах с беспокойным ребенком, который орал сутками, я сходила с ума. Помощи нет, бабушек нет, муж поменял работу и стал приходить ежедневно в 21.00, а на зарплате это мало отразилось. Просила отложить его хобби (которое отнимало еще 7 ч в нед) пока ребенок маленький, т.к. с таким графиком мы не видим его совсем и мне нужна помощь. Неохотно сделал это и припоминает мне, что я его вынудила.
Потом они поссорились с моим папой. Я очень переживала, пыталась примирить их. Не вышло.
С ребенком постоянно что-то случалось - в 5 дней судороги, в 2 мес ожег, в 4 мес чуть в ванной не утонул, когда я отвернулась за одеждой и полотенцем (круг лопнул, ребенок был на дне, все без единого звука), в 5 мес перевернулась коляска, несколько раз нас пыталась сбить машина и очень много такого.
Мы поссорились с его мамой, он встал на ее сторону.
По ошибке перевел крупную сумму не туда по работе, пришлось возвращать эти деньги фирме долго и мучительно.
Настоял на самостоятельной замене труб, в результате вся ванная раскурочена, теперь нужен ремонт.
Ребенок попал в больницу, где неправильно его лечили, я бегала с ребенком в ужасном состоянии по всем кабинетам, у меня был нервный срыв.
Мужу отказали в продлении вида на жительство и мы были под угрозой депортации. Потребовалось много сил и денег, чтобы остаться.
Ребенок пошел в сад, воспитатели творили беспредел, много нервов оставила я там.
Полетела электропроводка, бытовая техника, со здоровьем так себе.
Ну и вишенка на торте - на прошлой неделе у нас украли 45000р.
Мы стали раздражать друг друга. Почти каждое пребывание вместе заканчивается ссорой, заводимся с полоборота. Мы оба обожаем ребенка, которому 2,4, но друг с другом у нас находиться долго не получается, так что с ребенком мы по очереди. Я уезжала с ребенком в отпуск на мес, не помогло. Стало хуже. Он перебрался на диван. Попытки общения исходят только с моей стороны, Не говорит ни о своих проблемах, ни о совместных планах, ничего не обсуждает со мной. Нет внимания. Такое чувство, что из общего у нас только ребенок. Когда пытаюсь наладить контакт, ответ "начни с себя". Я стараюсь, говорю ему приятности, отмечаю его достижения - отвечает язвительно. И начинает бесить еще больше. Обнимаю или прилягу рядом - в ответ ничего. Когда я не чувствую отдачи, у меня опускаются руки или я раздражаюсь.Из-за чего ссоры:
- занималась ребенком, просила его проконтролировать время - мы опоздали на поезд
- нет совместных занятий никаких (раньше ели вместе, в магазин ходили вместе, гуляли вместе, спали в одной кровати, были общие увлечения)
- его работа, из-за которой мы не видимся, и она не настолько денежная, чтобы это терпеть, но менять ничего не хочет
- хобби, на которое он готов потратить еще 7 ч в нед, а я против
- отношения с родственниками
- считает, что я его контролирую (попросила не напиваться на корпорате и хочу знать, сколько у нас денег)
Хочет отдохнуть от нас и всех забот - взять пару дней и побыть в лесу. На это ничего не сказала, хотя мне обидно.
Он отличный папа, и старается для нас, и проблемы внешние решает. Но со мной ведет себя холодно. На работу не звони - я занят, вечером - общаться не хочу, устал (смотрит фильмы/сидит в игре), спит один на диване, в выходные с ребенком гуляет целый день, иногда в баню с друзьями.

Что делать? Равнодушие тяжело терпеть, контакт найти не получается, разрушать семью не хочу. Знаю же, что у нас может быть по-другому (было же целых 8 лет!), как это вернуть?
203
АнонимПодросток!?
Вчера встретила дочь из школы. Ей 9 лет. Полуторная смена (это когда начинают учиться с 11.25 и до бесконечности, т.е. до вечера). Вечером надо еще и уроки сделать. 
Я понимаю, что ребенок устает. Но... 
Дочь с малолетства иногда позволяет вольности в мой адрес, типа высказаться очень некрасиво в мой адрес, при этом делает вид как-будто она взрослая, а я так... Мать бестолковая... Ругаемся из-за этого, просит прощение и обещает, что больше никогда так делать не будет. Ребенок не ласковый, к сожалению. Любит "брать", чтобы всегда все ей,а вот "отдавать" не очень. Еще присутствует "великая лень". Все дела по дому на мне, даже тарелку в раковину помыть не поставит, пока я 10 раз не скажу, а потом еще и рявкну. Учиться хорошо. Отказа особо не знает ни в чем!
Так вот инцидент вчера в магазине:
стоит дочь в очереди со мной на кассу, до этого уже набрала в корзину целую кучу вкусняшек и говорит: "Вот бы заболеть, опять и не ходить в школу целый месяц!".
Я ей: "Если что, будешь ходить с температурой!" (Естественно я так сказала, но так не сделаю!)
На это ответ от дочки, довольно громко так, что слышали и окружающие: "А я пойду к директору и скажу, чтобы меня забрали в детдом, мне там лучше будет!"
Я постаралась замять весь этот разговор в магазине...
Пришли домой, я у нее спрашиваю: "За что ты меня на весь магазин позоришь?! Что я тебе сделала?" Обидно до глубины души, как я и писала выше, были и другие обиды меня с ее стороны.
Весь вечер я проплакала, она просила прощение...
Хочется понять, что именно  я не так делаю, как мне поступать в таких ситуациях, ведь ребенок растет и превращается в подростка, почему ребенок не дорожит собственной мамой?! 
ТЕМА НЕ ДЛЯ СРАЧА, ТАПКАМИ ОСОБО НЕ БРОСАТЬ, и так на душе плохо!
170
АнонимЧто есть ,если не хочешь готовить?
Всем привет. Чувствую закидают меня камнями за эту тему, но я ненавижу готовить. Настолько ненавижу, что сварить макароны для меня непосильная ноша. Сейчас ужин мне готовит муж, на завтрак кашу заливаю молоком и ставлю в микроволновку, а на обед перекусы бутербродами, ну и всякая гадость типа конфет и шоколадок (фигура позволяет, не поправляюсь я от этого). 

Девочки, поделитесь пожалуйста быстрыми рецептами, что можно приготовить минут за 5-10, испачкав при этом минимально посуды. Пробовала покупать готовую еду, но мне невкусно. Мультиварка есть, но не использую ее из соображений гигиены (бесит, что ее нельзя помыть полностью как кастрюлю перед/после готовки).
 
Ролтоны/дошираки мне нельзя. Наготовить на неделю тоже не вариант, очень уж не люблю готовить.
144
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru