Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Какими были первые ранцы, дневники и парты

Накануне нового учебного года, когда родители уже устали искать среди 300 моделей рюкзаков и портфелей «тот самый», рассказываем, как и когда у нас появились самые популярные школьные предметы.


Ранец: «наследство» от военных

Ранцы на Руси впервые увидели в XVII веке, когда московские князья начали брать на службу германских наемников. Именно немецкие солдаты в старину были экипированы удобными кожаными четырехугольными сумками с застежкой, которые носили на лямках за спиной.

Н.П. Богданов-Бельский. У дверей школы. 1897 г.

Ранцы оказались удобнее более привычной на Руси котомки: во-первых, нагрузка равномерно распределяется по спине, во-вторых, освобождаются руки. Но прошло 200 лет прежде чем этот предмет перекочевал в обиход школьников. Название такой сумки в русском языке практически идентично немецкому ranzen (котомка, сумка).

И в XIX, и в начале XX века ранцы оставались привилегией состоятельных семей, ведь их шили из сыромятной кожи и обшивали тюленьим мехом крышку, поэтому позволить себе такую покупку мог далеко не каждый родитель. Так что крестьянские и мещанские дети продолжали бегать на учебу с холщовыми мешками или перевязывали учебники бечевкой.

Первые ранцы и портфели из недорогих синтетических материалов появились в СССР. Кстати, слово «портфель» произошло от французского porter «носить» и feuille «лист бумаги». Они появились в обиходе позднее ранцев, и были удобнее благодаря своей вариативности: портфель можно было носить и на лямках за спиной, и за ручку.

Парта: отечественное ноу-хау

Впервые о том, как важно детям сидеть правильно за столом во время занятий, заговорили в Цюрихе. В 1865 году доктор Фарнер доказывал, что школьный стол – очень важная составляющая хорошей успеваемости и здоровья ребенка. Но это была только теория.

Б.М. Кустодиев. Земская школа в Московской Руси. 1907 г.

В 1870 году российский врач-гигиенист Федор Эрисман опубликовал работу «Влияние школ на происхождение близорукости, в которой доказал, как губительны для детских глаз занятия за обычными столами, на скамьях, лавках, стульях и так далее. Он сконструировал индивидуальную парту, которая объединила в себе и стол, и скамью.

Столешница была наклонена под правильным углом к сиденью. Это заставляло учащегося держать правильную осанку, и не слишком напрягать зрение. Кроме того, продуманное рабочее место способствовало анатомически правильной постановке руки, было прочным и исключала возможный травматизм. В дальнейшем эту конструкцию не раз модернизировали.

В 1960-х годах в Советском Союзе парту Эрисмана объявили устаревшей и слишком тяжелой. На смену ей пришла минималистическая конструкция на трубчатых металлических ножках с отдельным стулом.

Меловая доска: каждому ученику своя

Идея поверхности, на которой можно записать учебный материал, известна с незапамятных времен. Ее прообразом археологи называют стены пещер с рисунками первобытных людей.

Впервые массовое производство досок для учебы началось лишь в XVIII веке в Англии, именно там стали разрабатывать месторождение сланца, из которого делали первые аспидные (грифельные) доски для школьников. На этих досках темно-серого цвета писали грифелем (отсюда и название), а стирали записи тряпкой.

В Россию такие доски попали уже в XIX веке, но они были недолговечны и не слишком удобны с точки зрения учебного процесса. У каждого ребенка была своя дощечка, и педагогам приходилось подходить ко всем по очереди, чтобы проверить задание.

Н.П. Богданов-Бельский. Устный счёт. В народной школе С.А. Рачинского. 1895 г.

К 1840 в США на поток поставили производство более дешевых и прочных досок из плотной древесины с керамическим или фарфоровым покрытием, на которых можно было писать мелом. Кстати, первый пишущий состав для этих досок состоял из толченого мела, красящего пигмента и… овсянки.

Чуть раньше директор одной из шотландских школ, Джеймс Пилланс, ввел в обиход большую классную доску. Одно новшество объединили с другим. В России учителя стали пользоваться такими досками во второй половине XIX века.

Врачи указывали, что блики от темной поверхности доски вредят зрению школьников. В середине прошлого века эту проблему удалось решить, заменив черные доски на зеленые.

Дневник: главный «документ» школьника

Слово «дневник» появилось, как и многое другое, в нашем обиходе с легкой руки Петра I. Но тогда дневники еще не имели никакого отношения к системе образования – это были просто толстые тетради, в которых в европейских странах было модным записывать свои мысли и чувства, а также события прошедшего дня.

На рубеже XIX-XX веков дневники начали входить и в школьный обиход. Правда, они назывались «Спутникъ школы» и выпускались в России одним-единственным издательством – «Т-во М.О. Вольфъ». Основную часть дневника, как и в наши дни, занимал еженедельник с расписанием и графой для заметок. Вверху страниц содержалась информация о религиозных постах и праздниках, учебная неделя начиналась с воскресенья, как требовали церковные каноны, а на форзаце располагалась реклама книжных магазинов и канцтоваров.

А.М. Корин. Опять провалился. 1891 г.

Большое место в «Спутнике» занимал справочно-информационный раздел: из него учащиеся Российской империи могли узнать многое, например, состав царствующей семьи Романовых, как выглядят флаги важнейших государств мира, скорость вращения Земли вокруг своей оси и даже способы оказания первой медицинской помощи.

Советская педагогика быстро переняла эту идею, за время школьной реформы 1930-1934 годов школьный дневник стал самым главным «документом» школьника СССР. Вот только богатый справочный материал в нем больше не использовался, а сам дневник стал серым и невзрачным на вид: обложка блеклых расцветок и разграфленные листы внутри – из шершавой бумаги, пригодной для чернильной ручки. И лишь в конце 1980-х гг. в нашей стране появились разнообразные дневники, призванные подчеркнуть индивидуальность каждого школьника.

Читайте также: Как и чему учили детей на Руси 300 лет назад.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
ЛошадкаЧто выбрать гостевой дом, апартаменты или отель....( наш юг)
  Мучаюсь уже больше недели.... Вчера забронировали билеты в Адлер с 20 июня по 2 июля. Прибытие рано утром, отъезд поздно вечером. Но об этом потом... Квартира отпадает сразу они очень удалены от моря,  Есть конечно.но там цена  в полтора раза выше.  Гостевой дом...но те которые в мое ценовой категории это 14-17 тыс на 7 дней, совсем бюджетные скромные, но в них есть общая кухня... а это значить можно готовить и немного с.экономить на кафе.( но тут конечно есть неудобства ,они все на 1 вых этажах, это нужно утро с продуктами идти вниз готовить и готовую еду снова поднимать вверх ( если вдруг номер достанется на  3-4 этаже)  Есть даже парочка отелей с завтраками до 20 тыс . но в них нет даже чайника в номере. есть еще апарт-отель... там конечно супер.. и кухня в номере и номера сами получше... но ценник сразу выше на 6-7 тыс... так вот  получается я плачу за присутствие кухни 7 тыс , но покупаю продукты сама.. или же эти 7 тыс отдаю отелю, но за эти деньги я получаю только завтраки ( да  средняя стоимость завтрака  в отеле 250-300 руб ) .....а где есть еще 2 раза в день,с условием что у нас ребенку 4 года...и сколько заложить денег на питание.. в сутки.... развлечения я немного посмотрела цены .. поняла что 10 тыс не хватит, нужно 15 закладывать ( один поход в океанариум 700+700 не знаю сколько  детский наверное 500=1900, еще дельфинарий,вот еще думаю есть ли смысл в аквапарк идти.... , еще подскажите хочу 2 дня оставить на Красную поляну, что  туда-сюда не мотаться все таки 50 км. Вот там я нашла отель с завтраком и ужином за 2000 руб сутки.  там даже обед можно за 450 руб взять. Еще  прибавляю сумму за ранний  и поздний выезд, а  это скорее всего  еще  за 2 суток  нужно  будет отдать...  Расскажите как в по деньгам планируете свой отпуск.... Так ка семьей мы было только в Минске. но это 4 дня , и то  считаю что много потратили ( около 30 тыс но это с билетами и проживанием) На нашем юге не была ни раза ( ну только в детстве)  Когда была не замужем то это только была заграница Но в этот раз мы ее не рассматриваем Есть но...углубляться не буду.  Те кто посчитает  себя  нищебром....  можете считать и проходить мимо... У нас полстраны  такой.... Всем солнышка.... кому не  трудно  жду  советов. 
252
Дочь министра без портфеляМуки совести
Привет всем. Небольшое предисловие: в январе, поддавшись душевному порыву, я взяла щенка из приюта. До этого у нас уже была собака,  я знала какая это ответственность, с ней не было никаких проблем. В моих радужных мечтах, я гуляла со своим чудесным послушным псом, смотрела телевизор поглаживая его за ушком и т.д. и т.п.
 А теперь о проблеме. Сейчас ему 7 месяцев, маленький щенок, превратился в большого крокодила, который сгрыз все стены. На улице он меня абсолютно не слушается, не смотря на помощь кинолога, не перестает ходить в туалет дома, хотя пелёнки уже давно убрали и он ходит на улицу. Я прекрасно осознаю, что это моя проблема - я не могу найти к нему подход, но терпения уже не хватает. И вот я думаю: не портить ему и себе психику и найти новых хозяев или продолжать попытки стать вожаком. 
151
Мама пилорамаКот большой и маленький.
Взяла из приюта домой котика. Ему всего 1,5 месяца. Несмотря на его малюсеньки возраст, настрадался. Его подкинули 9 мая женщине которая его выходила. Глаза гноились, кровоточили, грязный, блохастый.
Дома у меня сейчас. Ходит в лоток. Невероятно ласковый и активный. Мурчит когда играет и ест. Спал со мной и пел песенки всю ночь!)
У нас есть взрослый кот, русская голубая. Строгий аристократ, избалован. Котенка презирает, рычит , шипит, но не трогает.
Вопрос к опытным. Кормлю котенка вареной грудкой, кефиром. Молоко не пьет. Котенок случайно наелся сухого корма взрослого кота, вырвало. Чем ещё можно кормить?
У дочки выпрашивал овсянку, дать побоялась. Кормила куриным мясом.
И еще., посоветуйте имя для котенка.
Только не Рыжик и не Персик.
Спасибо.
149
ТориКозлик 2 продолжение
Итак...
Вот только вернулись мы с поликлиники.
Перелом всё же есть. Гипс наложили. Кому интересно, подробности в теме
116
НикПростоНикОГЭ, будь он неладен.....
Добрый вечер!
Сегодня дочь сдавала первый экзамен, устный английский. В середине ее ответа сломался микрофон, экзамен остановили, после чего сказали ей приходить на сдачу в дополнительный день 29 июня!!!! Уже после всех экзаменов, вручения аттестатов, выпускного и прочего. Она не одна такая там оказалась. Я конечно понимаю, что это всего лишь ОГЭ, который ни на что не влияет и с английским у нее проблем нет, сдаст спокойно. Но, а если такое произойдет на ЕГЭ, если бы я купила бы уже ей, как планировала билеты на самолет до моря на 23 июня, если бы она усиленно готовилась и предмет был бы для нее тяжелым, а тут месяц перерыва?
Дочка слышала разговоры учителей, что плохо проверили оборудование и к завтрашнему экзамену нужно все исправить. Вопрос: что делать? Можно что-то изменить, перенести экзамен на более раннюю дату? Жаловаться, чтобы в будущем подобные ситуации не повторялись? Или смириться и ждать пересдачи?
97
Марина Луневасоветы по уходу за детьми
не могу все забыть ситуацию
обратила внимание, т.к. ребенок плакал, на вид месяцев 6-8
лежал в коляске, сверху на нем рюкзак мамин (вместо сумки который), во рту он грыз/сосал телефон (тоже мамин), потом стал плакать. мама очень молодая, лет 20 возможно.
как я поняла, ему было скучно, ничего не видно
я шла сзади, пока ему улыбалась-он смотрел и молчал
меня убил телефон во рту(((((((((((( ну и сваленный сверху рюкзак(
вы бы сказали?
я промолчала, т.к. давно уже молчу в тряпочку по поводу чужих детей
но, забыть не могу
тема поболтать
91
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru