Довольно быстро дети начинают и соотносить количество предметов с тем или иным числом: три тарелки, две конфетки... Однако, это просто, когда речь идет о сравнимых предметах на одном столе.
Количество - трудный признак, потому что не так просто понять, что общего, например, у трех кукол и трех столов в разных комнатах, или, еще сложнее: у трех кошек, трех «мяу», и трех приседаний! «Мяу» вообще не видно, а приседаний, если сам приседаешь тоже не видно, и не слышно, присел - и нету ничего...
Количество может выражаться и в зрительных образах, и через слух, и через движение... Очень важно научить малыша выделять количество, под какой бы маской оно ни появлялось. Игру, в которую можно для этого поиграть, обожают все дети без исключения.
Инвентарь Вам понадобится какой-то демонстративный материал: кубики, или лего, или кусочки мозаики, или карточки с разным количеством предметов (у меня были разные фрукты от 1 до 5), или просто игральный кубик с точками от 1 до 6. В общем, что найдется под рукой.
Правила 1. Один игрок (сначала пусть это все время будет взрослый) показывает при помощи этого материала любое количество, например: ставит три кубика, или кладет карточку с тремя сливами, или бросает кубик и выпадает три очка.
Другой игрок (сначала - ребенок) должен представить то же самое количество другим способом, как он захочет: три раза пролаять, или трижды подпрыгнуть, или три раза позвонить в звонок, или прокукарекать...
Дети хохочут в процессе - не унять. Им можно и нужно разрешить делать все что захочется: хоть квакать, хоть кувыркаться, - если только они сделают это правильное количество раз.
2. Потом нужно поменяться ролями, и в дальнейшем играть по очереди, чтобы ребенок тоже мог задавать количество.
Совет родителям: придумывайте для выполнения своей задачи что-то смешное. Мычите коровой, свистите соловьем, стройте рожи, вставайте на одну ножку... Чем веселее будет ребенку, тем лучше усвоится материал.
3. На следующем этапе нужно перевернуть задание, и задавать количество звуками или движениями: два пробега паровоза по игрушечным рельсам, четыре звонка в колокольчик, три хлопка в ладоши... А второй игрок, по очереди то ребенок то взрослый, должен выразить заданное количество зрительно: найти подходящую карточку, правильно повернуть кубик или выставить нужное количество кусочков мозаики.
4. Когда ребенок освоит правила игры, попробуйте ошибиться. Пусть он заметит вашу ошибку. Обсудите ее с ребенком: «Ой, я ошиблась, да? Ты погудел в трубу два раза, да? А я сколько кубиков поставила на стол? Целых три! Неправильно! Ты можешь исправить, чтобы было правильно?»
В какой-то момент все дети обнаруживают «численность» окружающего мира, что чуть ли не все вокруг нас выражается какими-то числами. Особым открытием для них становится возможность все на свете пересчитывать... Описанная игра поможет им быстрее и легче разобраться с этим вопросом.