Игры для детей от шести лет: тренировка самоконтроля

Что делать, если ребенок не умеет себя контролировать? Если учителя жалуются на его импульсивность, неспособность сдержаться и подумать, прежде чем сделать или сказать, на выкрики с места, на перепрыгивание с темы на тему?... Наш ответ – играть!
Коррекционный педагог

Depositphotos_7231291_s800.jpg
Источник: Фото: Legion-Media.Ru

Навык

Слишком импульсивное поведение ребенка может быть следствием незрелости нервной системы. Но объективные причины не обязывают нас ждать у моря погоды, пока все само созреет, можно попробовать «подтолкнуть» процесс.

Многие из нас, особенно бывшие девочки, помнят забавную детскую игру про коробейника с корзинкой: «В этой маленькой корзинке есть помада и духи, ленты, кружево, ботинки, – что угодно для души». Нетрудно припомнить и правила этого «виртуального магазина»: «Что хотите – то купите, да и нет не говорите, черное-белое не берите...».

И потом разворачивался диалог между «продавцом» и «покупательницей»: продавец старался заставить ее ошибиться и нарушить правила...

Задумывались ли вы, почему соблюдать эти правила детям не так-то просто?

Дело в том, что они решают одновременно несколько задач: «покупают», передают и принимают информацию, то есть, «ведут сюжет игры», а параллельно вынуждены постоянно себя контролировать и одергивать, когда на язык прямо просятся привычные словоформы, или когда невиннейшее предложение «продавца» содержит запретные цвета...

Именно этот механизм необходим ребенку, чтобы контролировать свою импульсивность в школе.

Инвентарь

Для нашей игры, назовем ее «Да» и «нет» не говорите», нам нужен приз. Я, например, дочке просто шоколадку обещала, она сластена у меня. Приз выдается после удачной попытки, – неважно, которой по счету.

Еще пригодятся часы, желательно с секундной стрелкой, дети уважают точное соблюдение обязательств.

Правила

1. Что важно: в игру надо играть в то время, когда вы общаетесь с ребенком, например, вечером, за ужином, укладываясь спать. Причем, делайте это «по ходу», за каким-нибудь занятием, пусть она будет только сопровождением.

2. Ребенку ставится задача, самое простое на первый раз: «да и нет не говорите», и засекается время, например, полчаса.

После этого жизнь идет своим чередом, дочка собирает портфель, семья общается возле тихо журчащего телевизора:

- Это что, Маргош, твой новый монстрик? Какой интересный. А что это у него внутри?

- Это тело его.

- Ага... А голова где?

- Вот.

- А почему она с дыркой?

- Не знаю... Он такой...

- Ага, а вот это, красное, длинное? Тело, как у змеи?

- Да!!!

Тут же хватается за рот, дикий хохот, и требования «снова, играем снова». Раз десять пробовали! Чуть время укладывания не прозевали.

И вот уже папа ей говорит:

- Ничего, Маргош, давай пока что начнем укладываться, и говори-ка ты поменьше. Минутка всего осталась. Ты ведь хочешь выиграть? - и сам себе чуть язык не прикусил: ох, мол, сейчас опять все сначала...

Но ребеночек притормозил, и язвительно, медленно так:

- Паааапа.... Ка-нешшшш-ноооо...

Тут все захохотали уже с облегчением, и я открыла шоколадку, а через десять секунд и минута истекла...

Как вариант для разнообразия и усложнения, когда да и нет будут освоены, можно запрещать, например, местоимение «я» и все его производные: «меня», «мне», «мое»...

Игра выглядят очень просто, но результат часто оказывается впечатляющим. В нашем случае, например, через полтора месяца педагоги отметили серьезное улучшение поведения.

Ребенок понял, как именно ощущается потребность контролировать себя. И стал этим пользоваться!