Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Баба-яга, Кощей, Колобок: кто они на самом деле

Мы привыкли, что читать детям сказки – довольно обыденное дело. Когда мы были маленькими, нам так же перед сном рассказывали истории про Бабу-ягу, Кощея, медведя и лису, и вот мы уже сами пересказываем давно известные сказочные сюжеты своим детям. И вряд ли кто-то из нас всерьез задумывался, а так ли просты и добры русские народные сказки? 


Большинство русских народных сказок в настоящее время адаптированы. Можно сказать, что за столетия их существования они были скорректированы цензурой, потому что если почитать оригинальные произведения, у вас-то волосы дыбом встанут – не то что у ребенка. Причиной этому будут описанные сцены жестокости и насилия, использование табуированной лексики в сюжетах.

Фотобанк lori.ru

Изначально все сказки несли образовательный характер. На фоне общей неграмотности знания о природных явлениях, астрономии, развитии человечества передавались посредством сказок. Благодаря этим «передачам» мы и в XXI веке знаем про существование Колобка. 

Кто такой Колобок? 

Фотобанк lori.ru

Правда, на данный момент наше восприятие данного персонажа и его побега сильно разнится с тем смыслом, который был вложен в сказку изначально.

Думаю, что и вас не раз мучал вопрос, почему звери едят круглый хлеб? На самом деле ответ на этот вопрос существует, и уходит своими корнями как раз во времена древних славян, еще задолго до крещения Руси.  

Слово «хоро» или «коло» в древнеславянском языке – «круг».

Начнем с того, что испечь шар невозможно из-за гравитации земли. То есть, по сути, Колобок возможен только в условиях невесомости. Уже догадываетесь, о чем речь?

Почему на пути Колобка встречаются различные животные?

Гороскоп славян до появления греческого варианта был зооморфным, и путешествие Колобка от зверя к зверю – это путешествие по небу. Правда, тут есть два варианта развития событий. В одних источниках нам рассказывается о том, что поедание Колобка в конце сказки лисой символизирует солнечное затмение, в то время как в других материалах мы находим иную версию: Колобок – это Луна, а его путешествие «по животным» – это убывание Луны.

Фотобанк lori.ru

В том или ином случае основной смысл сказки – первые уроки астрономии, основанные на изначальных наблюдениях за небом.

Есть и нравственный аспект в данной сказке: из-за своего тщеславия глупый Колобок был уничтожен силами, которые оказались сильнее его. 

Кощей и Кащей: разные персонажи 

Наверняка вы не раз слышали или даже употребляли в речи слово «кощунство». Но вряд ли вы знали, что истинное значение этого слова – следование нехристианским обычаям.

Кощей Бессмертный | wikimedia commons

По одной из версий, у древних славян «кощеем» назывался жрец. Но после крещения Руси Кощей из хранителя знаний превратился в сказках в жестокого и злого колдуна, как и многие другие дохристианские персонажи, включая Баба-ягу (об этом чуть позже). 

Кощей Бессмертный | Иллюстрация проекта «Афиша Mail.Ru»

Чем же Кощей отличается от Кащея? По сути, разница лишь в этимологии, так как при христианстве эти два персонажа стали одним целым. Кащей – тот, чья смерть хранится в яйце, и произошло его имя от значения руны древнеславянского языка «Ка», что переводится как «союз, собирание внутрь себя». С той же этимологией известное нам слово «кара», изначально обозначавшее «нечто, переставшее сиять, так как вобрало сияние внутрь себя», так как «Ра» – бог солнца, а в руническом алфавите – «сияние». 

Баба-яга: такая ли злодейка? 

Бабе-яге христианство тоже испортило репутацию, правда, не так как Кощею. Как мы помним, несмотря на то, что Баба Ёжика – все же отрицательный персонаж, добрых дел на ее счету немало: и Иван-царевич находил у нее приют, и волшебные предметы давала, и кормить не забывала.

Баба-яга | Иллюстрация проекта «Афиша Mail.Ru»

А все началось с того, что во времена древних славян Йогиня-Матушка была доброй покровительницей детей-сирот, красавицей, излучающей свет, обутая в нарядные сапожки, а вовсе не злой лесной старухой, кладущей детей на лопату и отправлявшей их в печь.

Кстати, слово «лапата» и здесь неслучайно. Найденных детей Йогиня спасала в чаще леса, у подножья гор, где передавала их на служения богам, то есть, одинокие дети в дальнейшем становились жрецами и жрицами. Ритуал «передачи» состоял в том, что из Пещь Ры (так называлось специальное углубление в горе) выезжал каменный помост, который и назывался «лапата». Туда покровительница сажала или клала детей в белых одеждах, а после того, как «лапата» увозила детей, она поджигала хворост, проводя огненный обряд.

Музей мифов и суеверий русского народа. Баба-яга | Фотобанк lori.ru

«Очевидцы» передавали увиденное из уст в уста, постепенно превратив добрую красавицу в коварную истребительницу детей. Примерно тогда же она начала стариться, горбиться и покрываться бородавками, а впоследствии «переехала» жить в избушку, на болото.

Фотобанк lori.ru

Так или иначе, большинство сказок все равно являются частью нашей культуры и воспитания, а какие трансформации ждут героев дальше – узнаем от наших правнуков. 

Также читайте о том, как приучить ребенка к чтению.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
170
KSN
Жаль мне тех, кто не знает свою историю и культуру, называет знающих людей "фанатами Задорнова", не знают триединство Бога - Явь, Навь и Правь. Наши предки - славяне-арии-русичи были куда мудрее нас современных. М.Н. Задорнов пытался в доступной форме донести до людей основы нашей русской культуры, нашей жизни, словообразования, скрытый смысл написанного и сказанного. Но, увы, похоже, мы превращаемся в "Иванов родства не помнящих". Это грустно. А особо ретивым неприятелям своей истории рекомендую почитать Велесову книгу, может она мозги промоет.
СсылкаПожаловаться
Юлия Иванова
кааакой бред!!! все в кучу скинули: и египетских богов, и астрономию, и йогов! славяне, видать, в ступе вокруг Земли летали, изучали гороскоп из 3 зверей!!! бха-пха-хаха!!!!
СсылкаПожаловаться
Marina
В ответ на комментарий от Надежда Владимирова История переписки4
Надежда Владимирова
Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём.
Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе-Яге. В частности, крупнейший специалист в области теории и истории фольклора В. Я. Пропп, исследовавший образ Бабы-Яги на основе массы этнографического и мифологического материала, обращает внимание на очень важную, по его мнению, деталь. После узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое» , угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых. А, «требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет на неё право, что он „настоящий“. То есть пришелец через испытание едой доказывает Яге искренность своих побуждений и показывает, что он-то и есть действительный герой в отличие от лже-героя, самозванца-антагониста. » (Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки, СПб. , 1996.)
СсылкаПожаловаться
интересно как:-)))))) настоящая чудесная сказка для взрослых!)))
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
мама кошкаСитуация в школе. Я в шоке.
Девочки,случилась у нас в школе такая ситуация.Дочка ходит в 3 класс и сегодня после продленки когда я забрала ее домой,уже дома она мне пожаловалась что в школе 2 мальчика ее на продленки зажимали и пытались снять трусы.Дело было в 5 вечера и она и эти мальчики остались в классе в троем. Учитель в это время мыла соседний класс.Дочка попыталась дать им отпор и ударила веником.Мальчики побежали к учителю и пожаловались что она их ударила,она рассказала почему она так делала но умолчала что задирали юбку.Призналась мне уже дома,сказала что учителю такое говорить постеснялась.Я сразу позвонила педагогу,объяснила ситуацию и попросила провести беседу с мальчиками.Она конечно была очень удивлена,заверила что это без внимание не останется.Я в шоке,мальчишки то в 3 класс ходят.В мое время они еще в этом возрасти в машинки играют,а сейчас кошмар.Не знаю как себя в этой ситуации вести и как объяснить дочки что о током надо сразу рассказывать.Она начинает краснеть и говорит что ей стыдно но стыдно то должно быть не ей а мальчишкам за такие поступки.
353
мама кошкаСитуация в школе.Продолжение.
Девочки спасибо всем тем кто написал в прошлой теме и дал советы.Сегодня  утра были в школе,беседовали с классным руководителем.Она была очень удивленна,сказала что мальчики эти очень тихие и положительные и от них она такого не ожидала.Сказала что с ними поговорит.Но мы настояли чтобы вызвали родителей мальчиков.Сегодня пол пятого пойдем разговаривать.Но не приятно то что мне только что позвонила учитель с продленки,возмущалась что мы пошли к классному руководителю,говорила что мальчики такие положительные ,она с ними говорила и они сказали что не делали такого.И что мой ребенок выдумывает и вообще это же она их ударила веникам.В общем все разворачивается так как вы и писали в прошлой теме.Во всем пытаются обвинить дочка а мальчики у нас не причем.
333
Плюшенция.. лягушенция..Фотки .. фоточки
а давайте посмотрим, покритикуем, похвалим друг друга.. и начну с себя.. принимаю тапки, помидоры. все пригодится
265
Пятачок)Книжная тема)
Добрый вечер, дамы!)
Кто что нового прочитал, делимся, пожалуйста!))
Приветствую обсуждения прочитанных книг, рекомендации и просто разговоры за жизнь))
Усаживаемся поудобнее и начинаем!))
226
Кактусхочет побыть один
всем добрый день. не знаю для чего пишу, наверное для поддержки. в отношениях со своим мужчиной 2 года, вместе не живем. вроде все было хорошо, виделись часто, я чувствовала, что любит. в середине марта поехала на неделю в командировку. постоянно переписывались, скучал. по моему возвращению резко отказывается от встреч, слышу фразы типа «ушел в себя» «никого не хочу видеть» «депрессия». потом обвинения посыпались. типа я в ответ не даю ему того, чего он хочет(не готовлю, не ночую у него). дико обидно и больно. предлагаю встретиться-категорический отказ, типа пока не готов. переписывается охотно, но инициатива больше от меня. расставаться не хочет пока. не отрицает, что чувства остались у него.  очень тяжело от неопределенности. было ли у ваших мужчин так? 
вероятность того, что у него кто-то появился практически нулевая. после работы сразу едет домой и все
200
Юлиана"Муж обеспечивает..."- а что это значит?
Девочки, с пятницей всех вас! И хороших выходных. Тема просто поболтать, поделиться мнением. Навеяно разговором со знакомой-
она не работает, но говорит: "муж обеспечивает". Но. В кино/кафе/парки они не ходят, еду покупают по акции, мясо- только курица, на развивашки ребенок почти не ходит (денег нет), если встречаемся-
в кафе берет максимум кофе, квартира его добрачная от родителей (ипотеки нет), в платную больницу или поликлинику не обращается. Но говорит : "меня муж обеспечивает". Нередко на форуме тоже читаю эту фразу: "Меня муж обеспечивает", "Я не работаю, зарплаты мужа хватает", "Я работаю, но основной добытчик муж"... Так вот, а на что хватает? Что значит обеспечивает? Тема просто поболтать. Какие потребности муж финансово должен обеспечивать, чтобы можно было так сказать? Отпуск? Раз в год в Анапе или 3 раза в год в Доминикане? домработница? или еда/коммуналка/секции для детей достаточно? Понятно, что у всех по-разному, но интересно.
183
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru