Если ребенок все забывает

Ситуацией, когда ребенок постоянно что-то где-то забывает, сегодня никого не удивишь. Такие дети есть в каждом классе, и именно благодаря им школьные «столы забытых вещей» к концу учебного года превращаются в гигантские «горы забытых вещей». Почему так происходит и можно ли с этим бороться? 
Многодетная мама
Фото: lori.ru
Фото: lori.ruИсточник: Migration

Специалисты отмечают, что проблемы с концентрацией внимания – это настоящий бич современного общества: люди всех возрастов жалуются на быструю утомляемость и неспособность сосредоточиться на важной задаче. Дети не жалуются, они просто забывают дома тетрадки, а в школе – кроссовки и даже ранцы. Часто они не помнят поручений и просьб, а на параграфы с пройденным материалом смотрят, как на впервые увиденные. И – что больше всего удручает родителей – с возрастом ситуация не меняется: становясь старше, дети забывают выключать утюги и плиты, теряют ключи и телефоны.

Конечно, если забывчивость у ребенка проявляется регулярно, необходимо посоветоваться со специалистом, прежде всего – с врачом-неврологом. Возможно, он заподозрит у юного пациента признаки СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности). Внимание: этот диагноз может поставить только врач!

Синдром дефицита внимания

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – расстройство загадочное. Что это такое – болезнь или просто набор отличительных черт человека, не объединенных одной причиной, специалисты в области психиатрии до конца не определились. В одном они, впрочем, единодушны: диагноз СДВГ ставится только в том случае, если его симптомы значительно осложняют жизнь человека.

Фото: lori.ru
Фото: lori.ruИсточник: Migration

Обратиться к специалисту имеет смысл, если у ребенка наблюдается несколько из следующих признаков:

1. Он не способен себя организовать.
2. Он не способен поддерживать внимание в процессе занятий или игровой деятельности, следовать инструкциям.
3. Он часто совершает ошибки по невнимательности.
4. Он часто избегает заданий, требующих постоянных умственных усилий.
5. Он часто теряет вещи.
6. Он слушает, но как будто ничего не слышит.
7. Он часто отвлекается на внешние раздражители, не может сосредоточиться на одном занятии.

Принято выделять несколько разновидностей СДВГ:

– дефицит внимания на фоне гиперактивности;
– СДВГ с уклоном в гиперактивность (когда дефицит внимания менее выражен, чем чрезмерная импульсивность);
– СДВГ с акцентом на дефицит внимания (когда сложности с концентрацией не связаны с гиперактивностью).

Какие еще могут быть причины?

Далеко не всегда забывчивость объясняется СДВГ, часто для нее есть и намного более прозаичные причины. Например, рассеянность вполне может быть следствием психофизической перегрузки детского организма. Так бывает, когда загруженность ребенка различными занятиями превышает его возможности – и мозг, образно говоря, защищает себя от «перегрева».

Еще одной причиной вытеснения информации могут быть детские тревоги и страхи. Ну и самая простая причина – забывчивость может быть связана с элементарным отсутствием заинтересованности к тому или иному предмету. К сожалению, часто в этом присутствует вина родителей, привыкших обо всем напоминать по десятку раз (зачем что-то держать в голове, если мама все равно напомнит?) и читать детям скучные нотации о пользе знаний.

Как помочь ребенку?

Фото: lori.ru
Фото: lori.ruИсточник: Migration

Если ребенку поставлен диагноз СДВГ, лечение, естественно, назначает врач. Но как при наличии диагноза, так и при забывчивости любого другого происхождения, «семейные» пути к выходу из проблемы будут идентичными.

Распорядок дня. Чтобы помочь ребенку научиться самому себя организовывать, необходимо установить для него четкий распорядок дня. Здесь пригодятся различные таймеры, to-do-листы и прочие дисциплинирующие приспособления. Не обойтись и без таких облегчающих жизнь «ритуалов» как обязательная подготовка одежды с вечера, сбор портфеля и так далее.

Порядок во всем. В комнате у ребенка должен быть порядок. Пусть предметов, отвлекающих внимание, будет меньше, и все лежит на своих местах.

Повышаем самооценку. Очень важно, чтобы ребенок верил в себя. Ни в коем случае нельзя кричать на него, когда он чего-то не помнит, и внушать, что у него есть какие-то отклонения.

Проверяем себя. Необходимо ненавязчиво, но последовательно приучать ребенка к тому, чтобы он проверял свою работу и другие действия.

Тренируем внимание и память. Для этого существуют специальные игры и упражнения, для каждого возраста и вида памяти они свои. Решение кроссвордов и заучивание стихов наизусть – тоже неплохо для тренировки долговременной памяти.

Больше самостоятельности. Иногда помощь психологов нужна родителям, не способным доверить собственным детям хоть немного самостоятельности. Ребенок никогда не научится самоорганизации, а значит, будет всю жизнь что-то забывать, если он не привыкнет отвечать за то, что лежит в его ранце и написано в его тетради. Растущий человек должен постепенно привыкать к тому, что за свои действия (или бездействие) он несет ответственность, что забыть – это подвести кого-то или самого себя.