Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

«Эпидемия» школьной агрессии

Четыре человека пострадали при нападении подростка на школу в Башкирии. В январе похожие ЧП произошли сразу в нескольких российских школах. С помощью психологов «Дети Mail.Ru» попытались разобраться в общих причинах этих трагедий.


Иван Карпов / Фотобанк Лори

18 апреля ученик коррекционного класса общеобразовательной школы № 1 города Стерлитамака зашел в кабинет информатики, где находились его одноклассники, порезал руку одной из учениц, а также нанес ножевое ранение учителю. Затем он разлил горючее вещество и поджег его. Пострадало 4 человека.

19 января в Бурятии девятиклассник с топором и коктейлем Молотова ворвался в кабинет, где проходил урок русского языка у седьмого класса. Пострадали шесть учеников и учительница. В этот же день в Минкомсвязи заявили, что начинают блокировать в соцсетях группы, пропагандирующие насилие в школах.

17 января в школе поселка Смольное Челябинской области ученик девятого класса ранил ножом одноклассника, мальчик госпитализирован.

15 января в Перми двое школьников напали с ножами на учащихся своей школы. Пострадали 15 человек, в том числе учительница.

Мы спросили экспертов о том, что это за страшная тенденция.

«Подростки не ощущают сдерживающих факторов»

Евгений Идзиковский, психолог:

Научно доказано существование эффекта Вертера, когда после громкого самоубийства идет волна подражательных самоубийств. Здесь действует тот же принцип.

Лучше всего попросту не писать о подобных нападениях: это самый эффективный фактор. Именно поэтому на освещение самоубийств наложено столько ограничений.

Кроме того, доказано, что подростки воспринимают мир по-другому. До определенного возраста хуже ощущают эмпатию. Не могут себя поставить на место другого, ощутить те же эмоции и переживания. Они не ощущают сдерживающих факторов.

Эмпатия – среди высших психологических функций, которые формируются постепенно. Благодаря этому человек социализируется постепенно к 16 годам. Это одна из причин, почему создаются школы: они созданы в первую очередь не как институты образования, а как институты воспитания.

«Больше нет ощущения, что школа — это сакральное место»

Сергей Ениколопов, заведующий отделом медицинской психологии научного центра психического здоровья РАМН, психолог:

В школах всего мира (и мы не отличаемся) есть категория обиженных учащихся. Объективно или субъективно обиженных — на соучеников, учителей. Это не менялось никогда. Конфликты в школе были и раньше. Но со времен событий в школе Колумбайн эти конфликты стали достоянием массовой информации. это стало важным общественным явлением.

Вспомните: и ивантеевский стрелок, и нападавшие в Перми были посетителями сайтов, где обсуждались нападения. И тут все сошлось. Есть люди, у которых есть мнение, что их обижают. Есть подсказка, как решить проблему. И есть СМИ, которые сообщают об этом.

Школа выпала из процесса воспитания. Сейчас, когда министр образования говорит, что надо исключить слово «услуга» из системы образования, она права. Услуга – это в ресторане. Воспитание не может быть услугой. Услугой может быть передача знания, а непрерывный процесс передачи воспитания – нет.

Больше нет ощущения, что школа – это сакральное место, где нельзя было ничего делать. Школа исторически выросла из религиозных храмов, постепенно – за века и тысячелетия – отделяясь от них. Вот раньше как – есть школа, а есть территория за школой – где можно пить, курить и драться. В школе – нельзя. Так было раньше. Теперь это все можно делать в классе – такие есть ощущения у школьников.

Профессия учителя перестала быть престижной. Мы говорим: «Ой, какие подростки агрессивные». Но это не так: сами по себе подростки не стали агрессивнее, а вот количество проявлений агрессии увеличилось.

«Детям хочется славы»

Федор Кондратьев, доктор медицинских наук, сотрудник Центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского:

Вообще, это всегда напоминает эпидемию. Началось с американского студента, и пошло дальше. Здесь главное – не называть имена и фамилии этих детей. Им хочется славы и известности, и называя их, мы это обеспечиваем.

Еще один важный момент – у подростков зачастую нет порога неприемлемости насилия и других девиантных действий. В силу возраста и особенностей воспитания у них он еще не сформирован. Поэтому и возникают такие случаи: подростки пытаются самоутвердиться в социально отрицательных направлениях.

Читайте также: Людмила Петрановская: «Опасное поведение — закон подросткового возраста».

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
110
Ю-Ю
В ответ на комментарий от Михаил Бухтяк
Михаил Бухтяк
Обучение, а тем более воспитание - это НЕ УСЛУГИ, а СЛУЖЕНИЕ. Более того - ВЫСОКОЕ СЛУЖЕНИЕ. Без возврата к этому понимания гарантирован полный маразм общества и уничтожение государства.
СсылкаПожаловаться
Вы это "служение" изнутри не наблюдали. Представьте себе картину, когда две пожилых учительницы выдирают друг другу волосы потому, что одна успела схватить бутылочку шампуня, который привез спонсор, а вторая - нет. Или когда учительница с опытом орет на молоденькую по причине, что молоденькая девочка, которая пришла после вуза, не стала замалчивать избиение ученицы и вызвала родителей ребенка.
Увы ,служители не те. Есть среди них удивительные люди - но очень мало.
СсылкаПожаловаться
Светлана
"Эмпатия – среди высших психологических функций, которые формируются постепенно. Благодаря этому человек социализируется постепенно к 16 годам. Это одна из причин, почему создаются школы: они созданы в первую очередь не как институты образования, а как институты воспитания"."Школа выпала из процесса воспитания. Сейчас, когда министр образования говорит, что надо исключить слово «услуга» из системы образования, она права. Услуга – это в ресторане. Воспитание не может быть услугой. Услугой может быть передача знания, а непрерывный процесс передачи воспитания – нет.
Больше нет ощущения, что школа – это сакральное место, где нельзя было ничего делать. Школа исторически выросла из религиозных храмов, постепенно – за века и тысячелетия – отделяясь от них. Вот раньше как – есть школа, а есть территория за школой – где можно пить, курить и драться. В школе – нельзя. Так было раньше. Теперь это все можно делать в классе – такие есть ощущения у школьников". "Профессия учителя перестала быть престижной". Думаю, комментарии излишни.
СсылкаПожаловаться
В Н
Да всё правильно они делают, государство ,,забило'' на молодёжь и они делают то , чему их научило общество: безразличию, хамству,вранью и жестокости. Чё притворяться честными святошами.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
ЯщерПеревертыши-подменыши
С добрым утром! 
На днях вспоминали мы игру в перевертыши - угадать название книги по ее "перевернутому" названию. Поиграть хотелось, а думать мне было как-то совсем некогда, поэтому троекратное ура Крысатуле - она подготовила нам материал для угадайки! Некоторые книги из предложенных ей я даже сама не угадала и ответов не спрашивала, буду думать вместе с вами ) 
Развлекаемся, угадываем и присоединяемся со своими загадками 
я, может, тоже на ходу че-нить придумаю. 
П.С. я выкладываю книги. Так что если кто-то предложить загадку с названием фильма - уточняйте, что это фильм, ладно?
778
Божья КоровкаФильм :В бой идут одни старики. Что осталось за кадром.
Всем доброго времени суток.
В предверии завтрашнего праздника я хочу рассказать вам о потрясающем фильме: В бой идут одни старики. 
Вышедший на экраны в 1974 году, фильм покорил сердца 44,3 млн. кинозрителей, став четвёртым в прокате и единственным в десятке самых кассовых фильмов того года, посвящённым тематике Великой Отечественной войны. 
244
Елена ХарчевниковаК теме о мальчике из Приморья или как жить с тем, когда твой ребенок изгой в классе.
У нас две дочки приемные. Расскажу о старшей. Мы взяли ее когда ей было почти девять лет, она училась в первом классе. Жила до детдома в ужасных условиях и ,как сказали врачи, такого детская психика не смогла вынести и в результате туберкулез внутригрудных лимфоузлов. Лечилась около года, мы взяли уже когда она была здоровой и возили ее в краевой диспансер два раза в год на профосмотры. Мы живем в селе все друг друга знают. В классе дети есть дети и дразнили, как полагается, новенькую. Она яростно огрызалась и это привлекало детей все больше. И вот почему-то невзлюбили все. односельчане считали, что мы взяли ребенка из-за получаемых пособий, в местном ФАПе  у двух фельдшеров дочки учились с нашей, они,естественно о диагнозе знали и скрывать не собирались. В школе она не была успевающей и это тоже не нравилось учительнице, но заниматься она с ней и не собиралась, удивленно спросила почему не взяли лучше ребенка. Первый инцидент произошел, когда дети дразня ее, высыпали все фломастеры в унитаз, а у нее никогда не было ничего своего и тут все новое, а фломастеры она очень любила.Схватила обидчицу и подрались с ней. и тут началось со всех сторон: зачем взяли, если не умеете воспитывать, да еще такого ребенка, две медички тут же помчались в школу, чтобы такого ребенка исключили из школы.В общем, мы выкручивались как могли. Я тоже и молчать не стала: где был учитель, когда все это происходило, мой ребенок проблемный, почему вы не следите. Сама проконсультировалась с психологом. Очень ценные советы мне дал психолог. На следующий год я уже стала понимать, что ребенок в школе слабый, все вокруг сплотились против и что-то надо решать, чтобы ребенок мой не комплексовал. Отправила ребенка на танцы. но не в селе, в город возила. Вроде бы и наладилось Надя моя там успешно занималась, выступала, участвовала в конкурсах. А дома было все как прежде. Правда в третьем классе сменилась учительница и относилась очень хорошо к Наде, занималась с ней после уроков и давала в обиду нашу девочку. В пятом опять стало все на свои места, классную наша тоже не интересовала. Семь лет занимались в музыкальной на хореографии, закончила.В девятый класс пошли, уже готовились к экзаменам.Вот интересно, до того не любили ребенка, что даже никогда в школе в самодеятельность не брали и не берут, просто игнорируют. В девятом математику сдала только в сентябре. Родители устроили выпускной, нашу не позвали: зачем позорить их детей. Пригласили в последний момент девочка одна, просто предложила пойти попить чаю и пойти купаться. Наша пришла, а там все с родителями и в нарядных платьях.Пошла в десятый, а куда ж еще. в десятом совсем плохо.Детей мало,все "успешные", наши игнорируют, последний пример, не сдала тетрадь во время по биологии и с ней сказали всем, чтобы не разговаривали:позорит класс.Згаете, как тяжело нам, родителям. и одеваем мы ее хорошо, и с конкурсами была она везде, деньги мы платили. Но это только больше отдаляло ее от одноклассников. и классной говорила я, вот все бестолку. Считаю, что вот в музыкальной школе и было у нее нормальное детство, там они и не сильно общалась с детьми, но хоть изгоем не была. Скоро ЕГЭ, не боюсь, вряд ли она сдаст, пойдет куда-нибудь на базе девяти.Куда торопиться, она круглая сирота, мы приемные, ее не бросим, да и платить будут. А вот со второй девочкой, младше Нади и взяли мы ее позже, все по-другому. Та не такая забитая, да еще лидер по характеру, за себя постоять сможет, с ней и в школе все по-другому.
236
ЛавкаНу хорошо (по следам)
Раз вы так хотите назову вещи своими именами и снова спрошу. 
Как Вы называете интимные места друг друга?
У нас с нашим мужчиной так. Моя грудь Ларисочка, писечка Шанелька, а член мужчины Его-го-шечка (от того что он о-го-го). 
А у Вас как?
235
Фея, просто ФеяРассказать - не рассказать?
Добрый день!
             Букв и информации много!
Есть друзья детства, были женаты, сыну 27 лет. Для матери единственный ребенок, она пока так и не замужем, у отца есть еще дочка лет 12 от второго брака. Сын был вполне  нормальный среднестатистический ребенок, школа - техникум - армия - институт на заочке, работал на хорошей работе.  Жил с матерью, но с отцом тесно общались.  Года два назад  сошелся с женщиной, она его лет на 5 постарше, ее дочке сейчас 4,5 года. Поначалу было все хорошо, ну в десны конечно не целовались, но вполне нормально общались с обоими родителями.
            С год назад сын свел общение с обоими родителями на нет. Дошло до того, что они даже не знают ни номера телефона, он его сменил, ни адреса, квартиру снимают и не сообщил куда переехали. С работы тоже уволился.
            В новогодние праздники столкнулась сразу с обоими родителями на похоронах.  Мать даже расплакалась, отец выдал пару крепких словечек про неблагодарных деток, оба не понимают за что так с ними, винят во всем сожительницу, дескать, попал под влияние.
           Сначала совершенно случайно, по благотворительным делам, узнала что сожительница сама ВИЧ-диссидентка, и не лечит дочь. Фамилию сожителя в документах видела, но она достаточно распространенная, полного имени не было, только инициалы,  как-то не подумала что это сын друзей.
         На днях ездила в областную больницу, встретила там сына. И если бы он меня не окликнул, я бы его даже не узнала, настолько ужасно стал выглядеть. Сам напросился возвращаться со мной, так и озвучил, что если сэкономит 250 рублей за автобус, это будет круто, хотя ждать меня пришлось почти 2 часа.
         Ехал он на заднем сиденье, полулежа, видно было что самочувствие плохое. Сначала чего-то шуршал своими бумажками, потом уснул. Про родителей с ним заговорила, ответил резковато что разберется сам, ну я и заткнулась.
         На след. день нашла торчащую из-под сиденья бумажку, само собой, стала читать что это. И узнала что он тоже ВИЧ-инфицирован. Он сказал что зарабатывает сейчас на базе, с утра идет, если есть машины, грузит и получает ежедневную зарплату. С утра туда поехала чтобы отдать бумажку, немного поговорили. Спросила, почему не скажет родителям, ответ - а зачем я им такой?
         Вот сижу и думаю, рассказать - не рассказать родителям? Ну хотя бы что серьезно болен.
       
         
183
Хатуль МаданХелп!
Девы и дамы мои...
ХЕЛП!!! Хелп ми, плиз..
Краткое описание ужаса.
подарили мне сертификат в салон на краску-стрижку, стилист,  туда-сюда.  Красил, стриг.. Пока ехала домой, поняла - голова чешется.. сильноооооооо. ну не беда, не в первый раз, бывает,краска не зашла,  приехала, еще раз голову вымыла, антигистаминными зарядилась.. Голова подсохла.. Мама  моя.. Это какой-то оранжевый ужас?
Как с ним в люди идти непонятно.
Вопрос. Через сколько можно ЭТО перекрасить.
140
Подпишитесь на нас
Новости Mail.ru Дети