Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

«Эпидемия» школьной агрессии

Четыре человека пострадали при нападении подростка на школу в Башкирии. В январе похожие ЧП произошли сразу в нескольких российских школах. С помощью психологов «Дети Mail.Ru» попытались разобраться в общих причинах этих трагедий.


Иван Карпов / Фотобанк Лори

18 апреля ученик коррекционного класса общеобразовательной школы № 1 города Стерлитамака зашел в кабинет информатики, где находились его одноклассники, порезал руку одной из учениц, а также нанес ножевое ранение учителю. Затем он разлил горючее вещество и поджег его. Пострадало 4 человека.

19 января в Бурятии девятиклассник с топором и коктейлем Молотова ворвался в кабинет, где проходил урок русского языка у седьмого класса. Пострадали шесть учеников и учительница. В этот же день в Минкомсвязи заявили, что начинают блокировать в соцсетях группы, пропагандирующие насилие в школах.

17 января в школе поселка Смольное Челябинской области ученик девятого класса ранил ножом одноклассника, мальчик госпитализирован.

15 января в Перми двое школьников напали с ножами на учащихся своей школы. Пострадали 15 человек, в том числе учительница.

Мы спросили экспертов о том, что это за страшная тенденция.

«Подростки не ощущают сдерживающих факторов»

Евгений Идзиковский, психолог:

Научно доказано существование эффекта Вертера, когда после громкого самоубийства идет волна подражательных самоубийств. Здесь действует тот же принцип.

Лучше всего попросту не писать о подобных нападениях: это самый эффективный фактор. Именно поэтому на освещение самоубийств наложено столько ограничений.

Кроме того, доказано, что подростки воспринимают мир по-другому. До определенного возраста хуже ощущают эмпатию. Не могут себя поставить на место другого, ощутить те же эмоции и переживания. Они не ощущают сдерживающих факторов.

Эмпатия – среди высших психологических функций, которые формируются постепенно. Благодаря этому человек социализируется постепенно к 16 годам. Это одна из причин, почему создаются школы: они созданы в первую очередь не как институты образования, а как институты воспитания.

«Больше нет ощущения, что школа — это сакральное место»

Сергей Ениколопов, заведующий отделом медицинской психологии научного центра психического здоровья РАМН, психолог:

В школах всего мира (и мы не отличаемся) есть категория обиженных учащихся. Объективно или субъективно обиженных — на соучеников, учителей. Это не менялось никогда. Конфликты в школе были и раньше. Но со времен событий в школе Колумбайн эти конфликты стали достоянием массовой информации. это стало важным общественным явлением.

Вспомните: и ивантеевский стрелок, и нападавшие в Перми были посетителями сайтов, где обсуждались нападения. И тут все сошлось. Есть люди, у которых есть мнение, что их обижают. Есть подсказка, как решить проблему. И есть СМИ, которые сообщают об этом.

Школа выпала из процесса воспитания. Сейчас, когда министр образования говорит, что надо исключить слово «услуга» из системы образования, она права. Услуга – это в ресторане. Воспитание не может быть услугой. Услугой может быть передача знания, а непрерывный процесс передачи воспитания – нет.

Больше нет ощущения, что школа – это сакральное место, где нельзя было ничего делать. Школа исторически выросла из религиозных храмов, постепенно – за века и тысячелетия – отделяясь от них. Вот раньше как – есть школа, а есть территория за школой – где можно пить, курить и драться. В школе – нельзя. Так было раньше. Теперь это все можно делать в классе – такие есть ощущения у школьников.

Профессия учителя перестала быть престижной. Мы говорим: «Ой, какие подростки агрессивные». Но это не так: сами по себе подростки не стали агрессивнее, а вот количество проявлений агрессии увеличилось.

«Детям хочется славы»

Федор Кондратьев, доктор медицинских наук, сотрудник Центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского:

Вообще, это всегда напоминает эпидемию. Началось с американского студента, и пошло дальше. Здесь главное – не называть имена и фамилии этих детей. Им хочется славы и известности, и называя их, мы это обеспечиваем.

Еще один важный момент – у подростков зачастую нет порога неприемлемости насилия и других девиантных действий. В силу возраста и особенностей воспитания у них он еще не сформирован. Поэтому и возникают такие случаи: подростки пытаются самоутвердиться в социально отрицательных направлениях.

Читайте также: Людмила Петрановская: «Опасное поведение — закон подросткового возраста».

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
110
Ю-Ю
В ответ на комментарий от Михаил Бухтяк
Михаил Бухтяк
Обучение, а тем более воспитание - это НЕ УСЛУГИ, а СЛУЖЕНИЕ. Более того - ВЫСОКОЕ СЛУЖЕНИЕ. Без возврата к этому понимания гарантирован полный маразм общества и уничтожение государства.
СсылкаПожаловаться
Вы это "служение" изнутри не наблюдали. Представьте себе картину, когда две пожилых учительницы выдирают друг другу волосы потому, что одна успела схватить бутылочку шампуня, который привез спонсор, а вторая - нет. Или когда учительница с опытом орет на молоденькую по причине, что молоденькая девочка, которая пришла после вуза, не стала замалчивать избиение ученицы и вызвала родителей ребенка.
Увы ,служители не те. Есть среди них удивительные люди - но очень мало.
СсылкаПожаловаться
Светлана
"Эмпатия – среди высших психологических функций, которые формируются постепенно. Благодаря этому человек социализируется постепенно к 16 годам. Это одна из причин, почему создаются школы: они созданы в первую очередь не как институты образования, а как институты воспитания"."Школа выпала из процесса воспитания. Сейчас, когда министр образования говорит, что надо исключить слово «услуга» из системы образования, она права. Услуга – это в ресторане. Воспитание не может быть услугой. Услугой может быть передача знания, а непрерывный процесс передачи воспитания – нет.
Больше нет ощущения, что школа – это сакральное место, где нельзя было ничего делать. Школа исторически выросла из религиозных храмов, постепенно – за века и тысячелетия – отделяясь от них. Вот раньше как – есть школа, а есть территория за школой – где можно пить, курить и драться. В школе – нельзя. Так было раньше. Теперь это все можно делать в классе – такие есть ощущения у школьников". "Профессия учителя перестала быть престижной". Думаю, комментарии излишни.
СсылкаПожаловаться
В Н
Да всё правильно они делают, государство ,,забило'' на молодёжь и они делают то , чему их научило общество: безразличию, хамству,вранью и жестокости. Чё притворяться честными святошами.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
ЛошадкаКуда идти после 9 класса... или никуда.
Доброго всем давно я не писала. Но нужно помощь... . Может просто форум что подскажет. Дано. девочка 9 класс закончила . Дочь мужа от первого брака. Отношения у нас привет -пока.. не более того. Но я всегда спрашиваю мужа как дела.. Куда ходили и так далее. Сильно он ее в семью не ввел в свое время. Сейчас время ушло. Да и взрослая она. Учится слабо.одни тройки. Раньше он как помогал с уроками. Но потом и встречи сошли на раз в месяц и уроки тоже. В сентябре выбор экзамена :выбирает литература и ин. Яз. Как? Я спрашиваю у свекрови- это самые сложные предметы. Но они так решили с мамой. В итоге: ин яз. -пересдача. Я долго не могла у мужа добиться перестала ли она его. Или на следующий год только. Вроде перестала. Подают заявление в один колледж на дизайн...там экзамен -рисунок -натюрморт ( по мне это самое сложное из всего) да, она рисует...Но она просто рисует ...хобби... В основном герои аниме. В художку она не ходила. Нанимают репетитора на 2 месяца ( не практикующий , как потом выянилось-когда - то где-то училась типа худграфа) ну в итоге рисунок не сдает..... что делать.... Она конечно в растроенных чувствах. Больше никуда! Понимаете никуда не подали документы. Не было ни одного отступного варианта! Как так ! Все документы принимали до 15 августа. Идти в 10 -й не пойдет..после пересдачи.. до и ег не сдаст. Муж сам в расстройстве. Хотя он не вмешивался особо и не интересовался подробностями. Но далек он от образования как бы. Теперь видимо желеет. Он давить на нее не хочет . Они на нее вообще никогда не давили.. учишься на 3 ну учись. . так может стоит надавить. Выход какой .... Еще вопрос а хочет ли она на этот дизайн.. или просто решила пойти что б от нее отстали.... захочет ли она на него пойти через год ! Если да -тогда нужно репетитора искать нормального. Вариант -просто посидеть в школе 10 класс И пересдать гиа можно? Может в вечернюю? Как узнать.. может в каких то колледжах есть недобор. Звонить в каждый .. уже нашла в одном заочную систему обучения. Гостиничный менеджмент и туризм. По мне так это и интересно . И всегда уж в турагентство можно устроится .... Мужа это вроде тоже заинтересовало. Сказал попробую с ней завтра поговорить. Но он так почему боится.... городок областной- речь уже не идет о той перспективе что б из него уехать. Речь идет о том что ребенок всю жизнь листовки раздавал. И не остался с образованием 9 классом. Прошу без комментариев- что я плохо отношусь к ребенку мужа. Если бы относилась плохо- то мне б было все равно. Я хочу хоть как то помочь. Так как потом буду себя винить. У меня очень хорошее чувство интуиции касательно других людей. ( всю эту ситуация я предвидела еще год назад - но у нее же есть мама. Чего мне лезть. .( да да тему тут год назад создавала . .. хочу рассуждений больше и советов. Что это как донести до мужа какие сейчас есть варианты... спасибо.
181
АнонимДетские вагоны
По мотивам моей поездки на Сапсане. Почему не создают отдельный вагон для пассажиров с детьми? Ведь и родителям было бы удобно, и остальные пассажиры бы не страдали. 

Сразу оговорюсь, я не против "мыжехотимездить" или детей и тп. Я просто думаю, что если в самолете возможности оградить одних от других нет, то уж в поезде-то это так легко сделать!
177
АнонимДвойная любовь
Скучно на форуме и на работе(.Решила создать болтательную тему. 
Еще нашла здесь на форуме человека, который тоже одновременно любил 2-х женщин -Тургенев это. И любил по настоящему, как мне из стихов видится.
Подружилась я на работе с одним мужчиной 21 год назад. Я была свободной, он-женат, один ребенок. Все как мне нравится в мужчинах, умный, с юмором, симпатичный, душа любой компании. Старше меня на 3 года. Как мы с ним отрывались, и не передать, творили черти-что, только с ним я напивалась до невменяемости (т.е. не контролировала ничего). Интим был (но он не главное)))). Ну и болтали обо всем, я знала в разы больше, чем жена, естественно. Была в него влюблена пару месяцев, а потом это переросло в любовь. У него тоже.
Параллельно я влюбилась, вышла замуж, развелась, родила ребенка, имею длительные сложные отношения с мужем, нынешним, которого люблю тоже уже много лет.
Общаемся с тем человеком редко, где-то 3-4 раза в год, но это ничего не меняет.
Моих мужей с ним знакомила, но ничего не вышло, они сильно ревновали((
к чему сей опус спросите? а задело меня неверие, что нельзя любить двух одновременно, и что это-не любовь, а всякие разные другие чувства!
Кроме Тургенева и меня, есть кто в это верит?
119
НикаНетКак считать слова
Здравствуйте. Сыну 2 года ровно. Речи нет. Щебечет на своем, и несколько нормальных слов есть - мама, папа, дай, это, еще, всё. В норме должно быть около 100 слов, фразы из 2 слов, новые слова каждый день появляться. Ничего этого и близко нет. Скоро плановый прием у педиатра, хочу оценить степень тяжести, посчитать слова, не знаю, как это правильно делается. Вот есть у него звуковые имитации типа му-му (корова), мяу-мяу (кошка) - это считается словами? Или если от слова только первый слог или слово сильно искажено, это считается? Например, у него автобус - это "ась", а поезд получился "вась". Это считать словами?  
106
НикаНетРаннее половое развитие
Дочке 9 лет и 2 месяца. Уже и грудь растет, еще в прошлом году начала, и волосы на лобке прилично так, и даже подмышками уже есть! Не рано ли? У меня это все в 11 лет началось. Переживаю, что останется низкорослой. С началом месячных рост сильно замедляется. У нее сейчас рост 137 см, еще расти и расти. Скоро плановый осмотр у педиатра, хочу попросить проверить костный возраст. Я так понимаю, это рентген запястья. Вопросы к форуму: у кого дети такие ранние, что у них с ростом в итоге получилось? Можно ли остановить созревание или уже поздно? Что даст определение костного возраста? Ну вот определят они, допустим, что не соответствует ее возрасту и дальше что? С этим можно что-то сделать или это просто информация к сведению? 
Еще хотела спросить. У дочки есть корни татарские и казахские, это прям чувствуется по внешности. Может для этих народов раннее развитие - это норма?  
95
ЛягушенцияОтгадайте в чём смысл (фото внутри)
Были сегодня в парке развлечений с детьми и там на входе встретили такое интересное дерево. Такое же "сососочное" дерево встречали и в других парках развлечений.... Как думаете, какой смысл таких деревьев? Или может у Вас такие же есть?....эти в Германии.
82
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru