Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

«Эпидемия» школьной агрессии

Четыре человека пострадали при нападении подростка на школу в Башкирии. В январе похожие ЧП произошли сразу в нескольких российских школах. С помощью психологов «Дети Mail.Ru» попытались разобраться в общих причинах этих трагедий.


Иван Карпов / Фотобанк Лори

18 апреля ученик коррекционного класса общеобразовательной школы № 1 города Стерлитамака зашел в кабинет информатики, где находились его одноклассники, порезал руку одной из учениц, а также нанес ножевое ранение учителю. Затем он разлил горючее вещество и поджег его. Пострадало 4 человека.

19 января в Бурятии девятиклассник с топором и коктейлем Молотова ворвался в кабинет, где проходил урок русского языка у седьмого класса. Пострадали шесть учеников и учительница. В этот же день в Минкомсвязи заявили, что начинают блокировать в соцсетях группы, пропагандирующие насилие в школах.

17 января в школе поселка Смольное Челябинской области ученик девятого класса ранил ножом одноклассника, мальчик госпитализирован.

15 января в Перми двое школьников напали с ножами на учащихся своей школы. Пострадали 15 человек, в том числе учительница.

Мы спросили экспертов о том, что это за страшная тенденция.

«Подростки не ощущают сдерживающих факторов»

Евгений Идзиковский, психолог:

Научно доказано существование эффекта Вертера, когда после громкого самоубийства идет волна подражательных самоубийств. Здесь действует тот же принцип.

Лучше всего попросту не писать о подобных нападениях: это самый эффективный фактор. Именно поэтому на освещение самоубийств наложено столько ограничений.

Кроме того, доказано, что подростки воспринимают мир по-другому. До определенного возраста хуже ощущают эмпатию. Не могут себя поставить на место другого, ощутить те же эмоции и переживания. Они не ощущают сдерживающих факторов.

Эмпатия – среди высших психологических функций, которые формируются постепенно. Благодаря этому человек социализируется постепенно к 16 годам. Это одна из причин, почему создаются школы: они созданы в первую очередь не как институты образования, а как институты воспитания.

«Больше нет ощущения, что школа — это сакральное место»

Сергей Ениколопов, заведующий отделом медицинской психологии научного центра психического здоровья РАМН, психолог:

В школах всего мира (и мы не отличаемся) есть категория обиженных учащихся. Объективно или субъективно обиженных — на соучеников, учителей. Это не менялось никогда. Конфликты в школе были и раньше. Но со времен событий в школе Колумбайн эти конфликты стали достоянием массовой информации. это стало важным общественным явлением.

Вспомните: и ивантеевский стрелок, и нападавшие в Перми были посетителями сайтов, где обсуждались нападения. И тут все сошлось. Есть люди, у которых есть мнение, что их обижают. Есть подсказка, как решить проблему. И есть СМИ, которые сообщают об этом.

Школа выпала из процесса воспитания. Сейчас, когда министр образования говорит, что надо исключить слово «услуга» из системы образования, она права. Услуга – это в ресторане. Воспитание не может быть услугой. Услугой может быть передача знания, а непрерывный процесс передачи воспитания – нет.

Больше нет ощущения, что школа – это сакральное место, где нельзя было ничего делать. Школа исторически выросла из религиозных храмов, постепенно – за века и тысячелетия – отделяясь от них. Вот раньше как – есть школа, а есть территория за школой – где можно пить, курить и драться. В школе – нельзя. Так было раньше. Теперь это все можно делать в классе – такие есть ощущения у школьников.

Профессия учителя перестала быть престижной. Мы говорим: «Ой, какие подростки агрессивные». Но это не так: сами по себе подростки не стали агрессивнее, а вот количество проявлений агрессии увеличилось.

«Детям хочется славы»

Федор Кондратьев, доктор медицинских наук, сотрудник Центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского:

Вообще, это всегда напоминает эпидемию. Началось с американского студента, и пошло дальше. Здесь главное – не называть имена и фамилии этих детей. Им хочется славы и известности, и называя их, мы это обеспечиваем.

Еще один важный момент – у подростков зачастую нет порога неприемлемости насилия и других девиантных действий. В силу возраста и особенностей воспитания у них он еще не сформирован. Поэтому и возникают такие случаи: подростки пытаются самоутвердиться в социально отрицательных направлениях.

Читайте также: Людмила Петрановская: «Опасное поведение — закон подросткового возраста».

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
110
Ю-Ю
В ответ на комментарий от Михаил Бухтяк
Михаил Бухтяк
Обучение, а тем более воспитание - это НЕ УСЛУГИ, а СЛУЖЕНИЕ. Более того - ВЫСОКОЕ СЛУЖЕНИЕ. Без возврата к этому понимания гарантирован полный маразм общества и уничтожение государства.
СсылкаПожаловаться
Вы это "служение" изнутри не наблюдали. Представьте себе картину, когда две пожилых учительницы выдирают друг другу волосы потому, что одна успела схватить бутылочку шампуня, который привез спонсор, а вторая - нет. Или когда учительница с опытом орет на молоденькую по причине, что молоденькая девочка, которая пришла после вуза, не стала замалчивать избиение ученицы и вызвала родителей ребенка.
Увы ,служители не те. Есть среди них удивительные люди - но очень мало.
СсылкаПожаловаться
Светлана
"Эмпатия – среди высших психологических функций, которые формируются постепенно. Благодаря этому человек социализируется постепенно к 16 годам. Это одна из причин, почему создаются школы: они созданы в первую очередь не как институты образования, а как институты воспитания"."Школа выпала из процесса воспитания. Сейчас, когда министр образования говорит, что надо исключить слово «услуга» из системы образования, она права. Услуга – это в ресторане. Воспитание не может быть услугой. Услугой может быть передача знания, а непрерывный процесс передачи воспитания – нет.
Больше нет ощущения, что школа – это сакральное место, где нельзя было ничего делать. Школа исторически выросла из религиозных храмов, постепенно – за века и тысячелетия – отделяясь от них. Вот раньше как – есть школа, а есть территория за школой – где можно пить, курить и драться. В школе – нельзя. Так было раньше. Теперь это все можно делать в классе – такие есть ощущения у школьников". "Профессия учителя перестала быть престижной". Думаю, комментарии излишни.
СсылкаПожаловаться
В Н
Да всё правильно они делают, государство ,,забило'' на молодёжь и они делают то , чему их научило общество: безразличию, хамству,вранью и жестокости. Чё притворяться честными святошами.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Светлана СДикая реакция мужа.
Вчера уже поздно, ели укачала младшего ребенка 2.9 лет, и задремала сама. Приходит муж и начинает приставать, а я так устала за день, все сама сама, с детьми может иногда погулять, по хозяйству вообще не помогает. Я отказываю. Начинает требовать в жесткой форме, мол несколько дней не было давай. Я снова отказаю, мотивируя тем, что очень устала. И тут он взрывается, берет край кроватки в которой спит младший ребенок поднимает вверх и с силой кидает. Я в шоке. Ребенок проснулся и смотрит испуганными глазами. Муж начал швырять вещи и кидать мебель с диким грохотом. Не знаю, что подумали соседи. Я ребенка к себе в кровать забрала, чтобы он не пугался. Старший спал с соседней комнате, слава богу спит крепко и не слышит. Муж аж трясется, я думала он сейчас на меня накинется и изобьет. Слава богу просто ушел на улицу. Вот и как после этого с ним жить и даже общаться не представляю. И рассказать кому нибудь об этом, посоветоваться стыдно.
826
Ваше ВеличествоКанны - 2019. Продолжение
Добрый день! Премьеры и вечеринки на Каннском кинофестивале продолжаются. Смотрим!
423
Софигде бы работать, чтобы заработать?
Истории о том, как уплотнялись с родителями, снимали комнату подешевле, отказывали себе во всём, ради взноса в ипотеку - знакомы и понятны, ну что это - банально. А вот так, что бы раз и в дамки - хочу познать и постичь.
Ну типа "в двадцать лет вышла замуж и к нему переехала". А он кто: престарелый бездетный вдовец? Или подпольный миллионер с кооперативом? Или студент-мажор, чьи родители ради вас разменяли свои хоромы на поменьше? Это если лет тридцать назад дело было.
А вот посвежее, из девяностых - рынок жилья уже появился и был ещё довольно демократичен... "В двадцать один пошла работать, в двадцать четыре купила квартиру..." Молодчина! Где девица смогла заработать - одна, три года и на-ка!
Сейчас-то такое не в диковинку - квартир лом, денег вагоны... Страсть как интересно - поделитесь опытом, дамы.




406
Божья КоровкаПоэтический конкурс № 11 (Баллада). Голосование
Всем доброго времени суток!

С огромной радостью и не менее огромным волнением сообщаю об открытии Одиннадцатого внутрифорумского поэтического конкурса!!!

Напомню задание.
Тема – «Баллада».
Усложняющий элемент – цвет/оттенок/тон.

Вашему вниманию предлагаю 16 конкурсных баллад и 1 внеконкурсную. Прошу прочитать и оценить каждую. Если не сможете прочитать все произведения сразу, то обязательно вернитесь к этой теме попозже, чтобы дочитать и проголосовать.

Голосование будет длиться с этого момента до позднего вечера четверга (23 мая), потом тему закрою. Итоги конкурса я объявлю в пятницу 24 мая.

Напомню о правилах.
1. Не комментировать, пока я не выложу все произведения на суд критиков. Подождите, когда стихотворение будет выложено до конца (на всякий случай в конце каждого будет маячок в виде слова КОНЕЦ).
2. Авторам произведений нельзя раскрывать свою анонимность до конца голосования.
3. Голосовать могут только  пользователи с личной страницей на форуме.
4. Голосом за произведение считается только комментарий в виде  +1 №… непосредственно под  стихом. Если у вас нет на клавиатуре плюса, то ставьте *1 №…, но маякните об этом мне. Словами плюс один не пишем!!!
Огромнейшая просьба!!! Если пишите комментарий, то делайте примерно так:
+1
Текст (Нравится/не нравится то-то и за то-то…).
Данное нововведение связано с тем, что очень тяжело не пропустить +1, если он стоит в середине или в конце комментария.
5. Авторы просят конструктивной критики, поэтому прошу не стесняться выражать своё мнение. Только делайте это вежливо, указывая на конкретные недостатки.
6. Голосовать можно за любое количество произведений, но только один раз.
7. Голоса пользователей, замеченных в явном троллинге  или оскорблениях, учитываться не будут.
8.  Голосование  продлится до позднего вечера четверга (23 мая). После тема закрывается.
9. Победит произведение, набравшее больше всех +1, о чём будет сообщено в поздравительной теме в пятницу 24 мая.

П.С. Авторы, если я забыла выложить ваше творение, то обязательно пишите мне на почту (mrs.ksu@mail.ru). Внимание: не в тему, а на почту.
П.П.С. Забывашки, вам оставлю место.


355
Tutti fruttiПолный ребёнок
Добрый вечер!
Дочке 3.3. Рост примерно 100-102 см. Вес 20-21 кг. Знаю,что это много. Но она и родилась крупной,больше 4 кг. Сначала не переживала,думала начнёт ползать/ходить и всё нормализуется. Но время идёт,и вес всё равно выше нормы.
Сладости,ручной,конечно, в рационе присутствуют. Стараюсь ограничивать. Ребенок активный,даже очень. И если честно,я не понимаю,почему так происходит.
Я сама полная,но лишний вес появился уже в подростковом возрасте.
Вот стала переживать за дочку..
Стоит ли паниковать?
192
АксиньяПо следам старой темы
По следам старой темы: https://deti.mail.ru/forum/semejnye_otno...
Отчитываюсь, по результатам апелляции в Областном суде мы выиграли, за дочерью сохранилось право прописки и проживания в муниципальной квартире свекрови. Через три недели получаем документы о вселении и идем заселяться.
187
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru