Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

«Эпидемия» школьной агрессии

Четыре человека пострадали при нападении подростка на школу в Башкирии. В январе похожие ЧП произошли сразу в нескольких российских школах. С помощью психологов «Дети Mail.Ru» попытались разобраться в общих причинах этих трагедий.


Иван Карпов / Фотобанк Лори

18 апреля ученик коррекционного класса общеобразовательной школы № 1 города Стерлитамака зашел в кабинет информатики, где находились его одноклассники, порезал руку одной из учениц, а также нанес ножевое ранение учителю. Затем он разлил горючее вещество и поджег его. Пострадало 4 человека.

19 января в Бурятии девятиклассник с топором и коктейлем Молотова ворвался в кабинет, где проходил урок русского языка у седьмого класса. Пострадали шесть учеников и учительница. В этот же день в Минкомсвязи заявили, что начинают блокировать в соцсетях группы, пропагандирующие насилие в школах.

17 января в школе поселка Смольное Челябинской области ученик девятого класса ранил ножом одноклассника, мальчик госпитализирован.

15 января в Перми двое школьников напали с ножами на учащихся своей школы. Пострадали 15 человек, в том числе учительница.

Мы спросили экспертов о том, что это за страшная тенденция.

«Подростки не ощущают сдерживающих факторов»

Евгений Идзиковский, психолог:

Научно доказано существование эффекта Вертера, когда после громкого самоубийства идет волна подражательных самоубийств. Здесь действует тот же принцип.

Лучше всего попросту не писать о подобных нападениях: это самый эффективный фактор. Именно поэтому на освещение самоубийств наложено столько ограничений.

Кроме того, доказано, что подростки воспринимают мир по-другому. До определенного возраста хуже ощущают эмпатию. Не могут себя поставить на место другого, ощутить те же эмоции и переживания. Они не ощущают сдерживающих факторов.

Эмпатия – среди высших психологических функций, которые формируются постепенно. Благодаря этому человек социализируется постепенно к 16 годам. Это одна из причин, почему создаются школы: они созданы в первую очередь не как институты образования, а как институты воспитания.

«Больше нет ощущения, что школа — это сакральное место»

Сергей Ениколопов, заведующий отделом медицинской психологии научного центра психического здоровья РАМН, психолог:

В школах всего мира (и мы не отличаемся) есть категория обиженных учащихся. Объективно или субъективно обиженных — на соучеников, учителей. Это не менялось никогда. Конфликты в школе были и раньше. Но со времен событий в школе Колумбайн эти конфликты стали достоянием массовой информации. это стало важным общественным явлением.

Вспомните: и ивантеевский стрелок, и нападавшие в Перми были посетителями сайтов, где обсуждались нападения. И тут все сошлось. Есть люди, у которых есть мнение, что их обижают. Есть подсказка, как решить проблему. И есть СМИ, которые сообщают об этом.

Школа выпала из процесса воспитания. Сейчас, когда министр образования говорит, что надо исключить слово «услуга» из системы образования, она права. Услуга – это в ресторане. Воспитание не может быть услугой. Услугой может быть передача знания, а непрерывный процесс передачи воспитания – нет.

Больше нет ощущения, что школа – это сакральное место, где нельзя было ничего делать. Школа исторически выросла из религиозных храмов, постепенно – за века и тысячелетия – отделяясь от них. Вот раньше как – есть школа, а есть территория за школой – где можно пить, курить и драться. В школе – нельзя. Так было раньше. Теперь это все можно делать в классе – такие есть ощущения у школьников.

Профессия учителя перестала быть престижной. Мы говорим: «Ой, какие подростки агрессивные». Но это не так: сами по себе подростки не стали агрессивнее, а вот количество проявлений агрессии увеличилось.

«Детям хочется славы»

Федор Кондратьев, доктор медицинских наук, сотрудник Центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского:

Вообще, это всегда напоминает эпидемию. Началось с американского студента, и пошло дальше. Здесь главное – не называть имена и фамилии этих детей. Им хочется славы и известности, и называя их, мы это обеспечиваем.

Еще один важный момент – у подростков зачастую нет порога неприемлемости насилия и других девиантных действий. В силу возраста и особенностей воспитания у них он еще не сформирован. Поэтому и возникают такие случаи: подростки пытаются самоутвердиться в социально отрицательных направлениях.

Читайте также: Людмила Петрановская: «Опасное поведение — закон подросткового возраста».

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
110
Ю-Ю
В ответ на комментарий от Михаил Бухтяк
Михаил Бухтяк
Обучение, а тем более воспитание - это НЕ УСЛУГИ, а СЛУЖЕНИЕ. Более того - ВЫСОКОЕ СЛУЖЕНИЕ. Без возврата к этому понимания гарантирован полный маразм общества и уничтожение государства.
СсылкаПожаловаться
Вы это "служение" изнутри не наблюдали. Представьте себе картину, когда две пожилых учительницы выдирают друг другу волосы потому, что одна успела схватить бутылочку шампуня, который привез спонсор, а вторая - нет. Или когда учительница с опытом орет на молоденькую по причине, что молоденькая девочка, которая пришла после вуза, не стала замалчивать избиение ученицы и вызвала родителей ребенка.
Увы ,служители не те. Есть среди них удивительные люди - но очень мало.
СсылкаПожаловаться
Светлана
"Эмпатия – среди высших психологических функций, которые формируются постепенно. Благодаря этому человек социализируется постепенно к 16 годам. Это одна из причин, почему создаются школы: они созданы в первую очередь не как институты образования, а как институты воспитания"."Школа выпала из процесса воспитания. Сейчас, когда министр образования говорит, что надо исключить слово «услуга» из системы образования, она права. Услуга – это в ресторане. Воспитание не может быть услугой. Услугой может быть передача знания, а непрерывный процесс передачи воспитания – нет.
Больше нет ощущения, что школа – это сакральное место, где нельзя было ничего делать. Школа исторически выросла из религиозных храмов, постепенно – за века и тысячелетия – отделяясь от них. Вот раньше как – есть школа, а есть территория за школой – где можно пить, курить и драться. В школе – нельзя. Так было раньше. Теперь это все можно делать в классе – такие есть ощущения у школьников". "Профессия учителя перестала быть престижной". Думаю, комментарии излишни.
СсылкаПожаловаться
В Н
Да всё правильно они делают, государство ,,забило'' на молодёжь и они делают то , чему их научило общество: безразличию, хамству,вранью и жестокости. Чё притворяться честными святошами.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Горячие темы
АксиньяВыписка из квартиры

Могут ли выписать из муниципальной квартиры 18-и летнего ребёнка, если у него нет другой собственности?

587
Мадам Н.Д.Наши традиционные темы и их авторы.

В преддверии  Нового года хотелось бы вспомнить наши традиционные повторяющиеся темы и похвалить их авторов. Ведь их не так уж и мало и хочется еще раз сказать спасибо тем девочкам, которые тратят свое время и усилие, чтобы сделать наше общение чуть разнообразнее и интереснее.  Давайте назовем их по именно!

175
Коза Агатаваша книга

в свете книжных тем и одной небольшой беседы об одной книге, когда форумчанка написала вот если бы я ... я бы вряд ли выбрала такую тему для своего произведения... что именно была за книга, думаю, не так важно, но мне после этого стало интересно поболтать на тему - а если бы вы вдруг задумали написать книгу, какую бы тему выбрали? ну если представить. что у вас есть время, желание, способности и тп. а может кто-то уже даже писал? или о чем фильм снять? чисто фантазийно-болтательная тема

125
excerptionФотографии Австралии

Всем привет и великолепного настроения!  [smile]bouquet[/smile][smile]bouquet[/smile][smile]bouquet[/smile] Опять или снова приглашаю Вас взглянуть на лучшие фотографии с ABC news. Постараюсь сделать следующую тему с украшенными к Рождеству домами.  [img]https://www.abc.net.au/news/image/10586446-1x1-940x940.jpg[/img]

119
Lord-of-Dance"Место встречи изменить нельзя". Как снимали легендарный фильм

Фильм «Место встречи изменить нельзя», как известно, поставлен по роману братьев Аркадия и Георгия Вайнеров «Эра милосердия». [img]https://content-2.foto.my.mail.ru/corp/deti/_deti/i-59757.jpg[/img] А в основу книги легло судебное дело кандидата медицинских наук Е. И. Миркина, который в 1944 году был обвинен в убийстве жены и приговорен к смертной казни. Муровцы профессионально выполняли свою работу, хотя все улики были против Миркина. Уже после вынесения приговора оперативники нарыли дополнительные материалы, подтверждающие невиновность врача, и Миркин был оправдан.

117
Ольга *Уроки

Добрый вечер девушки! Хотела у вас поинтересоваться, как вы с детьми делаете уроки? Сидите ли с ними, может просто проверяете наличие сделанных уроков с ошибками или верите на слово? Дочке 11 лет, 5 класс, с уроками не сижу, только проверяю, но делает она их из-под палки, тяп-ляп и в телефоне сидит. Бабушка говорит надо с ней рядом сидеть, но я сомневаюсь что это правильно, да и она не хочет так. Поделитесь вашим опытом, а то уже нервы никакие с этими уроками...

112
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru