Елена Борщева: «Учу дочек смеяться над собой»

Актриса, мама 12-летней Марты и 4-летней Умы рассказала Детям Mail.ru, из-за чего ей бывает жалко своих детей и почему некоторые знакомые думали, что младшая дочь — не ее ребенок.

Слово родителей — закон

Главное, что я хочу привить своим девочкам, — уважение. К родителям, друг к другу, к окружающим людям. Второе — это право на собственное мнение. Оно у тебя есть, даже если тебе полтора года. Ты можешь высказаться, но есть один момент — хоть родители тебе и друзья, но их слово должно оставаться последним, перечить им нельзя. В семье должна быть субординация.

Еще я считаю правильным хвалить детей, поощрять их, но — ни в коем случае не за учебу. Объясняю дочкам, что оценки — вещь субъективная, и учатся они не для меня с папой, а для себя самих — чтобы найти свое место в жизни, получить достойную профессию. Зато можем купить детям что-то вкусное, сводить в кино за хорошее поведение — что помогли с уборкой, например.

Дочь хитрит, и мне нечего возразить

Ругать дочек тоже иногда приходится. В основном, за то, что просила чего-то не делать, а они ослушались. Но тут важно оценить ситуацию. Бывает, ребенок ошибается, но не намеренно, а потому что впервые столкнулся с такой ситуацией и попросту не знал, как себя в ней вести. А если же ребенку уже несколько раз объясняли, что так делать нельзя, а он продолжает, как тут не отчитать?

Контент недоступен

Или еще более действенное наказание (в частности, для Марты) — отобрать мобильный. Правда, она хитрая и, оставшись без телефона, тут же приводит железобетонный аргумент — мол, а как же я буду делать уроки? И мне тут нечем крыть, ведь это правда: в гаджетах школьники сегодня не только в игрушки гоняют, но и советуются по поводу домашнего задания, гуглят на тему уроков.

Тогда поступаю так: сам мобильный не забираю, но удаляю с него игры. Бинго!

Хотя не могу сказать, что Марта сильно зависима от телефона: у нее столько дел, что сидеть с трубкой в руках особо времени нет. Да и проказничает старшая редко — ну, может, посуду раз в неделю забудет помыть, несмотря на мои просьбы.

Контент недоступен

Ума тоже не сказать, чтобы непослушный ребенок. Разве что мои вещи без спроса любит взять и играть с ними. Например, как-то стащила из шкатулки мои бриллиантовые серьги и воткнула их в уши своему плюшевому медведю.

В целом дочкам довольно редко удается заставить меня повысить на них голос и включить командный тон. Но все же бывает...

Бывает жалко дочек

Чувство вины перед дочками за то, что много работаю, испытывать не приходилось. А вот чувство жалости — да. Помню, из-за моих гастролей последний день рождения Марты она справляла без меня. Это не очень правильно. Да еще и Валера, ее папа, в этот день был на работе, так что ребенку, конечно, было грустно. Правда, я старалась все время быть с ней на связи — звонить чуть ли не каждые полчаса и пытаться развеселить.

Знакомые сомневались, что Ума — мой ребенок

Я не скрываю, что у нас с мужем были проблемы с зачатием нашей второй дочки. Я была вынуждена обратиться к врачам и пройти процедуру ЭКО. И очень рада, что сделала это и не стала слушать знакомых, которые пугали страшилками, чем все это чревато. Мол, и климакс может в 40 «шарахнуть», и разнесет до 100 кг. А сегодня СМИ любят еще и рак к этой теме приплетать — будто бы ЭКО вызывает онкологию.

Я же считаю, что эта процедура помогает стать родителями тем, кто уже отчаялся, и ее не надо бояться. В рамках @bydytdeti, который я поддерживаю в своем инстаграме, мы как раз рассказываем о самых распространенных мифах об ЭКО.

Контент недоступен

Ведь несмотря на то, что мы живем в то время, когда каждый образованный человек понимает суть этой процедуры, все же нашлись те, кто спрашивал меня: а Ума точно ваша с Валерой дочка? Ее же в пробирке сделали...

Жду, когда Марта скажет, что ненавидит меня

Марта стоит на пороге подросткового возраста, и я уже начинаю замечать его первые проявления. Дочка все чаще стала выражать недовольство какими-то рядовыми вещами, которые раньше не вызывали у нее отрицательных эмоций. То погода ее бесит, то суп, который раньше с радостью ела... Я смотрю на это спокойно — выжидаю, что же будет дальше. Как сказала одна моя знакомая, ты поймешь, что подростковый возраст начался, когда Марта скажет, что ненавидит тебя. Пока не сказала...

Зато стала много говорить о себе в философском ключе. Рассуждает, кто она, что за человек, зачем живет. Уже вырисовывается личность, можно сказать. Марта учится в шестом классе. В школе у нее все зависит от учителя: нравится педагог — нравится предмет. Все просто.

Контент недоступен

В целом ее больше влечет к гуманитарным наукам. Любит рисовать, практически с младенчества ходит в художественную школу. Нравится старшей и петь, но вокалом мы пока серьезно не занимаемся, может, позже начнем. Еще играет в детской команде КВН «Как развить в себе чувство юмора», руковожу которой я. А в свободное время, как, по-моему, многие дети сегодня, обожает делать слаймы.

Ума занимается танцами — уже больше двух лет. Посещает ансамбль, скоро поедет в Тулу на свой первый конкурс с номером «Стиляги». После детского сада любит посидеть в своей комнате с игрушками — собирает конструкторы, что-то лепит. Она вообще у нас такой ребенок — ей никто не нужен, самой себя ей вполне достаточно. Если Марта придет к ней поиграть, Ума будет рада такой компании, но и наедине с собой никогда не заскучает — непременно найдет себе занятие.

Несмотря на то, что у дочек большая разница в возрасте, без ревности между ними не обошлось.

Особенно это касается каких-то покупок — нельзя сходить в магазин с Умой и ничего не приобрести при этом для Марты. То же касается и сладостей — не дай Бог принести им разные шоколадки. Будет война.

За самооценку дочерей у нас отвечает папа

У обеих дочек есть свои страницы в инстаграме. Они сами попросили завести, и мы с папой не стали этому препятствовать. А почему нет? Очень удобно, такой онлайн-фотоальбом. Да еще и с комментариями от других людей — интересно же! Ума еще читать не умеет, а вот Марта обожает прошерстить комментарии к своим и моим фото, особенно если там случилась какая-то перепалка.

Контент недоступен

Что дочкам будут писать что-то неприятное (про нашу семью ли или про их внешность), не боюсь. Я им объяснила, что интернет — такое место, где люди говорят то, что никогда не скажут в лицо, и обращать внимания на это не стоит. Я вообще учу их с юмором относиться к себе.

Помню, Марта как-то пришла из тогда еще детского сада расстроенная — мол, дразнят ее. Мне даже не нужно было объяснять, как именно — из-за ушей. Я ей говорю, ну а ты в следующий раз отшутись — скажи, что у тебя дома мультики лучше зато показывают.

Дочь так и сделала — и ее перестали цеплять. Вообще у нас папа отвечает за то, чтобы дочки были уверены в себе. Он делает акцент на том, что главное в жизни — не врожденная красота, а умение себя правильно преподнести, ухаживать за собой и быть хорошей хозяйкой. Это для женщины — на первом месте!

Читайте также:

Журналист, мама Нины и Марка