Девочки шьют, а мальчики программируют. Или наоборот? Как родители выбирают занятия детям

11 октября — Международный день девочек. Мы провели опрос и выяснили, как российские родители выбирают дополнительные занятия для детей. А психолог Ирина Чеснова рассказала, почему перестал работать гендерный подход и какие навыки понадобятся всем детям.

girl
Источник: Getty Images

Международный день девочек (International Day of the Girl Child) был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в 2012 году. Он посвящен осведомленности о проблемах, с которыми сталкиваются девочки, расширению прав и возможностей девочек и гендерному равенству как основе современного общества. Чтобы девочки ничего не боялись, получали хорошее образование и реализовывали свой потенциал.

Накануне этой даты Дети Mail.ru и Добро Mail.ru провели опрос и выяснили отношение российских родителей к дополнительному образованию детей.

Оказалось, что большинство современных родителей при выборе кружков и секций руководствуется желаниями ребенка, его склонностями и предпочтениями. Так, 40% из семи тысяч респондентов при выборе кружков ориентируются строго на интересы ребенка, еще 19% смотрят на его успехи в том или ином занятии. Более 15% ориентируются на удобство расположения кружка или секции, а 11% — на стоимость занятий. Для 12% важны перспективы для будущего, которые дает дополнительное образование.

Семейный психолог Ирина Чеснова:

«В 8—10—12 лет дети ищут увлечения, пробуют себя в разных областях. Это помогает им понять: что мое, что не мое, к чему тянет, что получается, какой дорогой идти дальше. Возможность пробовать новое и выбирать — один из лучших даров, который мы как родители можем им преподнести.

Конечно, есть взрослые, которые считают, что выбирать нужно занятия, подходящие конкретно для девочек и конкретно для мальчиков. Мы это видим по результатам опроса: 28% опрошенных при выборе дополнительных занятий учитывают пол ребенка. Как любые неравнодушные родители они хотят, чтобы их дети вписались в мир, не были изгоями и нашли свое счастье.

Им кажется, что через традиционно «девочковые» или «мальчиковые» увлечения ребенок разовьет в себе «правильные» качества. И через эти «правильные» качества сформируется «правильная» идентичность. Ребенок не будет «не таким», не будет выбиваться из общепринятых «стандартов». На него не будут смотреть косо, ему не придется иметь дело с реакцией окружающих. Он будет «нормальным», а значит — принятым».

2f52bc6b-b13e-4d5d-9fda-b71003274758
Источник: Getty Images

Самыми подходящими для мальчиков занятиями участники опроса Mail.ru Group назвали боевые искусства (11%), плавание (11%), программирование (10%), футбол (11%), баскетбол (8%) и волейбол (7%). Также среди популярных ответов: иностранные языки (7%), теннис (6%), кружок математики (5%) и верховая езда (4%).

Занятия, которые подходят, по мнению участников опроса, девочкам: художественная гимнастика (12%), музыкальная школа (11%), рисование (11%), иностранные языки (11%), шитье (9%), плавание (9%). Также для девочек россияне выбрали теннис (6%), верховую езду (6%), кружок литературы (6%), программирование (4%), волейбол (4%), математику (3%).

«Полностью поддерживаю родителей, которые выбирают дополнительное образование для своего ребенка, исходя из ее или его желаний. Однако вижу, что, например, футбол вообще не упоминается в качестве подходящего занятия для девочек, — замечает менеджер проектов массового футбола Департамента женского футбола РФС Мария Исаева. — Это значит, что родители его не предлагают, а ребенок, скорее всего, сам не попросит, потому что не видит пример перед глазами и не слышит такой опции от родителей.

Мало кто догадывается, что футбол развивает в девочке массу качеств, которые очень пригодятся ей в будущем независимо от того, какую область деятельности она в итоге выберет. Например, европейские исследования доказали, что девочки, играющие в футбол, чувствуют себя более уверенными. Игра в команде помогает преодолеть тревогу и придает энергии в достижении своих целей. Во взрослом возрасте эти качества помогут преодолевать трудности и справляться с давлением коллектива».

В будущем станет меньше гендерных рамок и стереотипов

Семейный психолог Ирина Чеснова:

«Бороться с подобными утверждениями не нужно, поскольку они относятся к самому дорогому, что есть у людей — ценностным убеждениям. Но что можно и нужно — это показывать перспективу.

Нужно расширять представления родителей о том, в каком мире предстоит жить нашим детям. В нем точно будет меньше гендерных рамок, стереотипов и заморочек. И больше понимания, чуткости и принятия различий.

Если мальчику нравится готовить, а девочка просит записать ее в школу программирования или секцию каратэ, это прекрасно. Главное — что у них есть желание что-то пробовать и что-то создавать (огромная проблема сейчас состоит в том, что дети вообще ни к чему не стремятся, ничего не хотят и на пороге 18-летия полностью растеряны, не зная, куда двигаться дальше). Главное, не погасить этот огонь своим родительским скептицизмом. Если вы поддержите своих детей в их устремлениях, вы очень поможете им и дальше прислушиваться к себе, реализовывать идеи и тем самым развивать способности и уверенность.

158555db-e82f-431a-854b-f4888a2e7e61
Источник: Getty Images
Если мы возьмем двух девочек, то представьте, насколько более свободным и полным самых разных возможностей будет путь той, которой говорили: «Слушай себя, пробуй, ищи свое». Чем той, которой указывали на узкую колею: «вот это девочке пристало, а вот это — нет».  

Таких родителей, согласно опросу, тоже довольно много. Больше 50% респондентов дадут ребенку возможность ходить на занятия, которые традиционно считаются подходящими для детей другого пола. Просто потому, что разделение на занятия «для мальчиков» и «для девочек» устарело. Около 30% опрошенных также разрешат мальчикам ходить на шитье, а девочкам на карате, но будут надеятся, что дети в конце концов одумаются и вернутся к более подходящим для них кружкам. И только 5% постараются убедить детей не выбирать кружок, который традиционно считается занятием для другого пола.

И мальчиков, и девочек нужно учить базовым бытовым навыкам

Семейный психолог Ирина Чеснова:

До сих пор в наших школах сохраняется разделение на уроках труда, когда девочек учат шитью и домоводству, а мальчики... вообще ничего не делают, потому что материала для табуреток на всех не хватает. Школа во многих вещах не поспевает за изменениями жизни, а в этом вопросе — особенно. Что было бы гораздо более актуальным и отвечало духу времени: учить всех — и мальчиков, и девочек — базовым бытовым навыкам, которым не во всех семьях уделяется достаточно внимания.

Приготовить незамысловатую еду (бутерброд, салат, пюре, запечь курицу), пришить пуговицу или зашить дырку в носке, сузить джинсы на талии, почистить раковину или обувь, забить гвоздь и не отбить себе палец, выучить обозначение значков на одежде, чтобы правильно ее постирать. Это хороший вклад в развитие самостоятельности. И в итоге молодые люди, выходя во взрослую жизнь, смогут позаботиться о себе и элементарно обслужить себя в быту, не ожидая, что кто-то это сделает за них.

Наш мир движется в сторону все большей вариативности и гендерного равенства. Поэтому важно, чтобы подрастающие девочки знали: мы будем делать все возможное, чтобы они смогли реализовать свой потенциал. Чтобы они были защищены от насилия и чувствовали себя в безопасности. Чтобы у них всегда был выбор.

Читайте также:

Смотрите видео:

Екатерина Мазеина
Редактор, мама двух девочек