Что делать, если ребенок не торопится говорить

Наверное, вы замечали, что стоит только озадачиться какой-то проблемой, как на глаза то и дело попадается то, что с ней связано. И не что-нибудь воодушевляющее, а как раз наоборот.
Творческая мама
Что делать, если ребенок не торопится говорить
Что делать, если ребенок не торопится говоритьИсточник: Migration

Cтала я задумываться о том, что дочка как-то не торопится со мной разговаривать – и тут же мы начали встречаться с ее ровесниками, которые уже отлично владеют десятком слов. А уж на книжных страницах то и дело появляются младенцы, которые говорят «грузовик» и «синхрофазотрон». Конечно, я не могла остаться к этому равнодушной и углубилась в изучение вопроса.

Разговоры о том, что должен уметь ребенок к полутора годам (а моя дочка как раз попадает в эту группу), педиатры всегда начинают со слов «все индивидуально»: дети развиваются по-разному, это зависит не только от физиологии, но и от характера. Но есть и средние показатели, на которые можно ориентироваться. Примерно в семь месяцев ребенок начинает артикулировать слоги (с этим у нас все в порядке), около года – выговаривать короткие слова (вот с этим хуже), а еще через шесть месяцев – строить предложения из двух-трех коротких слов.

Почему все считают детский сад панацеей для не разговаривающих детей, не задумывались? Потому что ребенок попадает в среду, где ему нужно говорить, чтобы его поняли. Нужно создать эту среду у себя дома, то есть просто перестать понимать ребенка с полузвука.

Но ориентироваться нужно не только на это. Дело в том, что ребенок накапливает не только активный словарный запас, но и пассивный, то есть понимание слов не менее важно, чем их произнесение. Так вот, пониманием Ника меня удивляет постоянно: она уже выяснила, что «сандалики» и «босоножки» – это одно и то же, а «пюре с курицей» и «пюре с индюшатиной» – нет; что «папа занят» – это серьезно, а «мама занята» – это какие-то пустяки; что «пойдем гулять» – это здорово, а «пойдем бабушку встречать» – еще лучше.

Общаться же Ника предпочитает с помощью междометий и любимых слогов, которые употребляет без особого разбора. Несколько месяцев назад она называла мамой все и всех подряд: меня и кота, мяч и книжку, кашу и горшок. Но каждый раз с удовольствием! Потом пришел черед «бабы», которая тоже относилась ко всем, кроме, собственно, бабушки. Отдельная история – пение: дочка с огромным удовольствием «подхватывает» печальные мелодии, тянет знакомые гласные. Есть у меня подозрение, что первой Никиной обдуманной фразой будет «Ой, цветет калина».

А пока я делаю то, что советуют педиатры. Во-первых, разговариваю с дочкой обо всем, что вокруг нас происходит, и комментирую свои действия, во-вторых, всегда стараюсь поддерживать с ней диалог, подстраиваясь под интонацию Никиных «ауууой» и «еллоооок», в-третьих, всячески побуждаю не только показывать пальцем на предметы, но и называть их. Советуют еще развивать мелкую моторику, но об этом моя малышка благополучно заботится сама: перекладывает папины гайки, запутывает бабушкины нитки, ловко щелкает моими заколками и нажимает все попадающиеся на глаза кнопки.

В общем, мы пока не говорим, не паникуем и радуемся успехам. А как обстоят дела у вас?