Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Большое горе маленького человека

В моем детском окружении было не принято проживать и переживать горе, его старались спрятать, показать, что человек сильнее горестных обстоятельств. Отголоски этого остаются в моей жизни до сих пор: «не плачь», «ну это не беда, заживет», «подумаешь, потерял - новую купим». Если вдуматься, такими замечаниями мы отрицаем детское горе, делаем его мелким, неважным - а ведь это совершенно не так! Именно сейчас, в момент переживания горя, оно заслоняет для ребенка все на свете, даже если речь идет об умершем хомячке.


Фотобанк Лори

В моем детском окружении было не принято проживать и переживать горе, его старались спрятать, показать, что человек сильнее горестных обстоятельств. Отголоски этого остаются в моей жизни до сих пор: «не плачь», «ну это не беда, заживет», «подумаешь, потерял - новую купим».  Если вдуматься, такими замечаниями мы отрицаем детское горе, делаем его мелким, неважным - а ведь это совершенно не так! Именно сейчас, в момент переживания горя, оно заслоняет для ребенка все на свете, даже если речь идет об умершем хомячке.

Чаще всего в таком случае родители говорят горюющему ребенку: «В выходные пойдем в зоомагазин и купим тебе нового хомячка». К сожалению, в такой реакции родителей на смерть близкого, любимого существа заложен некий шаблон, стереотип. Однако в случае смерти близкого человека не существует таких магазинов, в которых можно купить нового папу или дедушку.

Детское горе, также как и взрослое, проходит через несколько стадий:

1) шок и оцепенение
2) отрицание
3) поиски
4) гнев
5)  вина
6) страдание
7) реорганизация и завершение

Отличие детского горя от взрослого в том, что оно как бы делает перерывы, отступает на время: ребенок только что плакал - и вот он уже играет; совсем недавно он отказывался от еды - но снова смеется и смотрит любимые мультики. Детскому горю, в целом, свойственны такие особенности, как отсроченностъ, скрытость, неожиданность, неравномерность. Ребенок может не проявлять немедленного горя, а острая реакция иногда откладывается на месяцы. В некоторых случаях настоящее осознание и переживание утраты приходит с большим запозданием и под воздействием какого-либо значимого события, например, еще одной потери.

Иногда у ребенка могут отсутствовать явные проявления горя, такие, как плач или словесное выражение эмоций, однако присутствовать признаки скрытого переживания утраты в виде действий, изменений поведения и невротических симптомов. Детское горе часто длится на протяжении очень большого времени - но с перерывами на «отдых». Несмотря на все особенности, детское горе проходит через те же самые стадии, что и горе взрослого человека.

Первые три стадии следуют одна за другой: шок от потери близкого человека сменяется неверием в то, что его больше нет, потом, как следствие неверия, начинаются поиски исчезнувшего человека. Безрезультатные поиски умершего близкого порождают страх, в это время могут возникнуть разнообразные фобии, иногда - галлюцинации (ребенок может видеть умершего, слышать его голос). Отчаяние наступает, когда ребенок окончательно осознает невозможность возвращения умершего. Он вновь начинает плакать, кричать, отвергать любовь других людей. Только любовь и терпение могут преодолеть это состояние. Гнев ребенка может выражаться в обиде на «покинувшего» его родителя, на обстоятельства (болезнь, стихийное бедствие, автотранспорт), на посторонних людей (врачей, водителей машин), а также на оставшегося родителя (за то, что не сумел уберечь).

В следующем периоде часто возникает чувство вины: дети в случае смерти одного из родителей часто винят себя в том, что не слушались, проявляли недостаточно любви, и это чувство вины переходит в страдание и депрессию. Во время такой депрессии ребенок часто задается вопросом «как же я теперь без него буду жить дальше», и это уже - шаг к реорганизации своей жизни, к ее продолжению без любимого умершего. Ребенок задумывается о том, что изменится теперь в его жизни. А насколько ему удастся приспособиться к новым условиям после утраты - это во многом зависит от взрослых, которые находятся с ним рядом в этот сложный момент.


Что делать близким, которые хотят помочь ребенку пережить горе?

1) Признайте за ребенком право горевать! Дайте ему такую возможность - пережить свое горе с поддержкой близкого человека. Иногда взрослые настолько поглощены собственным горем, что не замечают переживаний ребенка. Позвольте ребенку выразить свои чувства и помогите ему в этом на всех этапах горя: от шока до депрессии. Находитесь с ним рядом, внимательно следите за его состоянием, не обманываясь проявлением «равнодушия» или «веселья».

2) Горе ребенка имеет протяженность во времени. Потеря одного из родителей не может быть преодолена ребенком за короткий срок. Дайте ребенку время на проживание всех его переживаний, оставайтесь с ним рядом, будьте готовы выслушивать его так долго, как это ему может понадобится.

3) По возможности сразу же извещайте ребенка о смерти близкого человека, не обманывайте его и не откладывайте объяснения «на более удобное время». Пребывая в горе, испытывая тревогу, не бойтесь нанести ребенку травму страшным известием. Ребенку не вредно видеть горюющих родителей. Для него вредно видеть родителей, рассыпающихся на части и временно выключающих его из общности семьи, переживающих свое горе отдельно от него. Хотя переживание потери близкого человека неодинаково у родителя и у ребенка, родитель (близкий человек) может быть полезным примером в том, как он переносит эту смерть. Желательно открыто выражать свои мысли и чувства.

4) Детское горе отличается от взрослого. Взрослый человек, потерявший супруга, лишается партнера, спутника, друга и любимого. Ребенок теряет защитника, учителя, воспитателя, образец для подражания. Поэтому он будет реагировать иначе, помните об этом!

5) Включайте ребенка в общесемейные переживания, не дистанцируйте его. Даже в горе ребенок должен быть вместе со своей семьей, ощущать себя ее частью. По возможности не исключайте ребенка из семейных забот, связанных с похоронами. Если ребенок уже хорошо понимает, что такое смерть, не попрощаться с любимым близким будет для него страшнее, чем увидеть его на похоронах и проститься с ним так, как это делают все взрослые.

6) Помните о том, что ребенок, даже подросток, не может взять на себя тяжесть горя родителя. Хотя ребенок должен видеть горе другого родителя, он не может как-то помочь перенести это горе или быть какой-либо заменой умершему.

7) У маленьких детей чаще всего существуют три основных вопроса. Взрослый должен их услышать и ответить на них:
•Не был ли я причиной этой смерти?
•Случится ли это когда-либо со мной?
•Кто теперь будет заботиться обо мне?

В каких случаях ребенку требуется профессиональная помощь

Обычно родители стараются избежать обращения к специалисту с детскими проблемами. Бывает и наоборот: при малейшем подозрении на необычность поведения ребенка родители кидаются к врачу, в то время как помощь требуется им самим, а не ребенку. Что должно насторожить в поведении ребенка в первую очередь?

• затянувшаяся депрессия, во время которой ребенок теряет интерес к окружающему, не способен справляться с проблемами и повседневными делами.
• резкое снижение школьной успеваемости, плохие отметки, несмотря на старание; настойчивый отказ посещать школу;
• упорное непослушание или агрессия (дольше шести месяцев), оппозиция авторитетным фигурам, нарушение прав других людей;
• частые и необъяснимые вспышки гнева, падения настроения; деструктивные способы выражения гнева;
• стойкая тревога или фобии, частые приступы паники; продолжительный страх находиться одному;
• постоянные ночные кошмары, выраженные трудности засыпания и другие расстройства сна, отказ идти спать;
• гиперактивность, непоседливость (если раньше этого не было); поведение, свойственное намного более младшему возрасту, в течение длительного периода;
• множественные жалобы на физические недуги; несчастные случаи, лежание ничком (как самонаказание или способ привлечь внимание);
• избегание разговоров и даже упоминаний об умершем или о смерти;
• чрезмерная имитация умершего, появление устойчивых симптомов его заболевания;
• повторяющиеся высказывания о желании соединиться с умершим.

None
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
65
Юлия Бухарина
сама ты в детстве ныла по любому поводу ;до сих пор помню,как я потеряла сумочку,в ней браслет,который Славка подарил,а мама орала -не реви,сама такая ворона! А ЭТО БЫЛО ГОРЕ! и сеичас, в 37 ,все равно понимаю себя 11-летнюю.
СсылкаПожаловаться
Татьяна Соловьева
Моя доченька Людочка умерла от спинального наркоза, от укола во время планового кесарева сечения.Для нас это было шоком.Боль.Тяжко.Помогало толко то, что нужно жить и воспитывть внучку новорожденную и Кариночку 10 лет.Такие статьи помогают людям. неврологи помогают.Пишите чаще.
СсылкаПожаловаться
Татьяна Соловьева
Доченька моя Людочка умерла от укола анестезиолога во время планового кесарева сечения.Шок Боль.Тяжко.Старшей ее дочке Кариночке-10 лет а новорожденная даже не попробовала маминого молока.Помогает только то , что ухаживаем за малышкой,нашей радостью.Успокаивает то,что роженица Вавуло Людила в Царстве Небесном, в раю, с Божьей Матерью.Вера на встречу на следующий год НА РАДОНИЦУ.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Плюшенция.. лягушенция..Фотки .. фоточки
а давайте посмотрим, покритикуем, похвалим друг друга.. и начну с себя.. принимаю тапки, помидоры. все пригодится
681
мама кошкаСитуация в школе. Продолжение.
Девочки спасибо всем тем кто написал в прошлой теме и дал советы.Сегодня  утра были в школе,беседовали с классным руководителем.Она была очень удивленна,сказала что мальчики эти очень тихие и положительные и от них она такого не ожидала.Сказала что с ними поговорит.Но мы настояли чтобы вызвали родителей мальчиков.Сегодня пол пятого пойдем разговаривать.Но не приятно то что мне только что позвонила учитель с продленки,возмущалась что мы пошли к классному руководителю,говорила что мальчики такие положительные ,она с ними говорила и они сказали что не делали такого.И что мой ребенок выдумывает и вообще это же она их ударила веникам.В общем все разворачивается так как вы и писали в прошлой теме.Во всем пытаются обвинить дочка а мальчики у нас не причем.
397
Юлиана"Муж обеспечивает..."- а что это значит?
Девочки, с пятницей всех вас! И хороших выходных. Тема просто поболтать, поделиться мнением. Навеяно разговором со знакомой-
она не работает, но говорит: "муж обеспечивает". Но. В кино/кафе/парки они не ходят, еду покупают по акции, мясо- только курица, на развивашки ребенок почти не ходит (денег нет), если встречаемся-
в кафе берет максимум кофе, квартира его добрачная от родителей (ипотеки нет), в платную больницу или поликлинику не обращается. Но говорит : "меня муж обеспечивает". Нередко на форуме тоже читаю эту фразу: "Меня муж обеспечивает", "Я не работаю, зарплаты мужа хватает", "Я работаю, но основной добытчик муж"... Так вот, а на что хватает? Что значит обеспечивает? Тема просто поболтать. Какие потребности муж финансово должен обеспечивать, чтобы можно было так сказать? Отпуск? Раз в год в Анапе или 3 раза в год в Доминикане? домработница? или еда/коммуналка/секции для детей достаточно? Понятно, что у всех по-разному, но интересно.
302
Кактусхочет побыть один
всем добрый день. не знаю для чего пишу, наверное для поддержки. в отношениях со своим мужчиной 2 года, вместе не живем. вроде все было хорошо, виделись часто, я чувствовала, что любит. в середине марта поехала на неделю в командировку. постоянно переписывались, скучал. по моему возвращению резко отказывается от встреч, слышу фразы типа «ушел в себя» «никого не хочу видеть» «депрессия». потом обвинения посыпались. типа я в ответ не даю ему того, чего он хочет(не готовлю, не ночую у него). дико обидно и больно. предлагаю встретиться-категорический отказ, типа пока не готов. переписывается охотно, но инициатива больше от меня. расставаться не хочет пока. не отрицает, что чувства остались у него.  очень тяжело от неопределенности. было ли у ваших мужчин так? 
вероятность того, что у него кто-то появился практически нулевая. после работы сразу едет домой и все
250
мама кошкаСитуация в школе, как все разрешилось.
Девочки,спасибо всем тем кто не остался равнодушным и переживал в прошлой теме.Пишу чем дело закончилось.Пришли мы св школу,в кабинет продленки,стали ждать остальных родителей.Учитель сразу заявил что не особо верит словам дочки и она скорее всего придумывает.Но чтобы выяснить ситуацию она должна расспросить дочку.Я согласилась тк. она сказала что сначала  нами и дочкой поговорит а потом с мальчиками и их родителями,по отдельности.Очень не понравилось что она пыталась надавить на ребенка,как прокурор.Были вопросы,где ты сначала сидела?куда потом пошла?В каком именно месте они начали ее трогать.Потом подошли еще 2 мамочки и подключились.Ребенок стоял один среди взрослых и пытался отвечать на довольно не приятные на ей вопросы в каком месте трогали и тд. При том было видно что учитель пытается ее запутать и говорит с дочкой в повышенных тонах.Я не выдержала и сделала ей замечание,сказав что ребенку и так не ловко и пуст вызывают психолога и он беседует со всеми отдельно.Мне сказали что психолог уволился.Но я настояла а в незаинтересованном лице пришел заучь. С ним дело пошло на много быстрее,она попросила всех успокоится ,нам не заострять внимание дочери на этом чтобы не было психологической травмы а мамам мальчиков провести с ними беседу но не ругать.Допрашивать мальчиков она запретила и сказала что и дочку тоже не кто не имел право допрашивать.По моему самый разумный человек там.Мамы мальчиков конечно не верят что их дети могли такое сделать и настаивают на том что дочка не правду говорит,так как дети у них положительные и слов таких не знают даже,да и вообще они своих детей знают и они не могли. Оно и понятно что каждый заступается за своего ребенка.Я их услышала но предупредила что если еще раз что то подобное повториться то я уже не к учителю пойду а дальше.Больше всего в этой истории не понравилось поведение учителя продленки.Она мне высказала что своими жалобами я ее в неловкое положение ставлю ,что она мол не за детьми следит а полы моет.Но блин так оно и есть.В общем обиделась она на меня.Классный руководитель обещала оказывать повышенное внимание детям и лучше следить.Она молодец я считаю.Ну а я с дочкой поговорила,сказала что мы решили этот вопрос и больше ее не кто не обидит и мы закрыли эту тему.После собрания поехали на гимнастику,в этом здании есть секция айкидо. Поговорили с тренером,он принял дочку,в понедельник начнет заниматься.Знаю что быстрых результатов ждать не стоит но я думаю это придаст ей уверенности в себе,да и через несколько лет она уже сможет за себя постоять если не дай Бог встретятся еще такие вот мальчики.В общем как то так. Извините за много букв.
166
ИволгаПостельная)))
Спорим с мужем про покупку второго одеяла в постель. Он любит заворачиваться, я люблю вокруг себя одеяло воткнуть. Муж против категорически. А я устала полночи сражаться за свою часть - просто не понимаю романтизма одного одеяла. Уже даже в шутку предложила: давай я тебя буду в гости под своё иногда приглашать?


Как у Вас? Одно или два?
157
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru