Азбука чувств: милосердие

Слово «милосердие» – нечастое в повседневной жизни, но его значение интуитивно понятно каждому. Это готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия. В милосердии нет расчета, оно идет из душевной глубины, побуждая к немедленному действию. И в этом его важное отличие от рациональной благотворительности с ее ожиданием все же какой-­то выгоды, пусть и отсроченной, и не всегда непосредственной.

Слово «милосердие» - нечастое в повседневной жизни, но его значение интуитивно понятно каждому. Это готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия. В милосердии нет расчета, оно идет из душевной глубины, побуждая к немедленному действию. И в этом его важное отличие от рациональной благотворительности с ее ожиданием все же какой­-то выгоды, пусть и отсроченной, и не всегда непосредственной.

При этом сам акт милосердия предполагает существование другого - другого, чем я, - страждущего, кого постигла беда, на которого направлена моя помощь. Казалось бы, это вполне очевидно: ну конечно, если я кому-то помогаю, то именно кому-то другому, не себе. Но в том и дело, что понять и почувствовать другого можно, лишь обладая полноценным «я». По-настоящему милосердный поступок совершается лишь независимой и свободной личностью, иначе...

«Пусть мне тоже будет плохо...»

Маша - третьеклассница с грустными и умными глазами. Ее любят учителя и одноклассники. Она уступчива, доброжелательна, готова поделиться всем, что имеет. Учителя недоумевают - как она будет жить в этом жестоком мире? С недавнего времени девочка стала получать двойки - и тут забили тревогу родители. Оказывается, в семье есть и младший ребенок - больной и слабенький. Родители бесконечно о нем волнуются. Поэтому с самого рождения брата старшая сестра слышит от родителей: «Что тебе, жалко? Отдай ему, он больной. Надо помогать, ты ведь здорова, а Алешенька инвалид...» В результате девочка стала чувствовать постоянную вину за свое благополучие. Ее неосознанная стратегия по отношению к одноклассникам выглядит примерно так: «Пусть уж я тоже буду получать двойки, зато их ругать будут меньше».

Можно сказать, что это своего рода милосердие, но искаженное, болезненное. У Маши нет радости от того, что она в ущерб себе «помогла» двоечнику-соседу по парте. Скорее, она снова и снова переживает временное облегчение извечной боли за больного братишку. А что же истинное милосердие? Оно воспитывается в детях постепенно, шаг за шагом. Давайте попробуем проследить эти шаги взросления.

Лучше рано, но никогда не поздно

Двухлетний малыш протягивает вам леденец, который только что вынул изо рта. Как вы поступите? Помня о нормах гигиены, откажетесь и возьмете из коробочки другой? «Спасибо, ешь сам, деточка»? Или станете хрустеть леденцом по очереди с дарителем? И подарите ребенку возможность получить уникальный опыт: «Что хорошо для меня, хорошо и для другого». Его радость, даже упоение по этому поводу невозможно не заметить.

Четырехлетний все время говорит: «Я сам», бывает упрям и настойчив в проявлении своей воли. И папа с мамой, стыдясь такого поведения перед окружающими, начинают ругать малыша. Типичная сцена на детской площадке. У одного мальчика - три машинки, у другого ни одной. Тот смотрит на машинки полными слез глазами - это и правда очень горько. «Жадничать - гадко, отдай хоть одну машинку, у тебя их вон сколько», - требует мама. Допустим, послушается и отдаст - возможно, боясь спорить. Его будут хвалить и ставить другим детям в пример. Но один, без присмотра взрослых, он, скорее всего, оставит все игрушки себе - потому что никто не похвалит.

Так как же быть родителям? Отведите малыша в сторонку: «Посмотри, какие у того мальчика грустные глаза, наверно, он расстроен, у него ведь совсем нет игрушек. Даже не знаю, как ему помочь...» И тогда ваш ребенок, возможно, предложит выход: «Я дам ему свою машинку, у меня же их три!» - «Вот здорово, - скажете вы, - и я поиграю с вами вместе!»

Самое важное - не заставлять проявлять милосердие. Ребенок может быть не готов к этому шагу, такое под силу только тем детям, которые в полной мере получили родительскую любовь и заботу. Но урок не пройдет даром - в следующий раз он сам заметит того, кто нуждается в милосердии.

«Я нашла в саду котенка...»

Заботясь о наших меньших братьях, дети учатся отдавать, получая взамен благодарность и любовь своих питомцев. Одна моя знакомая, замечательный педагог и человек большой души, рассказывает, как в детстве она приносила домой то ворону с подбитым крылом, то голодного котенка или старую больную дворнягу... Всех их она выхаживала и выкармливала вместе с мамой. Жили они бедно, но когда мама узнала, что дочка относит свой обед дворовым собакам, то стала давать ей денег на хлеб специально для них, хотя лишних денег в доме не водилось.

Но что делать, если ребенок этого самого котенка подобрал, пожалел... А родители - хорошие, умные, добрые - едва ли не впадают в ступор от брезгливости. Бог знает, по каким помойкам этот полосатый бродяга скитался, какой набрался заразы. Что, в конце концов, дороже - здоровье ребенка или жизнь облезлого заморыша? Как не поддаться эмоциям, не раскричаться, не прогнать прочь?

Универсальных рекомендаций дать невозможно. Но вспомним великую подвижницу Елизавету Петровну Глинку, известную, как Доктор Лиза. Она работает с бомжами в резиновых перчатках и маске. И они не только не обижаются, но боготворят ее. Ее милосердие деловито и напрочь лишено сентиментальности. Доброта добротой, но трезвые меры предосторожности только помогут доброте осуществиться.

И еще важный момент: не старайтесь оградить ребенка от всякой душевной боли. Не испытав ее на своем опыте, он не сможет распознать ее у других. Если в доме есть собака или кошка, дети рано или поздно столкнутся и с фактом их смерти. Для многих это первое переживание конечности жизни, первая потеря друга. И очень важно не оставить ребенка одного с этой потерей, вместе пережить утрату, сказать ребенку о своем чувстве, боли, сожалении, печали. Конечно, во всем нужна разумность и мера.

«А ты взглянул мне вслед, как друг...»

Не стоит отождествлять милосердие только с материальной помощью. Люди нуждаются не только и не столько в деньгах, сколько в любви, внимании, сострадании, участии и добром отношении. Когда мы на секунду останавливаемся, выслушиваем человека или просто доброжелательно на него смотрим, - разве этим мы не помогаем ему?

Если вдуматься, милосердие не имеет рационального обоснования. Это эгоизм разумен. Милосердие же мыслится как деятельная, сострадательная любовь к человеку, ко всему живому. Но любовь и не нуждается в причине и оправдании. Поэтому как проявлять милосердие, в какой мере - это всегда сложный вопрос, решать который - всякий раз заново - нам приходится самостоятельно.