Азбука развития: любознательность

Любознательность – очень важная черта характера, которая становится стимулом к совершенствованию. Иногда она бывает врожденной, а порой нужно ее сформировать. В каком возрасте начинать работу с ребенком и какими методами достичь цели?
Семейный психолог
lori-0000665653-bigwww800.jpg
Источник: Фотобанк Лори

Мир изменился и у многих детей есть один, а то и несколько гаджетов, которые, к сожалению, иногда становятся основным увлечением ребенка с самого раннего возраста. Ни рисования, ни лепки, ни прогулок – эти забавы не слишком интересуют малыша, который увлечен компьютерной средой. Порой погружение в виртуальный мир настолько глубокое, что при «отлучении» от него ребенок чувствует растерянность и дезориентацию в социуме, замыкается. В особо критичных случаях зависимости у детей отмечаются проявления агрессии, которая направлена на тех, кто отнял у них компьютерную «игрушку».

Казалось бы, я говорю совершенно очевидные вещи. Большинство родителей понимают и признают пагубное влияние инноваций на развитие, психическое и физиологическое состояние ребенка. И, тем не менее, почти все разрешают играть гаджетами даже маленьким детям. Будем откровенны, родители таким образом пытаются освободить время для домашних дел или банального отдыха. Чем может обернуться это попустительство? Так ли оно безобидно?

Помимо опасности формирования психологической зависимости от онлайн-игр, со стороны родителей учащаются жалобы на то, что ребенок отказывается учиться, выполнять домашнее задание, заниматься дополнительными развивающими занятиями и т.д. Ведущие эксперты в области детской психологии вторят родителям: познавательная деятельность ребенка, злоупотребляющего компьютером, планшетом и другими электронными устройствами ведет к снижению уровня любознательности к внешнему миру.

Если в семье возникла подобная проблема, родителям следует отнестись к ней серьезно. Прежде всего, маме и папе рекомендуется обратить внимание на собственный круг увлечений и поведение, ведь дети внимательно наблюдают, как ведут себя родители и подражают им. Поэтому винить ребенка в отсутствии интереса к искусству, науке или литературе бессмысленно, если мама и папа ничем не увлечены. Когда начинается развитие познавательной деятельности, очень важно создать для ребенка благоприятную среду, которая будет стимулировать интерес к новым знаниям, умениям и навыкам.

Что делать?

1. Измените свою жизнь, если она однообразна и рутинна. Если вы хотите, чтобы ребенок вырос эрудированным, увлеченным, потенциально успешным, планируйте досуг ребенка. Выходные даны не для того, чтобы бесцельно тратить время, их можно и нужно использовать для культурно-просветительского времяпрепровождения. Иногда достаточно просто собрать вместе с ребенком коллекцию минералов или насекомых.

Важно построить занятие так, чтобы активизировать познавательную деятельность. В выборе хобби нужно, разумеется, ориентироваться на природные таланты и пожелания ребенка. Однако иногда можно незаметно направить малыша к верному выбору хобби. В случае успеха внимание с гаджетов постепенно будет перенаправлено на физическую активность (прогулки и игры на свежем воздухе), художественное развитие, чтение.

2. Приглашайте в дом друзей ребенка – вместе они могут играть в настольные игры, заниматься творчеством или музыкой. Если самостоятельно не получается заинтересовать ребенка, привлеките его к совместным семейным делам: например, предложите приготовить вместе обед. Доверьте малышу наименее трудоемкий этап, чтобы у ребенка все получилось. Не сравнивайте его с другими детьми: наоборот, подчеркивайте его успехи и достижения.

3. Обязательно играйте с ребенком. В игре дети учатся взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. В дошкольном возрасте детям нужно ежедневно читать книги, после чего совместно обсуждать прочитанное. Для познавательной активности детей полезны настольные игры, которые научат их соблюдать правила, а также игры на логику, внимание, память. Обратите внимание, что очень часто дети не могут заниматься такими задачами самостоятельно, здесь обязательно участие взрослого.

4. Чаще разговаривайте с ребенком. Для малышей речь является основой развития познавательной активности: отвечайте как можно более полно на бесконечные «зачем» и «почему». Так ребенок получает представление о мире и своем месте в нем. Никогда не смейтесь над малышом и не говорите «вырастешь-узнаешь». Если не можете ответить на вопрос, ищите ответ вместе с ребенком в детских энциклопедиях.

Если у вашего ребенка появились признаки снижения познавательной активности, не отчаивайтесь. До 10-12 лет изменить ситуацию можно: начните заниматься с малышом, при необходимости обратитесь за помощью к психологу.

Безусловно, занятия потребуют немалых усилий и изобретательности родителей для стимуляции познавательного интереса у ребенка. Привить любознательность и пытливость ума нелегко, но чем раньше родители об этом задумаются и чем позже дадут в руки детей пульты от телевизора и гаджеты, тем легче будет ребенку развиваться в нормальном, познавательно-активном режиме.