Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Самые популярные лайфхаки советских детей

Модное слово «лайфхак» в разных переводах означает и «маленькие хитрости жизни», и  «набор приемов, способных изменить жизнь». В СССР такого слова никто не знал. Но даже дети умели с помощью нехитрых приемов сделать жизнь ярче и веселее.


Количество лайфхаков, изобретенных детьми Страны Советов, поражает воображение. Почти любую ерунду они могли превратить в забавную и полезную вещь. Проект «Дети Mail.Ru» вспоминает самые популярные детские лайфхаки времен СССР, которые поставят в тупик современного ребенка.

Лайфхак №1. Брызгалка

Во время загрузки произошла ошибка.

Очень немногие счастливцы в Советском Союзе могли похвастаться настоящей брызгалкой – любимым детским оружием для игры в войну. И даже не все знали, что существует фабричный вариант этого изделия. Брызгалки из пластичной резины в форме яйца, как правило, привозили из ГДР. И они были поистине бесценными – почти как кукла Барби.

Но советским детям тоже хотелось играть в войну и поливать водой противника. Поэтому из уст в уста передавался несложный способ: нужно выпросить у родителей пустой флакон из-под шампуня, литровую бутылку «Белизны» или какую-то другую пластиковую емкость и проковырять гвоздем отверстие в пробке. Еще штрих – вставить в получившуюся дырку половинку шариковой ручки без стержня, и закрепить ее, чтобы не пропускала воду, например, пластилином. Вуаля – дальнобойная брызгалка готова!

Лайфхак №2. Кораблик

Самодельные кораблики дети СССР могли запускать круглый год – и летом на улице, и зимой дома в тазу. Но, конечно, круче всего было играть в них в пору весенних ручьев. Все дворы заполнялись перемазанными, промокшими и счастливыми стайками детей, которые бегали за своими кораблями, устраивали «регаты», сооружали запруды, словом, веселились на полную катушку.

Во время загрузки произошла ошибка.

Многие дети и сейчас учатся оригами, даже берут уроки у мастеров этого искусства. Но возиться большой компанией в ручье со своим корабликом им уже не хочется. В СССР все было наоборот: советский школьник очень удивился бы, если бы ему сказали, что он занимается таким замысловатым искусством. А потом легко сложил бы, например, двухтрубный кораблик из самого обычного тетрадного листа, и побежал с ним во двор.

Кораблики были не только бумажными: их вырезали из пенопласта, склеивали из винных пробок, картонных коробок и спичечных коробков, мастерили из веточек и скорлупок грецкого ореха. Вариантов было много, и все они приносили настоящую радость своим создателям.

Лайфхак №3. Майский жук

Это для взрослых огородников майский жук был опасным вредителем. А вот для детей СССР, особенно, мальчишек, он служил своеобразным охотничьим трофеем. Несмотря на название, отловить этого жужжащего красавца можно было и в апреле, и в июне. Затем насекомое помещалось в спичечный коробок, или в стеклянную банку с замотанной марлей горловиной.

Далее следовали обмен и «похвастушки». Больше всего ценились крупные экземпляры жуков с ярким отливом панциря или головы – зеленоватых, например, называли «пограничниками», а насекомых с красной головой – «пожарниками» (не путать с жуками-пожарниками, те совсем не ценились!). Развлечений с ними было изобретено немало: дети устраивали, например, «жучиные» забеги, а еще жука можно подложить в портфель понравившейся девочке. Или вредному учителю.

Лайфхак №4. Водяная бомбочка

Это было небезопасное приключение для маленьких жителей больших многоэтажек: запустить с балкона под ноги случайного прохожего бомбочку с водой, рискуя быть пойманным с поличным.

Во время загрузки произошла ошибка.

Все знали, что для качественной бомбочки требуется «резиновое изделие №2», но не все могли его достать. Поэтому резиновые бомбочки часто заменяли на бумажные – на помощь вновь приходили навыки оригами. Иногда самодельные снаряды наполняли не обычной водой, а раствором марганцовки или зеленки. Конечно, такие случаи и впрямь бывали, но детей Страны Советов очень рано учили тому, чем отличается обычное баловство от злонамеренного хулиганства. И такого «новатора» могли крепко проучить его же товарищи.

Лайфхак №5. Рогатки, «плевалки» и дротики

Можно было не становиться на кривую дорожку хулиганства, и все равно соревноваться в меткости с другими ребятами и мастерить самые лучшие рогатки во дворе. Метательное оружие обычно вырезали из ветви сирени или бузины с развилкой на конце. Роль жгута чаще всего выполнял аптечный жгут для остановки кровотечения, в середину которого устанавливался кусочек кожи. Скреплялась конструкция изолентой. Стреляли из такой рогатки неспелыми ягодами вишни, боярышника или мелкой галькой. 

Основу для трубки-«плевалки» достать было сложнее. Обычно ее добывали на стройке. Стреляли кусочками пластилина и мастики или жеваной бумагой и воображали, что это – духовая трубка индейца.

Во время загрузки произошла ошибка.

Заводские наборы для игры в дартс в природе существовали, но достать их в эпоху дефицита было сложно. Поэтому дети сами делали дротики из иголок, спичек, ниток, клея и бумаги. Нередко проявляли креативность, например, украшали их птичьими перьями и раскрашивали в «боевые индейские цвета». Мишень, нарисованная от руки, крепилась на ровной вертикальной поверхности и – начинались соревнования.

Словом, «популять» дети Страны Советов любили: вот только большинство таких развлечений не приносило какого-то серьезного урона, ведь это было именно развлечением, а не желанием причинить кому-то ущерб.

Лайфхак №6. Кулинарные изыски

У ребятни СССР были свои кулинарные лайфхаки. Такие рецепты бережно хранила детская молва. И дело здесь не в пресловутом товарном дефиците, а, наверное, в том, что тогда ребятам нравилось быть самостоятельными.

Самое простое и любимое лакомство – жженый сахар в ложке. В сковородку наливали 1 столовую ложку воды и всыпали в нее 4 ст. л. сахара. Помешивали на среднем огне, доливали еще воды и доводили до кипения. Разливали смесь по ложкам и давали застыть.

Во время загрузки произошла ошибка.

В теплое время года проводилось множество экспериментов с «подножным кормом». Дети ели заячью капусту, по весне набирали березовый сок, оставляли травинку в муравейнике и потом смаковали муравьиную кислоту и, конечно, жевали сосновую смолу, представляя себе, что это жвачка.

Лайфхак №7. Рукоделие

Многие советские дети любили рукоделие, хотя материалов для творчества в продаже было ничтожно мало. Но выход из положения находился. Например, в эпоху застоя было очень модно плести фигурки и украшения. Для этих целей брали кусок телефонного кабеля и добывали из него разноцветную проволоку.

Другой вариант – трубочки от капельниц. Их разрезали на полоски, и создавали с помощью узлов макраме удивительных рыбок, зверушек и т.д. Летом материал для творчества предоставляла сама природа: многие девочки щеголяли в серьгах из черешни, бусах из шиповника, и необыкновенных венках из полевых цветов.

Дети родом из СССР делали «жужжалки» из бутылочных крышек, самокаты из старых подшипников, бумеранги из двух линеек, свистели через стручок акации, строили домики из кусков шифера, плавили олово, выжигали инициалы на скамейке через лупу, бросали карбид в лужу – словом, творили то, что современным детям и в голову не придет. А какие лайфхаки той поры знаете вы?

Читайте также: Черная рука и пиковая дама: 5 страшилок из советского детства.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
196
Анна Туманова (Носова)
Из стручков софоры доставали семена и "красили" ими ногти. Получалось, как прозрачный лак!
СсылкаПожаловаться
Анна Туманова (Носова)
Кукол делали из початков кукурузы и цветов мальвы. Первые - с роскошными волосами, причем - разного цвета. Химическим карандашом "лицо" рисуешь, или что еще сумеешь, и готово. Из мальв получались куколки маленькие, зато в разноцветных бальных платьях: на перевернутый цветок на заточенную спичку или проволочку нанизываешь бутон-голову, и танцуй на балу фей, на сколько кукол рук хватит.
Ну и бусы-браслеты из ракушек - куда ж без них!)
СсылкаПожаловаться
tamquam
В ответ на комментарий от татьяна архипова История переписки2
татьяна архипова
У нас целый двор сейчас такой))) сыну восемь лет все лето с приятелями улиток искали на деревьях и кустах виноградных приятель в банке дома держал))) а я гринпис))) сыну обьяснтла что им так плохо и он только фотосессии делал с самыми крупными и полосатыми. Четверо наших делали сами луки и стрелы из веток и резинки от трусов))) и ходили на соседний двор войнушкой а в кустах были спрятанные штабы и это была тайна!))) Ну и велики и прочее... до самой школы детя днями дома не было. Так что не гоните на современных детей лучше покажите им как из резинки и прута лук сделать. Мы сделали один раз - вирусная популярность получилась! Тогда дети и внуки гаджеты будут по назначению использовать - как рацию в войнушке и для фоток амуниции)))
СсылкаПожаловаться
+100500
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
♛Маркиза♔не♕ангелов♚Шотландия: загадочная и красивая
485
Александра ГиршУчитель, одноклассники и школа-лицей
Девочки, пишу на форум за советом, потому что уже не знаю что и как обдумать (заранее прошу прощения за много букв))). Ребенку 8 лет исполнится в мае, заканчивает первый класс в школе-лицей. Родился с гипоксией, откачивали сутки в реанимации, как итог: поздно пошел (1,5 года), поздно заговорил (отдельными словами в 4-4,5 года). Боялась что его вообще в обычную школу не примут, но в 0-ом классе выровнялась речь, научился читать, считать в пределах десяти и т.д. что обычно умеют дошколята (спасибо невропатологам, психологам и талантливому репетитору). Теперь собственно к сути:
Закончил третью четверть и имеет 3 "тройки" и 3 "четверки". Математика и английский - на "ура", остальное не очень. Но я внимания на этом не заостряю, меня смущает отношение его учительницы. Средних лет (45-50), как говорится "старой закалки", очень строгая, требовательная и жесткая. Мой ребенок (довольно скрытный) ни разу не пожаловался на нее, зато от нее я жалоб в первой половине года наслушалась: "он все время спит, не слушает, зевает, не активен, не отвечает, горох об стену и т.д.". Все это проговаривается таким тоном (может, я преувеличиваю), как будто он - самый распоследний дурак в классе (в котором 32 ребенка). Нагрузка в школе жетская: помимо общих предметов на дом задается до кучи (например прорешать по 1 странице в день из "3000 примеров по математике" Нефедовой и вести читательский дневник: прочитать рассказ и нарисовать к нему рисунок (в неделю по 5 штук)). Дабы подтянуть учебу я записала сына на доп. занятия к репетитору, который ежедневно 2 часа учит с ним уроки и еще 1 час готовит по отдельным предметам. Сын раскрылся, повеселел, завел себе новых друзей, каждый день рвется к этому своему репетитору как на праздник. Как итог через месяц занятий: две последние контрольные по математике написал на "отлично", с остальными предметами тоже неплохо - с "двойки" на "четверку". Русский язык только у него неважный, но я, помня о том, как он не мог ручку удержать и двух слов связать буквально год назад, радуюсь вообще тому что  есть.  Но когда я поинтересовалась у его учительницы, как у него продвигается учеба услышала что контрольные он списывает (ага, две контрольные подряд он списал), и вообще, "воз и ныне там". Короче, как был дурак так и остался. 
Я воспитывалась в  системе когда учитель и его слово - закон, а авторитет учителя непоколебим. Может просто мне самой везло с учителями. Но безапелляционность учительницы сына меня смущает. Я не признаюсь никому, но мне кажется сыну с ней не комфортно, скупая она на хотя бы поощрение. Если человека все время гнобить, то так и всякое желание можно отбить. 
И атмосфера в классе какая-то нездоровая: все конкуренты, все на голову друг другу лезут (в первом классе!), все дети нервные, агрессивные какие-то. Друзей за полгода в школе сын себе не нашел, зато у репетитора (она преподает в частном учебном центре) в первый же день подружился со всеми. Да и мне кажется отношение учительницы отразилось на отношении отдельных детей в классе: весь год к сыну придирается одноклассник, на прошлой неделе испинал его, а учительница мне сказала: ваш сын сам его спровоцировал (как выяснилось потом, предложил поиграть в догонялки, так тот моего сына догнал и по ногам отпинал). 
Теперь думаю: стоит ли переводить сына в обычную школу, не лицей? Или может это везде так? Или может я накрутила себя и слишком все драматизирую? 
Оговорюсь сразу, особого отношения к сыну я у учителя не просила никогда, но перед началом учебного года честно предупредила что есть небольшие проблемы с речью. Да и учительница на первый взгляд не монстр, может у нее метода такая и было бы хуже если б она вообще ничего не требовала с него? Очень хочется услышать ваше мнение (с отцом сына в разводе, моя мама разводит руками и говорит что если переведу его то "научу убегать от проблем". В общем, наболело....
289
злая тёткаканикулы))
Добрый день,всем)))
План на каникулы такой:
1.Сделать по окр.миру заранее трудоемкие доклады
2.Подтянуть математику
3.Поработать над почерком
4.Подучить английский
5.Занятия по логопеду
Итог,каникул у ребенка не будет(((
А у вас какие планы))
154
ГОСТЬРевность
Ребенок у меня в принципе хороший. А вот мы с мужем несдержанные. Еще и между собой проблемы есть. Дочь впечатлительная, все на ней отражается. Худшее началось в 3 года после новости о том, что будет еще ребенок. Стала специально нарушать правила, орать, кривляться. Я ее наказывала (лишала чего-то, выбрасывала игрушку, даже шлепала - сейчас огребу). Но там были серьезные проступки - убегала и пряталась в людных местах (в Крыму отдыхали, много приезжих на машинах - страшно). Конечно, объясняла. Даже говорила, что ее съест чужой дядя или тетя. Дома начала копировать девочку (не знаю, может, у девочки диагноз по неврологии, видно, что не специально ведет себя так ужасно). А теперь мы уже больше 2 недель дома с малышом. И теперь еще хуже. Она нас бьет, провоцирует постоянно (по характеру еще провокатор), ищет негативного внимания... Понимаю, что тупик. Конечно, мы вырезаем, лепим, в лего играем, читаем (часто во время кормления брата) и т.п. Но ей нужен негатив. Раза 2-3 в день минимум. Еще и младший не очень спокойный. Орет так, что синеет и заходится. Т.е. не брать на руки не вариант. Из частного сада забрали в целях экономии и чтобы не насобирать болячек (нестабильная погода). Ясно, что всем нам нужен психолог. А еще что кто посоветует?
142
Пока Буду Без НикаВо сколько Вы вышли на работу?
Добрый день всем! Вот созрел вопросик, пока дочка решила поспать на мне)))  
Дано: до декрета 6 лет работаю в организации. Работа нервная, но интересная и для нашего городка - высокооплачиваемая довольно таки. Располагается в поселке 15-20 мин.от города на машине ( я за рулем). С полу года начала выходить на пару часов два-три раза в неделю. Т.к. работник замещающий меня уволился. Т.к. нового человека могу обучить пока только я, а у меня такой возможности нет ( не готова так на долго уезжать от дочки, ей 9 мес. И у нас гв). Начальство тонко намекает на выход с сентября. Эо 1.2-1.3 дочке будет. Острой фин.необходимости нет. Но и выйти после декрета на это место я очень планирую. В поселке есть дет.сад в 5 минутах от работы. Хороший, группы маленькие. Свекровь готова уйти на пенсию ( при нашей фин. поддержке), и сидеть первые год-два. 
Вот и думу думаю: выходить?а сад в этом году отдавать?(там ясли после года, очень их хвалят). Или пусть с бабушками оод сидит? Муж- сам на себя работает, бывает и без выходных и до поздна(((. Вот и хочется и колется. При выходе- есть перспектива на расширение жилплощади (это очень кстати). Но как представлю, как я свое сокровище в садик отдам??? С бабушками на целый день оставлю?? Аж слезы наворачиваются... 
Какой вариант вы бы выбрали?
Сидеть до последнего?
Выйти и в сад?
Выйти и с бабушкой оставить ( вторая не на пенсии, но много выходных, поэтому тоже на подхвате).
Сама думаю- выйти, в сад- пару раз в неделю на пару часиков ( сама буду отвозить домой к бабушке). Вроде все складывается, но совесть мучает(((и на деле не представляю этого...
80
Карпова КарповаОтец-одиночка из США пытается заставить мать через суд воспитывать ребенка
Итак, история из США. Одинокий папа ищет поддержки в интернете: он уговорил свою девушку, которая хотела сделать аборт, родить. Она родила и отдала ему ребёнка на воспитание. Полностью. Алиментов платит даже больше, чем судья сказал. Ребёнком не интересуется и совершенно на него не претендует. Все счастливы? Нет! Папа, который теперь полностью отвечает за сына, иногда злится на ... на сына же! Маму обзывает «пустым местом». Ребёнку, кстати, сегодня 18 месяцев. Папа жалуется на то, что он родитель-одиночка и маме нет до них никакого дела! Алименты при этом он регулярно получает, за свидания с сыном не судится - ну чего ещё человеку надо? Ведь он так хотел этого мальчика, не понимаю.

PS все крики из серии: она ещё пожалеет!!! - считаю непродуктивными. Не факт. А вот его позиция, конечно, насмешила. Наслаждайся, парень. И помни, что ты счастливчик, потому что тебе платят алиментов даже больше, чем присудили.
Дальше перевод статьи.

«Его бывшая хотела сделать аборт, он не позволил бы ей, и, как только ребенок родился, она согласилась предоставить ему полную опеку и при этом выплачивать алименты. При этом этот папа нет-нет да жалуется в интернете на ту маму, «мертвой мамой». Круто чувак.

«У нас не было серьезных отношений, когда она забеременела. Она никогда не встречала нашего сына. Даже сразу после рождения у нее не было желания его видеть. Мы пошли в суд, и теперь у меня 100% юридическая и физическая опека над ребёнком. Ее имя указано в его свидетельстве о рождении, но она не имеет права опекунства и не имеет права посещать его или принимать решения, например, связанные с его здоровьем или образованием. Так она и не хотела ничего этого. Ежемесячно она выплачивает 125% от судебных распоряжений на содержание ребенка. Она говорит, что если я когда-нибудь женюсь на том, кто захочет усыновить нашего сына, она будет не против усыновления, но до тех пор пока этого не случилось, согласится, будет платить мне на его содержание.
Я воспитываю нашего сына самостоятельно. Сейчас ему 18 месяцев, и он никогда не встречал ее, и у меня даже нет ее фотографий. Я выгорел изнутри и ненавижу быть родителем-одиночкой. Я люблю моего сына, но при этом я обижаюсь на него. Моя семья, конечно, пытается помочь, когда они могут, но большую часть времени я делаю все сам. Я никогда не причиню моему мальчику боль и не буду игнорировать его, но я все время изнурен. Я пытался пойти в суд ещё раз, чтобы нам присудили раздельную опеку над сыном, но она опять сказала, что хотела сделать аборт, а я нет, опять дала понять, что никогда не будет его воспитывать. Судья сказал, что он не может заставить ее ухаживать за ним. Я не видел ее почти год, и в последний раз слышал о ней только то, что она пытается избавиться от растяжек на животе при помощи лазера и проводит много времени в тренажёрном зале. Знаю, что она сказала своим друзьям и семье, что она донор яйцеклетки, а не мать. У неё нет чувств, и суд ничего не сделает, что означает, что я так и буду одиноким родителем. Есть ли здесь какие-либо средства правовой защиты для меня?»
76
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru