«Дело совсем не в прививках»: педиатр о неврологических болезнях

Стоит ли вакцинировать ребенка с неврологическим заболеванием, почему медотводы детям с такими диагнозами чаще всего дают напрасно, а также каким «городским мифам» о связи между нервными болезнями и прививками не стоит верить?
Педиатр, папа двоих детей
Depositphotos_152458992_l-2015
Источник: Depositphotos.com

«После» вакцинации — еще не значит «вследствие»

Первые антипрививочные движения появились практически одновременно с первыми вакцинами. Еще в 1722 году английский богослов Эдвард Мэсси назвал прививку от оспы «опасной и греховной» и сравнил ее с «дьявольской операцией». Традиция закрепилась, и с тех пор вакцины в чем только не обвиняли. «Нашлась» связь и с неврологическими заболеваниями.

Причины многих нервных болезней неизвестны. Даже ученые до конца не знают, почему люди болеют аутизмом, эпилепсией, рассеянным склерозом, болезнью Альцгеймера и так далее. Сам факт существования этих заболеваний – по-прежнему удобный повод обвинить производителей вакцин в тайном заговоре.

Существует такое понятие как дебют неврологического заболевания. Симптомы многих патологий появляются не сразу после рождения, а в определенном возрасте. Иногда это совпадает по времени с введением вакцин. В сознании обычных людей включается древняя когнитивная ошибка: «после – значит вследствие».

Прививки и аутизм: «миф» с отголосками в виде вспышек кори

Роковая статья Эндрю Уэйкфилда, которая рассказывала о якобы обнаруженной взаимосвязи между вакциной MMR (против свинки, краснухи и кори) и аутизмом, была опубликована в 1998 году в одном из самых авторитетных научных журналов. Спустя 12 лет ее, наконец, отозвали. Но бед она успела натворить немало.

Британский медицинский журнал назвал статью Уэйкфилда «преднамеренным мошенничеством». В ней встречаются слишком очевидные и грубые ошибки:

► В исследовании участвовало слишком мало детей.

► У пяти детей были проблемы с развитием до введения вакцин, а в статье утверждалось, что изначально у всех все было в норме.

► У некоторых детей проблемы со здоровьем возникли спустя месяцы после вакцинации, а в статье был указан средний срок – 6 дней.

Пожалуй, это самый распространенный «городской миф» о прививках, отголоски которого в виде вспышек кори на фоне массовых отказов от вакцинации до сих пор бродят по разным странам.

Прививки и эпилепсия: дело совсем не в вакцинах

В 1974 году было опубликовано научное исследование, которое якобы доказало, что вакцина против коклюша повышает риск умственной отсталости и эпилепсии. Реакция общественности не заставила себя ждать. В Великобритании количество вакцинированных детей упало с 83% до 31%. Как итог – 100 000 новых случаев коклюша и 36 смертей.

Похожая ситуация отмечалась в Японии, где охват вакцинацией упал с 70% до 20%. В итоге в 1974 году заболеваемость коклюшем в стране выросла с 393 до 13 000 случаев, 41 из них закончился смертями.

Более поздние исследования показали, что некоторые вакцины, но не от коклюша, а против свинки, краснухи и кори, действительно, повышают риск судорог. Но к эпилепсии они отношения не имеют. После прививки у детей (в редких случаях) могут развиваться фебрильные судороги – они так называются потому, что являются реакцией на высокую температуру. Аналогичная картина у маленького ребенка может быть при банальном ОРЗ.

Фебрильные судороги выглядят страшно, но особой опасности, как правило, не представляют. Это совсем не то же самое, что судорожный припадок при эпилепсии. У других вакцин таких побочных эффектов не нашли. В последние десятилетия обнаружены некоторые генетические причины эпилепсии, и эти открытия лишний раз подтверждают, что дело совсем не в вакцинах.

Прививки и шизофрения: противогриппозная вакцина не вредит, а защищает

Некоторые ученые предположили, что вакцинация во время беременности может привести к аутизму, шизофрении и другим расстройствам со стороны нервной системы у плода. Многочисленные исследования на животных подтвердили, что никакой взаимосвязи тут нет.

Но «искателей истины» такой аргумент не убедил. Была выдвинута гипотеза о том, что воспалительные вещества (цитокины), которые вырабатываются в организме будущей мамы после вакцинации против гриппа, могут плохо повлиять на развитие мозга плода. Она также не нашла подтверждений.

Было проведено исследование на макаках-резусах, во время которого беременных самок инфицировали вирусом гриппа. Оказалось, что у их потомства уменьшался размер мозга и возникали другие признаки, характерные для шизофрении. Противогриппозная вакцина не просто не вредит будущему ребенку – она защищает. Ее можно рассматривать как метод профилактики шизофрении.

Прививки и болезнь Альцгеймера: ни один родитель не хочет такого для своего ребенка

Болезнь Альцгеймера – самая распространенная форма старческого слабоумия. Хотя эта проблема и возникает, как правило, у людей в возрасте после 45 лет, многие родители забили тревогу, когда в 2005 году во время телешоу «Ларри Кинг в прямом эфире» актер Билл Мар неосторожно обронил фразу о том, что «ежегодное введение противогриппозной вакцины в течение пяти лет подряд повышает риск болезни Альцгеймера в десять раз». Комик цитировал одного доктора, выступавшего на конференции в 1997 году.

Depositphotos_76632183_l-2015
Источник: Depositphotos.com

Ни один нормальный родитель не хотел бы для своего ребенка такой перспективы, но опасения снова оказались напрасны. Научные исследования (в частности, проведенное в 2001 году) доказали, что прививки против дифтерии, столбняка, полиомиелита и гриппа не повышают риск старческого слабоумия. Напротив, они защищают от болезни Альцгеймера.

Прививки и синдром Гийена-Барре: грипп намного опаснее вакцины

Синдром Гийена-Барре – редкое неврологическое расстройство, проявляется в виде параличей в разных частях тела, вплоть до нарушения работы дыхательных мышц. Чаще всего это состояние провоцируют инфекции, например, грипп. В связи с этим возникли опасения: не повышает ли противогриппозная вакцина риск этого состояния?

В 1976 году ученые обнаружили, что прививка против свиного гриппа сопровождалась небольшим увеличением числа случаев синдрома Гийена-Барре: она добавила 1 лишний случай на 100 000 населения. В других исследованиях такой связи обнаружено не было.

Даже если предположить, что противогриппозная вакцина небезопасна в данном отношении, стоит помнить, что сам грипп повышает риск синдрома Гийена-Барре в 7 раз. По сравнению с этим 1 случай на 100 000 человек – капля в океане, а прививка скорее защищает, чем вредит. Тем не менее, эксперты перестраховываются и рекомендуют не вводить вакцину людям, у которых прежде уже отмечалось это осложнение.

Можно ли прививать детей с неврологическими заболеваниями?

При стабильных состояниях, таких как синдром Дауна, парезы, параличи, неврологические расстройства после травм и перенесенных заболеваний, прививки вводят по общему графику. Зачастую не является противопоказанием и тот букет неврологических диагнозов, с которыми так любят выписывать детей из родильных домов (чаще всего они укладываются в общий диагноз «перинатальная энцефалопатия»).

Сложнее обстоит ситуация с прогрессирующими неврологическими патологиями, включая младенческие спазмы, тяжелую энцефалопатию, неконтролируемые эпилептические припадки. В этих случаях может быть опасна вакцина АКДС, так как среди ее возможных побочных эффектов повышение температуры и судороги.

Прививку отменяют, но обычно ее можно делать после того, как состояние ребенка стабилизируется. Кроме того, врач может назначить «облегченную» версию вакцины АКДС – АДС-М или проводить вакцинацию по индивидуальному графику.

Если невролог никогда не имел дела с той или иной патологией, он может перестраховаться и сделать медотвод, хотя оснований для него по большому счету нет. В таких ситуациях постарайтесь получить второе (и даже третье) врачебное мнение.

При многих неврологических патологиях аргументов «за» вакцинацию больше, чем против. Если больной ребенок заразится инфекцией, его состояние ухудшится, а «опасная» вакцина может от этого защитить.