Статьи,

3 лайфхака для развития детей от психолога Павла Зыгмантовича

Психолог Павел Зыгмантович объясняет, почему ребенку не нужно много игрушек и как сделать его устойчивее к трудностям.


unsplash.com

Чтобы ребенок лучше развивался

Оказывается, меньшее число игрушек развивает ребенка лучше. Американцы из университета Толедо добыли где-то 34 малыша в возрасте от 18 до 30 месяцев и поставили на них эксперимент. Они выделили каждому ребенку 15 минут и игрушки, которыми можно было играть как душе угодно.

Но был нюанс: одной половине детей досталось 16 игрушек, а другой — всего 4.

Оказалось, что сценарий у всех малышей один и тот же: если игрушек много, с каждой играют около минуты. Если мало, — около двух минут.

И самое важное: когда игрушек мало, дети регулярно возвращаются к ним и — внимание! — используют по-новому. То есть в такой игре больше творчества.

Меня, кстати, теща научила время от времени прятать часть игрушек, а потом подкидывать их детям (изъяв при этом другую часть). Детям такой маневр нравился без памяти. Еще бы — все время новые игрушки! Все время интересно играть.

Так что постарайтесь, чтобы в одну конкретную единицу времени у вашего ребенка игрушек было поменьше. Постоянно меняйте игрушки, чтобы вновь и вновь побуждать ребенка играть с ними.

Чтобы лучше справлялся с неудачами

Представьте себе эксперимент. Ребенку 4-5 лет предлагают перенести игрушку, которая при прикосновении разваливается (и ребенок думает, что это он ее сломал). Затем ребенку предлагают еще два задания.

Вся хитрость была в том, как именно ребенку предлагали переместить игрушку. Одним детям говорили: «Будешь моим помощником? Надо перенести игрушку», а другим: «Поможешь мне? Надо перенести игрушку». Казалось бы, ну и что? Какая разница? Оказалось, что разница огромна.

  • Во-первых, дети, которых просили быть помощниками, откликались охотнее.
  • Во-вторых, они же реже соглашались на повторные задания. Неудача (запланированная исследователями) выбивала эти детей из седла — они боялись снова облажаться и поэтому отказывались.
unsplash.com

Дело в установке на заданность и установке на развитие. Детям, которых просили быть помощниками, как бы активировали установку на заданность. Поэтому они считали, что раз уж не справились с одним заданием, значит они — плохие помощники. Вообще, в целом плохие.

А дети, которых просили помочь, с помощью экспериментаторов включали у себя установку на развитие. И они думали что-то вроде: «Машинка сломалась — это плохо, но я могу помочь в чем-то другом». Для них фиаско с игрушкой не было поводом сделать выводы о себе.

Если вы хотите сделать своего ребенка устойчивее к неудачам и трудностям, говорите о действиях: «Помоги…», «Сделай…», «Попробуй…» и так далее. С таким подходом при прочих равных ребенок будет относиться к неудачам проще и значит, легче их преодолевать.

Чтобы был креативнее

Креативность ребенка можно поднять очень быстро — минуты за четыре, а то и меньше. Вам нужно лишь спросить у ребенка о тех социальных ролях, которые он выполняет, и побудить его поразмышлять об этом.

Например, так: «Смотри, ты для меня дочь, для бабушки внучка, для учителя — ученица. А кто ты еще?» Ребенок скорее всего поймет и скажет, что она еще подруга, покупательница, зрительница (в кино), соседка и так далее. При желании можно упоминать возраст, пол, национальность и расу — это тоже сгодится.

Как только список озвучен, двигайтесь дальше. Спросите: «А что значит — быть зрительницей? Как это? Что нужно делать? Чего делать нельзя?» Не очень важно, как ребенок ответит. Главное, чтобы он подумал в эту сторону. На выходе вы получите временно более креативного ребенка.

Это результаты исследований психологов из Университета Дьюка (Северная Каролина, США). Они разделили детей на две группы и одной предложили подумать о социальных ролях (точнее — об идентичностях), а второй группе — о физических атрибутах (глаза, ноги, животы). Затем каждой группе выдали различные задачи на смекалку. Например, такую.

У вас есть медведь, стоящий под деревом и хочет добраться до ветки, на которой висит пчелиный улей с медом. У медведя есть тазик с деталями конструктора. По дереву лезть нельзя, а деталей в тазике не хватит, чтобы построить башню до улья. Как быть?

unsplash.com

Дети, которые размышляли о своем теле, решили эту головоломку только в 12,5% случаев. А дети, размышлявшие о своих идентичностях — в 50% (решение такое — нужно строить башню на тазике, он добавит необходимой высоты).

Примерно такой же эффект был и в других заданиях. Каким-то образом размышление о своих идентичностях усиливают нашу смекалку-выдумку.

Подчеркну — думать надо о своих идентичностях. Когда детей побуждали думать об идентичностях их знакомых, никакого улучшения смекалки не было. Своя рубашка, получается, все-таки ближе к телу.

Кстати говоря, это работает и у взрослых. Попробуете?

Источник: https://zygmantovich.com/?p=19176

Павел Зыгмантович в соцсетях: ВКонтакте, Facebook, Instagram, YouTube

Читайте также:

7 простых способов развить у ребенка воображение

Бизиборды, роботы, наборы для творчества: какие игрушки чаще всего сейчас покупают родители на AliExpress

9 классных игрушек для развития интеллекта

Смотрите наши видео

Во время загрузки произошла ошибка.

 

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
1
Алина Громова
По мимо этих вещей в жизни есть на много больше вариантов которые помогут с развитием ребенка. Но автор молодец хорошо постарался.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
КрысатуляПообсуждаем? Халявщики, или нет?
Добрый день, дамы!
На форуме затишье, темы новые появляются редко, подкину-ка я тему для обсуждения. Не про толерантность, упаси Боже. 
Сразу скажу, обсуждаемая история - совершенно реальна, случил...
307
АнонимРебенок достал уже, не могу
Это какой-то ужас! Ребенку 4 года, а он уже маленький деспот! Запрещает мне напевать песни, да, я люблю напевать себе под нос, когда хорошее настроение, но этот деспот начинает орать и биться в ист...
191
Амина СадыкиЖара
Звезды собрались в преддверии церемонии награждения лауреатов музыкального фестиваля
66
Баба ЯгаРастяжки у девочки- подростка
Появились растяжки. Девочке 14 . Что делать? Или ничего не сделаешь?)
55
Анонимможно ли переделать душку серег?
мои уши не переносят толстые душки. Очень красивые серебряные серьги, мне они очень нравятся, но носить их невозможно из-за толстой душки, вот с совсем тоненькими дела хорошо обстроят. А на толстые...
37
ПятачокПрошу моральной поддержки. Отчитываюсь о результатах
Ну, что. Отчитаюсь о текущей ситуации. Результаты крови были с утра во вторник. Там все нормально, за исключением СОЭ повышенного в 3 раза. И никакого прогресса. Температура все так же. Я, закусив ...
36
Подпишитесь на нас