Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискСмотриComboВсе проекты
Статьи,

3 лайфхака для развития детей от психолога Павла Зыгмантовича

Психолог Павел Зыгмантович объясняет, почему ребенку не нужно много игрушек и как сделать его устойчивее к трудностям.


unsplash.com

Чтобы ребенок лучше развивался

Оказывается, меньшее число игрушек развивает ребенка лучше. Американцы из университета Толедо добыли где-то 34 малыша в возрасте от 18 до 30 месяцев и поставили на них эксперимент. Они выделили каждому ребенку 15 минут и игрушки, которыми можно было играть как душе угодно.

Но был нюанс: одной половине детей досталось 16 игрушек, а другой — всего 4.

Оказалось, что сценарий у всех малышей один и тот же: если игрушек много, с каждой играют около минуты. Если мало, — около двух минут.

И самое важное: когда игрушек мало, дети регулярно возвращаются к ним и — внимание! — используют по-новому. То есть в такой игре больше творчества.

Меня, кстати, теща научила время от времени прятать часть игрушек, а потом подкидывать их детям (изъяв при этом другую часть). Детям такой маневр нравился без памяти. Еще бы — все время новые игрушки! Все время интересно играть.

Так что постарайтесь, чтобы в одну конкретную единицу времени у вашего ребенка игрушек было поменьше. Постоянно меняйте игрушки, чтобы вновь и вновь побуждать ребенка играть с ними.

Чтобы лучше справлялся с неудачами

Представьте себе эксперимент. Ребенку 4-5 лет предлагают перенести игрушку, которая при прикосновении разваливается (и ребенок думает, что это он ее сломал). Затем ребенку предлагают еще два задания.

Вся хитрость была в том, как именно ребенку предлагали переместить игрушку. Одним детям говорили: «Будешь моим помощником? Надо перенести игрушку», а другим: «Поможешь мне? Надо перенести игрушку». Казалось бы, ну и что? Какая разница? Оказалось, что разница огромна.

  • Во-первых, дети, которых просили быть помощниками, откликались охотнее.
  • Во-вторых, они же реже соглашались на повторные задания. Неудача (запланированная исследователями) выбивала эти детей из седла — они боялись снова облажаться и поэтому отказывались.
unsplash.com

Дело в установке на заданность и установке на развитие. Детям, которых просили быть помощниками, как бы активировали установку на заданность. Поэтому они считали, что раз уж не справились с одним заданием, значит они — плохие помощники. Вообще, в целом плохие.

А дети, которых просили помочь, с помощью экспериментаторов включали у себя установку на развитие. И они думали что-то вроде: «Машинка сломалась — это плохо, но я могу помочь в чем-то другом». Для них фиаско с игрушкой не было поводом сделать выводы о себе.

Если вы хотите сделать своего ребенка устойчивее к неудачам и трудностям, говорите о действиях: «Помоги…», «Сделай…», «Попробуй…» и так далее. С таким подходом при прочих равных ребенок будет относиться к неудачам проще и значит, легче их преодолевать.

Чтобы был креативнее

Креативность ребенка можно поднять очень быстро — минуты за четыре, а то и меньше. Вам нужно лишь спросить у ребенка о тех социальных ролях, которые он выполняет, и побудить его поразмышлять об этом.

Например, так: «Смотри, ты для меня дочь, для бабушки внучка, для учителя — ученица. А кто ты еще?» Ребенок скорее всего поймет и скажет, что она еще подруга, покупательница, зрительница (в кино), соседка и так далее. При желании можно упоминать возраст, пол, национальность и расу — это тоже сгодится.

Как только список озвучен, двигайтесь дальше. Спросите: «А что значит — быть зрительницей? Как это? Что нужно делать? Чего делать нельзя?» Не очень важно, как ребенок ответит. Главное, чтобы он подумал в эту сторону. На выходе вы получите временно более креативного ребенка.

Это результаты исследований психологов из Университета Дьюка (Северная Каролина, США). Они разделили детей на две группы и одной предложили подумать о социальных ролях (точнее — об идентичностях), а второй группе — о физических атрибутах (глаза, ноги, животы). Затем каждой группе выдали различные задачи на смекалку. Например, такую.

У вас есть медведь, стоящий под деревом и хочет добраться до ветки, на которой висит пчелиный улей с медом. У медведя есть тазик с деталями конструктора. По дереву лезть нельзя, а деталей в тазике не хватит, чтобы построить башню до улья. Как быть?

unsplash.com

Дети, которые размышляли о своем теле, решили эту головоломку только в 12,5% случаев. А дети, размышлявшие о своих идентичностях — в 50% (решение такое — нужно строить башню на тазике, он добавит необходимой высоты).

Примерно такой же эффект был и в других заданиях. Каким-то образом размышление о своих идентичностях усиливают нашу смекалку-выдумку.

Подчеркну — думать надо о своих идентичностях. Когда детей побуждали думать об идентичностях их знакомых, никакого улучшения смекалки не было. Своя рубашка, получается, все-таки ближе к телу.

Кстати говоря, это работает и у взрослых. Попробуете?

Источник: https://zygmantovich.com/?p=19176

Павел Зыгмантович в соцсетях: ВКонтакте, Facebook, Instagram, YouTube

Читайте также:

7 простых способов развить у ребенка воображение

Бизиборды, роботы, наборы для творчества: какие игрушки чаще всего сейчас покупают родители на AliExpress

9 классных игрушек для развития интеллекта

Смотрите наши видео

Во время загрузки произошла ошибка.

 

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
1
Алина Громова
По мимо этих вещей в жизни есть на много больше вариантов которые помогут с развитием ребенка. Но автор молодец хорошо постарался.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Александра Ранеожиданные последствия ответственного родительства
я так стараюсь, вы не представляете!) в беременность перечитала кучу литературы. старалась делать все как надо. дети не болели. не орали. мы много гуляли. играли. закалялись.
потом возила на моря. ...
217
ЯщерПоздравляю себя
Тема настроения (хорошего!
) Сегодня моему сыну исполнилось 20 лет. 
Мне всегда было очень интересно наблюдать, как он взрослеет, меняется, каким становится человеком. И но должна сказать, мне в пр...
120
Мария ИвлеваВо сколько месяцев сели ваши дети
Здравствуйте девочки, ребёнку 9 месяцев, мальчик, стоит на четвереньках, раскачивается, но не сидит, стоит ли бить тревогу? Во сколько месяцев сели ваши детки, в частности мальчики?
70
NKПрививки детям, а взрослые?
Добрый день! Прочитала тему, где ребёнок поцарапался о зуб домашней привитой собаки) И вот идёт в ней обсуждение делать или нет прививку ребёнку, по следам так сказать... И подумала я вот о чем: де...
65
МарусяРебенка укусила собака!!!
Дочке 1,6 . Сегодня домашняя собака родителей прикусила пальчик. Дочка держала в руках мячик, он видимо хотел поиграть. Схватил мячик и зацепил ее пальчик. На пальчике царапина, была капелька крови...
51
Авдотья НикитишнаПодросток работает, часть вторая.
Ну, вот, пишу продолжение темы, как я сына устроила к себе на завод на месяц работать. Вчера была первая зарплата. Он с 20 июля работал, получил за треть месяца 10 500,00. Рванул в магазин сразу за...
27
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru