Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

10 вопросов Михаилу Лабковскому о семье и детях

После одной из лекций, посвященной отношениям родителей и детей, популярный психолог ответил на вопросы слушателей. Мы выбрали самые интересные.


Пресс-служба Михаила Лабковского

Муж заставляет сына поступать в военное училище, а тот не хочет. Что делать?

Скажите ребенку следующую фразу: «Папа любит тебя, а ты любишь папу, но не любой ценой. Ты не обязан делать то, чего не хочешь, чтобы быть хорошим для папы».

Только это должно прозвучать не в контексте «перетягивания одеяла» – мол, мама против училища, значит, она хорошая, а папа заставляет, папа – плохой. Это жизненная позиция: «Папа, люби меня просто так, а вообще я хочу заниматься балетом. Не нравится – это твои проблемы».

Ребенок мало общается со сверстниками, любит быть один. Это пройдет само или надо ему помочь?

Если это возрастной кризис, то может пройти само. Если же сформировалась такая черта характера, то не будет лишним обратиться к психологу.

Всем родителям на заметку: выраженной интроверсии способствует увлечение гаджетами. Даже, если ваш ребенок вполне общительный, рекомендую разрешать ему проводить за компьютером или с планшетом не больше чем 1,5 часа в будни и 4 часа в выходные, включая выполнение заданий.

Как объяснить 6-летнему ребенку, что не всем и не всегда нужно говорить правду?

Учить ребенка врать не нужно, но можно объяснить ему, что он имеет право не всегда отвечать на заданные вопросы. То есть не врать, не говорить «я не знаю, я не видела», а спокойно ответить: «Я не хочу об этом говорить» или «Я не хочу отвечать на этот вопрос». Будьте готовы, что и вы сами можете однажды услышать эти слова.   

Двоюродный брат отбирает у дочки игрушки, они конфликтуют, а бабушка считает, что дочь старше, поэтому должна уступать. Это правильно?

Спросите у бабушки, отдаст ли она свои личные вещи соседке, если та с таким же аргументом попросит? Позиция «ты же нежадный, поэтому поделись» – бредовая. В идеале дети должны разбираться сами, но если в их отношения вмешались взрослые, то родителям нужно встать на сторону дочери. Она не обязана играть с братом, если не хочет, и уж точно не должна позволять брать свои личные вещи, коими являются ее игрушки.

Если отношения у детей не сложились, можно какое-то время не приходить к этому мальчику в гости. Или спокойно объяснить ему, что ваша дочь не хочет с ним играть, и ее желание, точнее – нежелание – следует уважать.

Сын ревнует родителей к младшей сестре, закатывает истерики, притворяется маленьким. Что делать?

Во-первых, понять, что он так себя ведет, потому что ему плохо. Он не злобный манипулятор, ему просто с трудом дается появление еще одного ребенка в семье. Когда вы примете этот факт, у вас исчезнет внутренняя агрессия по отношению к сыну.

Во-вторых, любые манипуляции работают до тех пор, пока вы в это «играете». Когда сын начинает истерику, скажите ему: «Пока ты в таком состоянии, я не буду с тобой разговаривать», и выйдите из комнаты. Нет зрителя – нет спектакля! Но при этом не перегибайте палку и не уходите в игнор. Ребенок должен знать, что вы готовы в любой момент его выслушать, но в спокойном тоне.

Сыну 1 год, он растет без отца, как правильно его воспитывать?

Никак. Это иллюзия, что вы можете себя как-то вести, чтобы это дало какой-то особенный результат. Поймите простую вещь – вы такая, какая есть, и ребенок воспринимает вас как личность, а не как воспитателя. Когда вы говорите по телефону или с кем-то общаетесь – вот в этот самый момент ребенок воспитывается.

Почему? Весь животный мир растит детей на своем подобии. Вы же не видели, чтобы животное объясняло детенышам, как правильно ходить на охоту. Они просто это делают, а дети копируют и научаются. У людей тот же принцип. Ведите себя естественно, и ребенок будет вести себя так, как ведете себя вы. Когда родители придумывают какие-то особые методы воспитания, это не работает.

Как правильно мотивировать дочь к учебе?

Никак. Здоровый ребенок не может хотеть хорошо учиться – для него это странная идея. У вашей дочери должен быть интерес к предмету, а не к оценкам и похвалам.

Если поспрашивать, то окажется, что каждому второму отличнику наплевать, чем он занимается. Его интересует только одобрение через оценки, ему по-настоящему не нравится ничего из того, что он делает. То же потом произойдет и во взрослой жизни – нелюбимая работа ради зарплаты. Вам это надо?

Кроме того, я категорически против постоянного деланья уроков вместе с детьми. Ребенку важно учиться самому решать свои проблемы.  

Как правильно наказывать ребенка?

Физические наказания мы рассматривать вообще не будем, во всем мире за это можно угодить в тюрьму. А вот гаджетами наказывать можно и нужно, но это должно быть с широкой улыбкой и доброжелательным тоном. «Сынок, я тебя люблю, но мы с тобой договаривались. Ты не смог, и я забираю у тебя смартфон, а взамен дарю тебе кнопочный телефон». Зачем зверское лицо при этом делать и орать – непонятно, вы же и так его наказываете.

Когда будете договариваться с ребенком, то заранее объявите, какие будут последствия. Например, «Если меня вызовут в школу, я заберу компьютер». Вас вызвали – компьютера нет.

С малышами то же самое: «Если ты не уберешь игрушки, они обидятся и могут на 2-3 дня убежать». 

Что делать, если ребенок любит играть, бегать, но не хочет читать и учиться в развивающих кружках?

Первым делом перестать его развивать. Наука доказала, что дети с опережающим развитием «сливаются» очень быстро и в 1-2 классах уже ничем не отличаются от тех, кто до школы вообще не читал и не писал. Это пустая трата времени.

Самый элементарный пример – иностранные языки. Любой ребенок, если его на полгода отправить в другую страну, автоматически заговорит без акцента. Тогда возникает вопрос – на кой вы отдавали его в языковую школу?

Поэтому ребенка надо оставить в покое, пусть он бегает, прыгает, играет. Если у него есть способности, это не значит, что их надо трогать и развивать. Например, ребенок любит рисовать, его отдают в художественную школу. Я открою секрет – там не рисуют. Там занимаются композицией, перспективой, зарисовывают гипсовые головы и через какое-то время обнаруживается, что ребенок уже не хочет рисовать.

То же и в музыкальной школе – музыкой там не занимаются, там – нотная грамота, сольфеджио и так далее. Поэтому многие дети теряют интерес в первый год обучения. Гораздо проще дождаться, когда ребенок сам захочет учиться и попросит отвести его в школу.

Муж опасается, что сын не сможет адаптироваться в школе, потому что не ходит в садик. Так ли это?

Я 10 лет работал в школе и видел там детей после садика, как и тех, кто никогда детские сады не посещал. Особой разницы между ними нет. Возможно, первые пару месяцев идет процесс адаптации, а к концу года уже и не определишь, кто из них «несадиковский» – все уравновешивается. 

Читайте также: Михаил Лабковский: «Не мучайте ребенка садом».

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
9
ElenaMax
Умнейший психолог, один из немногих способных говорить правду, а не то, что принято в обществе
СсылкаПожаловаться
swetlana buklan
Очень нравится дядька, мудрейшей чел. Интервью с удовольствием зачитала.
СсылкаПожаловаться
Виктория
В ответ на комментарий от Эвелина К.
Эвелина К.
Все по сути, кроме пункта про развивающие занятия. Мне кажется, что в подобных вещах иногда нужно пойти и против желания ребенка, чтобы он потом сказал спасибо. В детстве родители меня отправили на танцы. Но в какой-то момент я туда не захотела ходить. Никто и не настаивал. Теперь вот жалею, что не настаивал. И таких примеров в жизни множество, когда родители считали типа: не хочет книжки читать - не надо, не хочет музыкой заниматься - не надо. А потом ребенок вырастает и даже не знает, кто такой Драйзер, а кто такой - Шопен. А общая образованность никому не помешала еще. Другой вопрос, когда из посредственностей хотят сделать великим, реализовывая в детях свои амбиции...
СсылкаПожаловаться
В своей передаче на радио Лабковский отвечал на такую же позицию, как у вас, вот что: вместо того, чтобы порадоваться, что родители вас не насиловали занятиями танцами, не заталкивали туда через силу, как многих других, и сказать маме, папе "спасибо" за спокойное детство, вы сокрушаетесь, жалеете, что недополучили каких-то знаний и навыков, которые вы и сейчас в состоянии получить, если захотите. Вы уже взрослая, хотите танцевать - танцуйте. Есть множество студий для взрослых, вам никто не мешает записаться туда и нагнать то, что вы считаете упущенным)
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
EvaУчусь за дочь...Или отсутствие желания у ребёнка учиться.

Доброй ночи.
У меня создаётся впечатление,что я плыву против течения.Все дело в том,что моя дочь (2 класс)с большой неохотой делает уроки,если это можно назвать «делать».После выполнения домашних заданий урока у меня создается ощущение,будто я толкаю руками каток, который утрамбовывает асфальт,чуть сдвину,а он пятится назад.
Делаются уроки по 5-6 часов.Переписываются вовсе неаккуратно.Иногда я иду спать,потому что мне тяжело сидеть до часу ночи и оставлю это в её руках.Если я не проверю домашнюю работу,то обязательно 2 по математике,иногда тройки.
Мне паршиво на душе,потому что я не могу заставить её учиться.
И за неё делать домашнее задание не могу.У неё мотивация ниже плинтуса.
Мои увещевания,разговоры по душам,а тем более ругань на нее по этому поводу не действуют.Иногда могу перейти на мат, могу дать по голове,если на грани.
Она начинает пытаться меня стукнуть.С ошибками списывает условия задачи. Не советуйте мне прописи,они у нас они есть:но там все то же самое: каракули,тк.левша и писать сложно.По математике наловчилас решать только примеры,от задач нервная почесуха. Постоянно разбираем вместе.
Она часто не может найти тетради в портфеле,читает и учит не то,что нужно,бывало и такое.
Приносит не те тетради.
Короче,несобранность во всей красе.
Я не знаю,что мне делать.
И здоровья от этого не прибавляется.
Я потеряла уже 15 кг,выгляжу так,будто в гроб кладут.
У неё уже от слова уроки слезы и в школу со слезами встаёт.

706
йа Бешеная теткаПричины, по которым вам отказывали в приеме на работу

Всем привет . 
в нашем маленьком городишке пыталась я себе недавно найти подработку или временную работу,
Пригласили в одно место на собеседование -резюме мое им понравилось ,вроде как подхожу 
ну и пришла я как всегда в своем обычном виде-джинсы/пуховик/рюкзак/угги
после получаса собеседования мне сказали что я им не подхожу
ПРИЧИНА-я не слежу за собой,т.е. ногти не накрашены/глаза тоже  да и вообще я старовата 



отгадайте куда я устраивалась на работу )))))))))) 
ну и делитесь причинами отказа в трудоустройстве странными и не очень 

457
ms.PanterraПортрет Путина в садиковской группе

В нашем садике в группах на видном месте висят портреты ПУТИНА - прямо как иконы (как раньше говорили: в красном углу). Воспитатели и заведующие говорят, что это в рамках патриотического воспитания.
Знаю, что в некоторых садах и школах и бюсты Путина в холлах стоят. Это нормально???
Мое мнение: нет! 

392
Божья КоровкаПоэтический конкурс №9 завершён. Авторы, принимайте поздравления!!!

Результаты поэтического конкурса №9.
 
Всем доброго времени суток.
 
Пришло время подвести итоги Девятого внутрифорумского поэтического конкурса. 
Как всегда сначала выражу бесконечную благодарность нашим талантливым авторам: спасибо Вам за то, что делитесь с нами вашим талантом и создаёте такие прекрасные стихотворения!!!
 
Конкурс получился очень тёплым и лиричным. Читатели не скупились на похвалы

Авторы молодцы! Веет летним теплом от темы, очень здорово! 


Я в приятном шоке! Даже не знаю, как оценивать. Всем, что ли, плюсовать?!


Авторам всем ОГРОМНОЕ спасибо!!!!! Честно сказать, и мне хочется всем ставить плюсы. 


Нет ни одного неудачного стихотворения, на мой взгляд. Наверное, летняя тема на меня так подействовала, зиму не люблю, тяжело переношу, а тут прям такой луч света, позитива. Да и откровенно скучных стихов я не увидела в этом конкурсе. Где-то гладкости нет, но настроение и образы чудесные, где-то просто стихотворение как песня льется, где-то автор так здорово обыграл правду жизни, что не могу не оценить мастерство.


Очень теплый и лиричный получился конкурс!


Получила огромное эстетическое удовольствие от чтения! И посмеялась и, почти, поплакала.


Я впервые решила почитать творческую тему.а ведь я люблю поэзию. Стыдно признаться, но всегда думала что это сплошное дилетантство... Просто поражена. Держала себя за руки, чтобы не понаставить плюсов всем. Настолько классный уровень, просто хочется перечитывать и запоминать. Девочки, очень вдохновляюще.


Давненько с таким удовольствием не читала стихов.

 
А теперь перейдём к результатам.
 
Третье место занимает стихотворения «Письмо из больницы», автором которого является наш дорогой зелёненький Ящер, повергший меня в шок, прислав начало стихотворения практически сразу после отхождения от наркоза!!! Вот что значит сила таланта!!! За это произведение проголосовало 30 человек.
 
На втором месте расположилось стихотворение «Послеотпускное», принадлежащее перу Квокки Улыбакки. За него проголосовало 33 человека.
 
А первое место в этот раз вы отдали стихотворению «Осенние выходные». Кто же автор? За чьё стихотворение  проголосовало 36 человек? Кого будем качать? В чью честь будут звучать фанфары? В честь Ящера!!! Витуль, поздравляем!!!!
 
Также в конкурсе было опубликовано 2 внеконкурсных стихотворения:
«Дед мороз и (не)девочка» и «Предрождественское», принадлежащие Квокке Улыбакке. К сожалению, за них отдавать свои голоса было нельзя, так как они уже ранее публиковались.
 
Всем авторам ещё раз громаднейшее спасибо! Вы все просто молодцы!!! Без вас конкурс бы не состоялся!!!
 
П.С. Ещё раз хочу принести свои извинения опоздашке № 2.  Из-за моей оплошности его стихотворение не попало в конкурс в самом начале, а из-за технических накладок (не вставилась картинка, отражающая суть стихотворения) оно оказалось логически не завершённым.

281
Тата фон ШпигельКто не работает, тот ест?

Девочки, всем привет.
Есть ли такие, кто не работает? Не пашет, как лошадка? А занимается хобби, собой, детьми, домом и т.д.? Или платья на работе показывает отсюда и до обеда?
Как вы пришли к этому счастью? и Счастье ли это?
Просто поболтать.

255
Лилиан Андреаскайтеконфеты на день рождения в класс

Такая ситуация.  Дочь (десятый класс) решила на свой день рождения принести одноклассникам конфеты: шоколадные, хорошей фирмы.
Звонит медсестра и реально орёт - мальчик-диабетик наелся конфет и теперь ему плохо. Чуть позже звонит классная, извиняется за медсестру и просит не носить в школу конфеты.
Ну во-первых парню шестнадцать, он что не в курсе своих проблем?
А во-вторых, мне-то что делать?
Звонить маме обжоры и извиняться? Взгреть доченьку неизвестно за что? Идти к директору? Я в шоке.
Вины не вижу нашей. Ни грамма.

235
Подпишитесь на нас
Новости Mail Дети