НовостиСтатьиБеременностьРазвитие

Жертвы комфорта

11 августа 2008
Мальчишкам и девчонкам, родившимся на рубеже веков, можно позавидовать. Они живут в таких условиях, о которых лет двадцать назад не приходилось и мечтать. Многие блага, недоступные в детстве их родителям, сегодня стали явлением заурядным и привычным.

В то же время все чаще раздаются сетования старших на то, что юное поколение растет инфантильным, несамостоятельным, безответственным. От этих жалоб можно было бы просто отмахнуться: ведь впервые они были записаны еще финикийской клинописью и египетскими иероглифами и с удивительным постоянством повторяются из поколения в поколение. Однако сегодня это, похоже, уже не просто традиционное брюзжание. Когда старшие, глядя на растущих детей, ворчат: «Мы такими не были...» - они по-своему правы.

Действительно, нынешние дети - другие. Они живут совсем в ином мире, полном благ и удобств. Вот только становится ли им от этого лучше? Ответ на этот вопрос далеко не однозначен. Например, по мнению психологов, прогресс цивилизации подарил детям не только преимущества, но и новые, особые проблемы.
Сегодня в нашей стране запоздало вошло в моду учение Зигмунда Фрейда о природе человеческой личности. Теория Фрейда далеко не бесспорна, однако содержит в себе рациональное зерно. Прислушаемся к мнению известного специалиста о законах детского развития.

По мнению Фрейда, ребенок на пути взросления проходит несколько закономерных этапов. Особенности каждого этапа определяются тем, с какой телесной сферой связано для ребенка решение важнейших для него проблем. Фрейд выделил несколько таких стадий - оральную, анальную, генитальную и т. д. (Моралистов просим не тревожиться: к сексу эти понятия имеют лишь отдаленное, косвенное отношение.)

На оральной стадии, которая длится от рождения примерно до года, основное удовлетворение малыш получает через рот: для него главное - насытиться посредством сосания.

На втором году жизни все большее значение приобретает другая сфера - ребенка приучают опрятно справлять естественные надобности. Удается это не сразу. Так называемая анальная стадия длится до трех лет. По ее завершении проблема туалета для ребенка в основном бывает решена.

В ходе развития бывают затруднения, происходит «фиксация» на какой-то стадии, а это сказывается на последующем формировании личности. У человека может сложиться так называемый оральный характер с неуемной тягой к насыщению либо анальный - болезненное сочетание упрямства и скупости. (Повторим, с сексуальными предпочтениями тут прямой связи нет.)

Редко бывает так, чтобы ребенок в своем развитии благополучно и гладко прошел все этапы. Для фрейдистов это и служит предметом их клинических изысканий. А современные родители, похоже, изо всех сил стараются, чтобы наши доморощенные фрейдисты-аналитики без работы не остались. Условия воспитания современных детей с фрейдистских позиций можно назвать инкубатором невротических характеров. И вот почему.

Идеология современного воспитания, казалось бы, всецело ориентирована на благо ребенка. Телевизионная реклама надрывается, убеждая родителей, каким счастливым вырастет малыш, если модные гигиенические средства обеспечат ему сухую попку. Даже соска сегодня - это уже не банальная пустышка, а шедевр технологии и дизайна, обеспечивающий правильный прикус и много чего еще полезного и нужного.

Педиатры-гуманисты, расточая хорошо оплаченные улыбки, убеждают: главное - правильно подобрать самую совершенную соску, а отнимать ее лучше не торопиться, чтобы не нервировать дитя. И что мы получаем в итоге? Да ту самую болезненную фиксацию на ранних стадиях развития, из-за которой и рискуем получить личность если не ущербную, то не вполне зрелую.

С малолетства привыкнув ублажать и успокаивать себя сосанием, иное великовозрастное дитя на долгие годы сохранит эту манеру отношений с миром. Ему вечно будет нужна какая-то пустышка, которой можно себя развлечь и создать иллюзию насыщения. (Что и говорить - это просто находка для тех, кто готов манипулировать подросшим дитя, предлагая ему то одну, то другую «пустышку».)

А если с детства он не освоил необходимость решения самой первой проблемы - соблюдения опрятности, то и в дальнейшем любая проблема рискует стать неразрешимой. Ведь жизнь - это и есть постоянное решение проблем. А когда дитя с самого начала избавлено от необходимости избегать неудобства (сырости), то и дальше учиться этому непросто. Конечно, ходить в туалет ребенок хоть и с опозданием (что, кстати, тоже немаловажно), но научится. Вот только проблемы с каждым днем будут все труднее, а ранний опыт их решения, увы, отсутствует.

Потом положение еще более усугубят телевизор, видео и компьютер. На экран можно глядеть часами, ничего не предпринимая самому. А всевозможные компьютерные «бегалки» и «стрелялки» помимо полезных технических навыков привьют еще и опасную иллюзию: любая проблема имеет простое и быстрое решение. А взамен утраченной жизни есть запасная.

Если смотреть правде в глаза, то многие новшества по уходу за ребенком направлены вовсе не на его благо, а созданы ради удобства родителей. Соской малышу буквально затыкают рот. Той же цели служат всевозможные суперподгузники, избавляющие маму от стирки и позволяющие не отвлекаться на беспокойство ребенка. А яркий экран служит суррогатом общения, до которого у современных деловых родителей просто руки не доходят. Только не надо потом жаловаться на инфантильность подросших детей. Мы их такими делаем сами с помощью широко разрекламированных «благ цивилизации».

Так что же - соску отнять, памперсы выбросить, компьютер разбить?
Нет, не будем впадать в крайности. Любые блага полезны, если ими не злоупотреблять.

Действительно, резко отняв у ребенка соску, можно нанести ему душевную травму. Просто не надо забывать, что соска - всего лишь суррогат, и не только материнской груди, но и вообще - источника удовольствия. Беда, если этот суррогат и есть главный источник. Сверхсовершенный подгузник прекрасно решает сиюминутную проблему, но в плане долгосрочного развития больше проблем создает. А дисплей лишь отчасти заменяет общение. Подарить чувство душевной близости он не в силах.

Самое главное, что необходимо ребенку, это родительская любовь и забота. Ее недостаток никакими средствами не восполнишь. Родительская роль - постоянная помощь ребенку в решении все усложняющихся жизненных проблем. А всевозможные средства - лишь подспорье. Сами по себе они проблем не решают. Так что пользуйтесь, но не злоупотребляйте!