Все дети рано или поздно уравниваются в своем развитии: одаренные дети, прогрессивно обучающиеся в младшем возрасте, в период становления личности практически ничем не отличаются от своих сверстников. Процент действительно одаренных, гениальных детей остается неизменным в течение десятилетий. Так что, по большей части, усиленные занятия с детьми с самого раннего возраста – это всецело инициатива родителей, которые хотели бы видеть в своем ребенке гения, и прикладывают массу усилий для того, чтобы воплотить свою мечту в жизнь.
К сожалению, для детей такие амбиции взрослых влекут за собой скорее негативные последствия. Ребенок, с ранних лет привыкший к мысли о своей исключительности, в определенном возрасте оказывается перед фактом осознания своей обыкновенности. Довольно часто это приводит к серьезному стрессу и даже комплексу собственной неполноценности.
Российские педагоги и психологи считают, что ведущая деятельность в раннем возрасте – игровая. Если родители уделяют чрезмерное внимание разностороннему развитию ребенка – языки, геометрия, чтение, письмо, танцы и т.д. – они, тем самым, блокируют самый важный для ребенка вид деятельности, познание окружающего мира через игру. Таким образом, происходит «перепрыгивание» через ступеньку: ребенок переходит к обучающей деятельности, минуя игровую стадию. К сожалению, довольно часто результатом такого «перепрыгивания» становится приобретенное ребенком отвращение к учебе, что в дальнейшем не может не сказаться на его успехах в школе.
Кроме того, существует еще один минус усиленного родительского увлечения различными методиками раннего развития. Если родители слишком много усилий и времени направляют на интеллектуальное развитие ребенка, у него может возникнуть дефицит общения со сверстниками. В результате это может повлечь за собой проблемы в общении в более старшем возрасте, ведь основы социального поведения ребенка закладываются в раннем детстве.
Я регулярно сталкиваюсь с проблемами детей, которых чуть ли не с полугода учат нескольким иностранным языкам и водят на миллион занятий для развития. Да, безусловно, ребенок должен учиться и развиваться. Но всему свое время. Дети сейчас к первому классу умеют столько, сколько и не снилось их сверстникам еще пару десятков лет назад. Но давайте рассуждать логически. Во-первых, ребенку может быть скучно в начальной школе, если все это он уже прошел. Отсюда проблемы со сверстниками. А они могут отразиться на всех последующих годах учебы. Во-вторых, у такие обученных детишек попросту пропадает интерес к получению знаний. С детства они преподносятся им на тарелочке, родители сбивают друг друга с ног, чтобы достать редкие карточки или узнать новую методику. Зачем в таком случае лишний раз напрягаться? А это уже может вылиться в проблемы определения профессиональной ориентации. Все заранее кажется скучным и неинтересным. Поэтому я могу посоветовать несколько вещей. Учите своего ребенка, развивайте его, давайте ему общаться со сверстниками и познавать этот мир. Но самое главное – любите и проводите с ним время, играйте. Некоторые мамы и папы настолько увлекаются образованием своих чад, что просто забывают говорить им о своих чувствах. А потом оказывается, что у детей потеряна привязанность к родителям.