Малыш пошел, пора учиться

Культ личностного, физического и интеллектуального развития толкает родителей, неравнодушных к судьбе своего ребенка, начинать его обучение с пеленок. Казалось бы, малыш только-только освоил ходьбу и пополнил словарный запас, а родители уже выбирают методику раннего развития и ищут подходящий развивающий центр.

lori-0000179765-bigwww.jpg
Источник: Фотобанк Лори

Ранее развитие: рано или в самый раз?

Известно несколько десятков методик раннего развития. Многие из них утверждают, что развивающие занятия с ребенком следует начинать с 9 месяцев. Так, например, считает автор популярной японской методики Масару Ибука. Более того, он настаивает, что после трех лет учить детей уже поздно, поскольку к этому возрасту формирование головного мозга почти завершено. Если к 3 годам малышу не привили интерес к окружающему миру, естествознанию, не научили мыслить логически, применять воображение и фантазию, он вряд ли будет увлеченно учиться в школе и делать успехи в науках.

Родители, которые по традиции желают, чтобы их дети достигли большего и лучшего в жизни, стараются с пеленок «сдобрить почву» для интеллектуального развития. Правильно ли «сажать за парту» малыша, с глубокого детства взваливать на него груз ответственности за собственное будущее?

Оппозиционно настроенные педагоги считают, что у раннего развития есть немало недостатков. Почти все методики направлены на развитие левого полушария мозга. Кроху учат считать, читать, запоминать иностранные слова, логически мыслить. При этом правое полушарие, которое отвечает за интуицию, пространственную ориентацию, воображение, обработку невербальной информации, развитие творческих способностей остается без внимания. А оно, между прочим, у детей этого возраста работает активнее левого полушария.

Учеными доказано, что ранее развитие детей не гарантирует высоких достижений в школе. Большинство авторских методик во главу угла ставят личность ребенка и настаивают на развитии его самостоятельности, учат родителей считаться с мнением отпрыска. В школе же ценятся совсем иные добродетели. Тут будут востребованы усидчивость, послушание и аккуратность. Ребенка, который своим мнением идет наперекор преподавателю, будут считать выскочкой, «белой вороной». Такие индивидуумы редко становятся частью «золотого фонда» воспитанников и гордостью школы.

Само по себе ранее развитие, безусловно, явление хорошее, положительное. Но, прежде чем вести малыша в развивающий центр, очень важно проанализировать его готовность к обучению. Внимательно понаблюдайте за малышом, не рано ли вы отправляете его грызть гранит наук? А мы пока предлагаем вам ознакомиться с наиболее распространенными заблуждениями родителей относительно пользы развивающих центров для детей до 3 лет.

Заблуждение 1: в развивающих центрах, в отличие от яслей, педагоги занимаются с каждым ребенком индивидуально

Если для вас это главный аргумент в пользу развивающего центра, вы глубоко заблуждаетесь. Да, действительно, в группе развивающего центра обычно не более 7 малышей. Давайте применим простые арифметические знания: занятие длится, как правило, 1 час и состоит из нескольких направлений: 10 минут отводится на пальчиковые игры, столько же – на ритмику и т.д. Таким образом, на одного ребенка педагог отводит около 1-2 минут своего времени. Вы, в самом деле, полагаете, что этого времени достаточно, чтобы понять темперамент ребенка, его способности и дарования, выяснить, какое у него сегодня расположение духа и научить чему-то новому? Конечно, это невозможно.

Заблуждение 2: в развивающий центр ходят «отборные» дети

Это самое часто встречающееся заблуждение родителей, вероятно, навязанное агрессивной рекламой самих центров. К сожалению, отбора детей по способностям и формирования в соответствии с ним групп персонал развивающих центров, как правило, не производит. В группах можно встретить детей разного уровня развития и активности. Уже на первом занятии родители понимают, какая это глобальная проблема: одни малыши не успевают, другие скучают в ожидании тех, кто отстает.

Заблуждение 3: занятия в развивающих центрах детей ведутся по передовым авторским методикам

Программа, используемая педагогами развивающих центров, представляет собой некую «выжимку» из разных авторских методик и программ детских садов, утвержденных Министерством Образования РФ. Часто развивающие центры практикуют методику Монтессори.

Но большую часть времени занятия детей носят развлекательный характер (творческие мастерские, ритмика, музыка), а не развивающий.

Заблуждение 4: ребенку необходимо общение со сверстниками, и развивающий центр – то, что нужно для него

Интерес к ровесникам начинает просыпаться с освоением речи. До тех пор, пока ребенок не заговорит, ему достаточно комфортно играть в одиночестве. Поэтому, в сущности, до 1-2 лет малыш не очень нуждается во внимании себе подобных.

Кроме того, занятия в развивающем центре проходят строго по часам. Маловероятно, что у ребенка будет время для общения и игр с другими малышами. Для «домашних» детей посещение развивающего центра является стрессовой ситуацией, поэтому между занятиями они попросту льнут к маме, не испытывая при этом ни малейшего интереса к новым ребятам, и даже к игрушкам.

Заблуждение 5: педагоги развивающих центров способны дать малышу больше, чем мама

Каким бы опытным специалистом ни был педагог развивающего центра, для ребенка до 3 лет существует только один авторитет – родители. Малыш не готов воспринимать постороннего взрослого в роли учителя. Именно поэтому занятия с такими маленькими детьми ведутся в присутствии мамы или папы. Так что перекладывание вопроса развития ребенка на педагогов развивающих центров – не более чем миф.

Дети 1-2 лет не могут выполнить добрую половину заданий самостоятельно, без помощи мамы. Порой посещение развивающего центра становится занятием для мамы, а не для ребенка, потому что удержать его внимание и интерес к какому-либо заданию дольше 3-4 минут бывает почти невозможно. Задание, которое он не может осилить, и вовсе становится ребенку неинтересным.

Работа педагога развивающего центра с малышами от 1 до 3 лет направлена скорее на родителей, которых нужно научить эффективно заниматься с детьми.

Заблуждение 6: лучше ходить в развивающий центр, чем в детский сад

Многие родители поначалу имеют довольно предвзятое отношение к системе обучения, которая применяется в детском саду. И только в сравнении они понимают, что развивающий центр сильно проигрывает яслям или саду. Занятия в развивающем центре проводятся 2-3 раза в неделю. Длительность урока не превышает часа. Такого объема недостаточно для полноценного и гармоничного развития ребенка. В детском саду, напротив, малыш получает регулярное, системное обучение, перемежающееся приемами пищи, играми и прогулками на свежем воздухе.

Заблуждение 7: после занятий в развивающем центре ребенку легче поступить в школу

Центры раннего развития в принципе не ставят перед собой задачу подготовки детей к школе. Их цель сводится к развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка, созданию благоприятных предпосылок для учебы, но не более.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что посещение развивающих центров может иметь и положительный эффект. Но вряд ли стоит идти туда с ребенком, не достигшим 3-летнего возраста.

Если родители мечтают о том, чтобы ребенок стал билингвом или всемирно известным физиком-ядерщиком, занятий в развивающем центре недостаточно: нужна комплексная программа, и посещение детского сада не исключает использования возможностей развивающего центра. Правда, сад, все-таки, будет иметь первичное значение для умственного формирования малыша.

Редакция проекта
Гид по материнству и детству