В этом возрасте все – игра
К четырем годам интересы ребенка переходят от познания материального мира в сферу отношений и эмоций. Дети начинают замечать друг друга и понимать, что вокруг много людей со своими делами и заботами.
С 4 до 7 лет активно развивается навык социального взаимодействия. Чтобы стать человеком общества, который в каждом своем действии постоянно учитывает, что он не один, что вокруг другие люди, надо учиться. В этом детям помогает игра, недаром она является ведущей деятельностью этого периода.
Обучение в этом возрасте – тоже игра с определенными правилами, выполняя которые дети постепенно овладевают новыми навыками и знаниями.
Если выполнение домашних дел превратить в игру, ребенок будет охотнее помогать взрослым.
В дошкольном возрасте ребенок начинает осваивать этические нормы. Сначала дети оценивают только чужие поступки. Обдумать свое поведение и стараться действовать в соответствие с усвоенными нормами они смогут ближе к шести годам.
Не воюйте с ребенком, который клянчит игрушки
Когда у тебя очень много игрушек, нет необходимости фантазировать. Как и со слишком «детальными» предметами, например, детской кухней с продуктами, которые «как настоящие», и так далее. Такая вещь вызовет у ребенка восторг, он непременно попросит ее купить. Но это не то, во что ему действительно интересно играть. Радость от покупки продлится несколько часов, а потом вы обнаружите его играющим с какими-то кубиками, палочками, камешками.
Нет смысла покупать ребенку все, чем он восхищается. Но и не нужно на него злиться.
Часто родители начинают оттаскивать ребенка от витрины, сразу говорить «мы это не купим», обвинять ребенка «вечно ты что-то просишь», «ты все равно это сломаешь». Дети почувствуют угрозу своей привязанности, из-за этого в их поведении может закрепиться настойчивое «клянченье».
Никогда не воюйте с ребенком, который просит игрушку. Попробуйте согласиться с его желаниями: «Да, это потрясающая автозаправка, давай посмотрим, как они все сделали! У нас в планах нет покупки такой игрушки, но она очень красивая, я с тобой согласна».
Если ребенок ни дня не может прожить без каких-то подарков, важно перехватить инициативу и успеть подарить что-то до того, как он попросит, по своей инициативе. Не важно, купите вы что-то, сделаете по дороге домой бумажный самолетик или принесете красивое яблоко. Ведь дети не понимают, куда родители пропадают по утрам, когда уходят на работу. И если мама или папа приносит ему вечером что-то, для ребенка это значит, что родители про него помнят.
У каждого возраста свои страхи
Монстры, скрипы в темноте, дядя в белом халате, огонь или большая собака – чего только не боятся дошкольники. Психологи считают, что определенному возрасту ребенка соответствует определенный набор страхов.
Дети первого года жизни боятся потерять маму или оказаться в новой обстановке. Для детей 3-5 лет характерны страх темноты и одиночества. Начиная с 5 лет в жизни ребенка появляются новые ужасы: страх наказания, смерти, возможных бедствий. После 7 лет возникают переживания, связанные со школой. Все эти процессы нормальны и у большинства детей пройдут сами собой.
Беда в том, что грань между нормальным и надуманным страхами нередко оказывается размытой. Фантазия и легкость, с которой ребенок превращает камешек в машину, играет с ним злую шутку, когда с такой же легкостью он превращает вечером занавеску в чудовище. Тогда страхи в прямом и переносном смысле этого слова мешают ему жить. Такому ребенку нужна помощь специалиста.
Плюс детских страхов в том, что их легко преодолеть буквально за 2-3 сеанса с психологом. Главное – не дожидаться, пока ребенок совсем измучается.
«Социализация» не равно «детский сад»
Мне кажется неправильным ставить знак равенства между социализацией и детским садом. Ребенку действительно нужно общаться со сверстниками, играть с ними. Причем каким-то детям часа таких игр более чем достаточно, а другим и десяти часов мало.
Ребенку необходимо общение, социальные контакты. Но детский сад в том виде, в каком он существует у нас, с одинаковым подходом ко всем детям, с длительным пребыванием в нем с утра до вечера, подходит далеко не всем. Он создавался не для детей, а для взрослых, чтобы они могли где-то оставить ребенка. Потребности детей учитываются во вторую очередь.
Кружки и секции в большинстве своем построены по принципу «все сели и выполняют то, что сказал преподаватель». Такой подход немного готовит к школе, ребенок заранее узнает «правила игры», но только вертикальное взаимодействие «взрослый-ребенок» мало что дает для социализации. Детям непременно нужна свободная игра и взаимодействие друг с другом.
Материал подготовлен на основе вебинаров «О детях по-взрослому» благотворительного фонда Амвэй «В ответе за будущее».