По ступеням развития

Чувство некоторой неловкости охватывает меня всякий раз, когда мне приходится давать советы родителям. Ну, в самом деле, что, педагог обладает истиной в последней инстанции? Известно, воспитывать, как и лечить, умеет всякий.

d4416eaf2b06bb069451fe1c2e89c27f.jpg
Источник: Migration

Чувство некоторой неловкости охватывает меня всякий раз, когда мне приходится давать советы родителям. Ну, в самом деле, что, педагог обладает истиной в последней инстанции? Известно, воспитывать, как и лечить, умеет всякий.

Но тем не менее без общения учителя с родителями не может быть хороших результатов в обучении и воспитании детей. И мы вновь и вновь внушаем отцам и матерям простые истины. Проблем у большинства семей хватает. Педагогический опыт подсказывает нужные слова. Смею надеяться, что этот материал может оказаться кому-то полезным.

Позиция современного педагога отлична от позиции педагога, работавшего в школе лет тридцать назад. Модель отношений «родитель - учитель» была такова: что учитель ни посоветует, должно приниматься беспрекословно, без обсуждения. Иногда это давало результат, но только иногда. Без обратной связи педагогический процесс невозможен.

Иногда с ребятами я провожу анкетирование по поводу того, понравился ли им урок, какие методы обучения они считают эффективными, какая обстановка на уроке им больше по душе. Это помогает мне правильно строить занятия. И вот однажды, разбирая ответы ребят, я нашла записку, которая заставила меня на многое посмотреть по-иному. Вот что в ней было написано: «Я хачу учится но не получается!!!»

Я храню записку и сейчас; в ней - крик души маленького человека. Иногда достаю это послание из папки и перечитываю - для того, чтобы, как говорится, спуститься на землю, так как иногда мы, учителя, «возносимся» над учеником слишком высоко. Хотя и не всегда наша в этом вина: ведь мы обязаны выполнять высокие требования учебной программы. Учителям приходится непросто: помочь хочется всем, но совместить то и другое удается далеко не всем, и педагоги часто ориентируются на требования программы в ущерб развитию личности ребенка.

А что же дети? Одни, сильные, карабкаются, пытаясь дотянуться (в том числе и с помощью родителей) до уровня отличников. Другие, считая, что им это заведомо не по силам, просто бросают учиться. Кому охота стараться, если все равно окажешься в разряде троечников. Дети останавливаются в развитии: постоянная умственная недогрузка приводит к его торможению. Дети, испытывая постоянные неудачи, стремятся избежать умственной работы. У них зарождается чувство неполноценности, которое требует вытеснения, поиска удовлетворения в других сферах.

Ребенку необходимы ситуации, в которых он испытывал бы удовольствие от интеллектуального труда.

Меня поразил пример, который я услышала в Тульском институте развития образования на курсах повышения квалификации. Преподаватель рассказал о человеке, который много лет провел на необитаемом острове. Но он не был Робинзоном Крузо, который, подобно тому карабкающемуся ученику, не остановился в своем развитии. Это был человек, который превратился из человека разумного в человека природного. В данном случае произошла необратимая деградация личности. Когда его наконец нашли, он прожил недолго - не смог адаптироваться среди себе подобных. Человек испытывает острую потребность в развитии, хотя и является частицей животного мира, имея при этом другие жизненно важные потребности - в еде, сне, размножении и т. д. Если личность ребенка не будет развиваться, он просто не сможет стать полноценным членом общества людей. Главное, что отличает человека от животного - это его всепобеждающий разум. Выдающийся отечественный философ Сергей Иосифович Гессен утверждал: «Задача педагогики - превращение человека природного в человека разумного».

Что же приходится наблюдать в школе? Парадоксальную вещь: ученики старших класс испытывают меньшую потребность в развитии, нежели, скажем, пятиклассники. И если родители малышей, которым нет и трех, довольно грамотно наблюдают за развитием своего чада, радуются каждому новому проявлению, то с взрослением эта активность родителей убывает.

С трех лет и лет до семи многие дети интуитивно сами понимают, сравнивая себя со сверстниками, как они развиваются. «А я умею так прыгать, а ты?», «А я умею считать до ста, а ты?», «А я знаю буквы! А ты?» - такое часто мы слышим от дошкольников. В первых классах дети начинают сравнивать себя с другими по оценкам в журнале. Традиционные отметки навешивают на ребенка ярлык: «двоечник», «троечник», «отличник». И родители начинают оценивать ребенка по этим отметкам. А оценки часто бывают необъективными и неправомерными. Многие учителя указывают на то, что давно пора отказаться от пятибалльной системы. Ведь то, что два ученика имеют оценку «три», совсем не означает, что у них одинаковая подготовка. Поиски объективной процедуры оценивания, конечно, идут. Уже есть «школы будущего», в которых работают психологи, разрабатывающие индивидуальные программы и изучающие индивидуальные особенности ребенка.

Прогрессивным подходом к образованию можно считать создание «индивидуальной образовательной траектории» для ребенка, но в массовой школе этот подход пока трудно осуществим. Помимо всего прочего, он требует наличия специально подготовленных кадров, немалых финансовых затрат.

Пока все эти мечты из области фантастики: хорошо бы отдать ребёнка в школу, а через одиннадцать лет забрать готовый продукт образования. А пока.... Словом, темп развития ребенка за редким исключением падает с переходом из класса в класс. Особенно это касается мальчиков. И только родители (конечно, прибегая к помощи педагогов) могут помочь своим детям. Но иногда родители даже не представляют себе, как найти общий язык с учителем.

Вопрос «Что делать?» современная педагогика не оставляет без ответа. Есть один очень эффективный метод, который помогает детям становиться на более высокую ступень развития, а взрослым - оценивать ее. Мы говорим о создании «портфолио». Этот метод, завоевавший популярность во многих странах, предполагает накопление достижений. Важнейшая его цель - обучение ребенка умению отслеживать свое развитие. То, что достигнуто ребенком, делается непосредственно зримым.

Портфолио - это портфель учебных достижений. Ученик заводит папку, в которую складывает свидетельства, подтверждающие его продвижение от незнания к знанию, от неумения к умению. Что можно положить в такую папку? Многое: грамоту, тетрадь с удачным сочинением, реферат с рецензией, удачную фотографию или рисунок, просто лист, на котором написано, к примеру, следующее:

«21.10.08. Сегодня на математике мы вычисляли и сравнивали объемы грибов из пластилина и из свинца. Я для себя понял, что величина «объем» показывает, какое место в пространстве занимает предмет. До сегодняшнего дня я не задумывался над этим.
22.10.08. Сегодня по диктанту я получил «4».Первый раз в жизни. Всего три ошибки!
25.10.08. На физкультуре отжался десять раз. Из класса больше никто так не смог.
27.10.08. На математике мы делали открытие. Я сумел сформулировать теорему Пифагора.
28.10.08. Преодолел страх перед выходом к доске».

Постепенно ребенок поймет, что ему надо научиться видеть, мыслить, ощущать, чувствовать. А то, что он не запомнил какую-то формулу или дату, - неважно: эту информацию можно почерпнуть из справочника. Только тогда в ходе обучения мы получим творческую саморазвивающуюся личность. Процесс накопления достижений очень увлекательный; учителя отмечают, что ребята с удовольствием собирают свои папки. Ведь для любого человека важней всего осознать себя личностью, способной многого достичь в жизни. А современная жизнь требует, чтобы человек умел учиться всю свою жизнь, иначе ни карьера, ни хорошая работа на его жизненном пути будут невозможны. Кто не идет вперед, тот идет назад.


Светлана Проклюшина