Работа с гипсом: слепки с медалей и монет

Нужна идея для подарка, который ребенок мог бы сделать сам, для очередного домашнего задания, школьного праздника, конкурса, или вы просто любите мастерить что-то вместе? В любой ситуации и в любой момент вас выручат наши мастер-классы. О творчестве из любых материалов и для детей всех возрастов мы рассказываем по субботам.

Гипс – это минерал, водная сернокислая соль кальция. Чистый гипс бесцветен и прозрачен, при наличии примесей имеет серую, желтоватую, розоватую, бурую и другие окраски. Природный гипс обжигают и измельчают в мелкий порошок. Если такой порошок смешать с водой, то он, жадно впитав в себя воду, превращается в вязкую массу, которая на воздухе быстро затвердевает. Из такой массы можно легко приготовить слепки с различных предметов.

Depositphotos_9061286_s
Источник: Migration

Для работы с гипсом требуется совсем немного принадлежностей, но все работы должны производиться быстро, так как гипс почти моментально затвердевает. Стол для работы с гипсом должен быть достаточно просторный, чтобы можно было выполнять все этапы работы без задержки. Чтобы не пачкать стол, положите на него толстую бумагу или полиэтиленовую пленку.

Рядом с рабочим местом надо поставить емкость с водой, в которой можно было бы быстро ополаскивать чашки из-под гипса. Кроме того, необходимо иметь под рукой банку с чистой водой и несколько эмалированных чашек, в которых вы будете разводить гипс, две-три акварельные кисточки различных размеров и стальную ложку, чтобы доставать гипс.

Не всякий гипс подходит для наших целей. Надо брать только лучшие его сорта, например, применяемые скульпторами. Гипс для скульптурных работ изготовляется из алебастра – особого сорта чистого природного гипса.

Гипс должен быть совершенно сухой. Поэтому его необходимо хранить в герметично закрываемой металлической или стеклянной емкости. Сухой гипс похож на муку тонкого помола. Если при растирании его между пальцами почувствуете комочки, значит гипс отсырел. Тогда его надо высыпать в сталь­ную или эмалированную посуду и нагреть на огне до того момента, когда нач­нется похожее на кипение движение. После этого гипс опять становится сухим. Никогда не берите гипс мокрой ложкой: от каждой капли воды в нем образу­ются комки.

Разводить нужно каждый раз столько гипса, сколько его потребуется для выполнения данной работы. Делается это следующим образом. Наливают в чашку воду и насыпают туда сухой ложкой гипс, быстро размешивая его щепочкой до образования густой, как сироп, массы. После этого гипс быстро выливают на предмет, с которого делают слепок, а чашку и щепочку также быстро ополаскивают водой. Не надо слишком долго мешать гипс, иначе он загустеет и сделается непригодным для работы. Если даже его разбавить водой, он не будет качественным. Вещи, отлитые из такого гипса, оказываются хрупкими и очень скоро разваливаются. Необходимо также следить за тем, чтобы при перемешивании гипса в нем не остались пузырьки воздуха, иначе в предмете, отлитом из такого гипса, ока­жутся дырки.

Если для работы с гипсом применялись кисти, их необходимо сразу же после употребления тщательно вымыть, иначе затвердевший гипс склеит их волоски. Если же это случится, надо дать гипсу совсем высохнуть и, поколачивая кисть, измельчить гипс в пыль и вытрясти его из кисти.

Изготовление слепков с медалей и монет

Иногда бывает очень интересно получить слепок с какого-либо металлического предмета, например, монеты. Получение таких слепков - одна из самых легких работ.

lori-0002335481-bigwww800
Источник: Migration

Попробуем сделать слепок с памятной медали.

m2
Источник: Migration

Прежде всего ее надо тщательно вычистить. Медные монеты моют нашатырным спиртом и чистят порошком типа «Comet», можно вымыть их этиловым спиртом или слабой соляной кис­лотой. Серебряные монеты достаточно вымыть водой с мылом.

Измеряют высоту медали и ее диаметр.

m3
Источник: Migration

Затем вырезают полоску из толстой бумаги (ватмана) шириной, равной трем толщинам медали, и длиной, равной периметру окружности. Длину периметра можно посчитать, умножив диаметр монеты на число π (3,14).

m4
Источник: Migration

Плотно окружают ей край медали и склеивают кольцо, чтобы вокруг диска получилась невысокая стенка. Если нужно сделать отпечатки с нескольких медалей или монет, то лучше сделать такие заготовки на все монеты сразу.

m5
Источник: Migration

Чтобы гипс не приставал к форме, надо обмазать маленькой кисточкой медаль и бумажное кольцо растительным маслом, а затем протереть слегка ватой, чтобы на медали и внутренней стороне кольца остался только тонкий слой масла.

Подготовив таким образом формы, разводим гипс и наливаем его в каждую форму до краев стенки. Если, наливая гипс, замечаем пузырьки воздуха, их необходимо быстро проткнуть тонкой иголкой. Эту операцию следует делать аккуратно, на ровной поверхности. Если бумажное кольцо везде одинаковой ширины и правильно наложено на монету, слой гипса будет ровный и его не придется подскабливать ножом или шкуркой.

Минут через десять гипс затвердеет настолько, что можно будет снять с него бумажное кольцо. Но отделять оттиск с монеты еще нельзя, необходимо подождать по крайней мере 6-8 часов. Отпечаток получается качественным в том случае, если он сам отделяется от монеты. Для этого нужно оставить отливки сохнуть до следующего дня, а если это не поможет, положить их на несколько минут на горячую плоскость монетами вниз. Если же и после этого оттиск не отделится легко и чисто, значит, что-то было сделано не так: или монета была не везде смазана маслом, или гипс плохой, или он был разведен слишком жидко, или его слишком долго размешивали.

Если оттиск получился удачным, с него можно делать слепок монеты. На оттиске, который мы получили, монета вышла в зеркальном отражении. По­этому если с этого оттиска снять другой, то получится правильный слепок монеты. С одного оттиска можно получить несколько слепков.

Более прочные оттиски для отливки с них гипсовых слепков изготавливают уже не из гипса, а из других материалов. Для этого можно взять воск, стеарин и пара­фин. В этих случаях монету необходимо только вычистить, а смазывать маслом не требуется. Чтобы сделать оттиск, например, из парафина – монету точно так же окружают бумажным кольцом из толстой бумаги, затем расплавляют в чашке или ложке парафин и выливают его на монету. Парафин надо нагревать осто­рожно, потому что пары его легко загораются. Он очень быстро застывает, поэтому оттиск можно снять буквально через несколько минут. Иногда, когда монета холодная, парафин остывает слоями, в результате чего получаются кольцевые полосы. Чтобы этого избежать, монету нужно слегка подогреть.

Итак, мы подготовили оттиск и теперь можем получить с него гипсовый слепок. Если оттиск гипсовый, его надо положить сначала ненадолго в воду, чтобы он ей пропитался. Формы из воска или парафина не смачивают водой, а только слегка смазывают маслом. Затем оттиск окружают стенкой из бумажной полоски, так же, как мы это делали с медалью; в получившуюся таким образом форму наливаем гипс и оставляем его сохнуть до тех пор, пока слепок легко не отделится от оттиска. Если для этого потребуется немного подогреть слепок, то класть его на горячую поверх­ность следует гипсовым слепком вниз. Если бумажное кольцо обхватывает от­тиск не плотно, то случается, что гипс просачивается между оттиском и стен­кой кольца, образуя вокруг оттиска каемку. Эту каемку следует осторожно удалить ножом, прежде чем снять слепок с оттиска, иначе от края слепка легко могут отколоться кусочки и он не получится гладким.

Чтобы получить изображение обеих сторон монеты или медали, приготовляют таким же образом другой гипсовый слепок с обратной стороны. Так можно сделать слепки с изделий, имеющих не слишком выпуклый рельеф, которые можно обмазать маслом и облить гипсом, не испортив их при этом.

Depositphotos_5986354_s800
Источник: Migration

Если необходимо сделать гипсовый слепок какого-нибудь тисненого переплета, резьбы или чего-нибудь подобного, не испортив его, то следует взять тонкую алюминиевую фольгу, положить ее на ту поверхность, с которой надо снять слепок, и, придавливая мягкой тряпочкой или щеткой, погла­живать до тех пор, пока на фольге отчетливо не отпечатаются все малейшие выпуклости резьбы или тиснения. Затем, не снимая листка фольги, придавлива­ют этот предмет фольгой вниз к ровному слою мелкого песка, загибают края листка вверх так, чтобы получилась плоская ванночка, и осторожно вынимают из нее предмет, стараясь нигде не повредить оттиска на фольге. В эту ванночку наливают разведенный гипс, а когда он подсохнет, сдирают с него лист фоль­ги. Этим способом удается получить отличные слепки и с монет, и с самой мелкой гравировки. При этом следует учесть, что чем тоньше фольга, тем бо­лее тонкие детали она может передать.

Читайте также: