Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Принципы воспитания от великих советских педагогов

Сегодня многим родителям имена Антона Макаренко и Василия Сухомлинского мало о чем говорят. Между тем это люди, чей вклад в развитие отечественной педагогики трудно переоценить.


Вспомним, каких принципов воспитания рекомендовали нам придерживаться эти выдающиеся советские педагоги.

«Дисциплина держится на авторитете лидеров»

А.С. Макаренко | Источник: Wikimedia Commons

Антон Семенович Макаренко – советский педагог, теоретик и практик, автор методики воспитания беспризорников и малолетних преступников, создатель трудовой колонии для несовершеннолетних, прославившейся успешной социализацией своих подопечных в трудные 20-30-е годы, писатель.

Наследие Макаренко столь велико, что существует даже такое направление науки как «макаренковедение». В 1988 году ЮНЕСКО признала А.С. Макаренко одним из четырех великих педагогов ХХ века, определивших способ педагогического мышления современности.

Главным делом жизни Антона Семеновича было воспитание педагогически запущенных детей, морально искалеченных жертв социальных бед. Основа его методики – это воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими трудовыми целями, а дисциплина держится на авторитете лидеров. Однако и проблемам семейного воспитания великий педагог посвятил немало трудов, поскольку, по его собственному мнению, «дети, имеющие семью, нисколько не легче и не проще беспризорных».

«Любовь нужна требовательная»

А вот и некоторые из воспитательных идей А.С. Макаренко, которые – мы уверены – будут интересны и современным родителям:

– Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны и, значит, и историю мира.

– Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания.

– Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.

– Любовь нужна требовательная.

U.S. Army / Flickr / CC-BY-2.0

– Мы требовать должны, но предъявлять исключительно посильные требования... Всякое превышение может только калечить.

– Наказание – это не только право, а и обязанность в тех случаях, если наказание необходимо.

Я решительно не рекомендую применять в области труда какие-либо поощрения или наказания.

– Я считаю, что дети даже толкать не должны друг друга. Они должны двигаться целесообразно. Никаких бесцельных движений. <…> Вообще воспитание сдержанности, торможение движений – прежде всего.

Точный режим детского дня – совершенно необходимое условие воспитания.

– Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.

«Главный смысл семейной жизни - воспитание детей»

Василий Александрович Сухомлинский – советский педагог-новатор, публицист, писатель. Большую часть своей жизни он проработал директором школы в украинском поселке Павлыш, где и реализовывал свои многочисленные профессиональные идеи.

Своим учителем Сухомлинский называл Макаренко, но был сторонником воспитания с акцентом на внимании к каждому ребенку, к его индивидуальным особенностям и потребностям.

В центре педагогической системы Сухомлинского – доброта и уважение к каждому ребенку, создание благоприятных условий для формирования в нем гармоничной личности. За подобные воззрения в советские годы его обвиняли в антиколлективизме и «абстрактном гуманизме», сегодня же он – признанный классик гуманной педагогики. По его мнению, «главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».

«Детство не должно быть постоянным праздником»

Быть может, и нам удастся почерпнуть для себя что-то полезное из высказываний этого замечательного педагога:

Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин.

– Зло утверждается само, достаточно не учить ребенка ни добру, ни злу.

– Детство не должно быть постоянным праздником – если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда.

Не бойтесь пота и мозолей на ладонях у вашего ребенка. Пока живет человечество, тонкая, чуткая, нежная душа будет воспитываться только трудом, которому сопутствуют усталость, пот, мозоли.

– Умение управлять желаниями – в этой, казалось бы, самой простой, а на самом деле очень сложной человеческой привычке – источник человечности, чуткости, сердечности, внутренней самодисциплины, без которой нет совести, нет настоящего человека.

– Некогда воспитывать сына – значит некогда быть человеком.

Sarah / Flickr / CC-BY-2.0

– Нравственный облик личности, в конечном счете, зависит от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребенок не узнал, что такое горе, обиды, страдания, он вырастет эгоистом, будет глухим к людям.

– Пусть с юных лет в сердце ребенка живёт тревога за родную мать, отца, бабушку и дедушку; пусть грустит и болит детское сердце, если у родных что-то неблагополучно, пусть ночью не спит ребенок, думая о матери и отце. Не оберегайте его от этих тревог, от этой боли: будете оберегать, вырастет человек с каменным сердцем, а в каменном сердце нет места ни для сыновней преданности, ни для отцовской ласки, ни для великих идеалов.

Там, где все строится на наказаниях, нет самовоспитания, а без самовоспитания не может быть нормальным и воспитание вообще. Не может, потому что наказание уже освобождает воспитанника от угрызений совести, а совесть – это главный двигатель самовоспитания.

Также читайте о том, почему мы избаловываем детей и как этого избежать.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
72
Надежда Климова
Доктор Спок тоже много рассуждал на тему воспитания. Со своими детьми он не ладил. Поменьше надо слушать посторонних воспитателей. Безграничная любовь, терпение - вот две составляющие в воспитании успешного удачного ребёнка! И не надо нам тут говорить про Испанию. Мы не они. А они не мы!
СсылкаПожаловаться
Алена Иванчук
В ответ на комментарий от Елена Ланина История переписки2
Елена Ланина
Всем бы педагогам быть такими как Антон Семенович Макаренко! Истинная значимость и роль Макаренко заключается на мой взгляд в следующем:
«Ученые заявили, что при традиционном педагогическом подходе мозг человека используется лишь на пять процентов. Всем здравомыслящим людям было понятно, что оставшиеся 95% возможностей человека просто теряются. Стало ясно, что, возможно, этот неведомый потенциал используют и раскрывают методы и идеи А.С. Макаренко, который превращал малолетних преступников и «трудных подростков», по сути, в социально одаренных людей, способных ещё до совершеннолетия не только учиться, но и, одновременно, вдохновенно и увлеченно трудиться на производстве, полностью обеспечивать себя материально. … Величие А.С. Макаренко состоит в том, что он изобрел, описал в своих книгах и доказал на практике, что существуют методы для того, чтобы раскрывать или реабилитировать потенциал, одаренность детей не в единичном, а в массовом порядке: в колониях и школах!
Пример А.С. Макаренко вдохновлял многих педагогов, не желающих видеть, как в детских садах и школах гибнет 95 % интеллектуальных, духовных и нравственных возможностей человека». –см. в книге: П.В.Тюленев «Как воспитывать детей одарёнными в эру Человека Развитого с использованием идей и достижений А.С. Макаренко», стр. 6
СсылкаПожаловаться
А что вы его хвалите?уже эта фраза, что он считает, что дети не должны баловаться, бегать настораживает. и по лицу у него видно, что он был весьма недобрым человеком, мягко говоря.
СсылкаПожаловаться
Galina Terpugova
В ответ на комментарий от Ведьма_По_Месту_Жительства
Ведьма_По_Месту_Жительства
Мне кажется, что всё это чисто российские, точнее советские и постсоветские методы.
Смотрю на детей в той же Испании и вижу насколько они более расскованы, послушены, насколько они нежны с близкими и просто окружающими.
Даже наша соседка в России, имея внучек живущих в России и внучку живующую в Ирландии, говорит внучка из Ирладнии более послушна, спокойна, более адекватно идет на контакт.
Хотя многие говорят, что заграницей детей балуют, все дозволенность и т.д. но при этом семьи, в той же Испании, очень сплаченные, дети нежные, послушные, а самое главное уверенные в себе и счастливые.
России пора отходить от старых методов воспитания
СсылкаПожаловаться
Самый разумный комментарий!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru