Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Игры для детей от восьми лет: зашифровываем слова и тренируем грамотность

Большинство детей делают ошибки на письме. Многие ошибаются даже в самых простых словах, не говоря уже о словах иностранного происхождения и именах собственных. Это всем известно. Как известно и то, насколько трудно и скучно тренировать грамотность. А вот если играть в эту игру - может получиться весело.


Фото: Legion-Media.Ru

Навык

Кстати, помимо грамотности, игра напоминает детям некоторые простейшие знания по лингвистике (разные категории букв русского алфавита, что такое дифтонги, как составляются слоги в словах), и тренирует память.

Инвентарь

Для игры понадобится большая куча каких-нибудь цветных кусочков, например, счетных палочек или мозаики. В наборе должно быть не менее 5 цветов. Можно использовать цветные скрепки, бумажные наклейки, бусины, и даже пуговицы. Я вот, например, брала прямоугольные фишки пяти цветов: красные, синие, зеленые, желтые и серые. Играть можно с любым количеством участников. Один водит, остальные угадывают.

Правила

1. Сначала договариваются о значении каждого цвета. Цвета обозначают разные буквы. Обратите внимание: не звуки, а буквы. Мы играем в то, как пишутся слова, а не в то, как они произносятся, это важно.

Пять цветов обозначают разные виды русских букв: обычные гласные, гласные-дифтонги, звонкие согласные, глухие согласные, знаки.

2. Выбирается группа слов, которую можно загадывать. В самом начале, когда ребенок только учится играть, это может быть что-то очень простое и ограниченное, например, времена года. Их названия могут быть выложены фишками вот таким образом:

Удвоенные красные и желтые фишки - это ударные гласные.

3. Игроки загадывают друг другу слово из выбранной группы, выкладывая его буквенную структуру фишками. К примеру, слово весна выложено в следующем порядке: звонкая согласная, гласная-дифтонг, глухая согласная, звонкая согласная, обычная гласная под ударением.

Конечно, времена года и выложить и отгадать достаточно просто. Но, когда ребенок научится на простых примерах, игра усложняется. Например, можно договориться загадывать животных:

4. Вероятно, правильно выкладывать слова еще труднее, чем угадывать слово по структуре. Если тот, кто водит, делает ошибку при выкладывании слова, он теряет очки. Тому, кто отгадал - очки добавляются, и он водит следующим.

5. Дети постарше могут загадывать друг другу, например, названия городов.

Это уже весьма и весьма сложно. Тут очень вероятны дублирования структуры (например, Дублин и Лондон обозначаются одинаково - в таком случае любая отгадка идет в зачет), а некоторые структуры отличаются друг от друга минимально (например, Лондон отличается от Мадрида только ударением, а Берлин - только первой гласной).

Очень длинными и сложными последовательностями выкладываются Копенгаген, Стокгольм, Рейкъявик. Нужно ввести шестое цветовое обозначение для дефиса, чтобы можно было загадывать такие города, как Нью-Йорк или Санкт-Петербург. Получается вполне сложная игра для подростков и юношей.

6. Группы слов, в которые можно играть таким образом, разнообразны: от овощей и фруктов для малышей до названий звезд и созвездий для старших детей. Однако, некоторым нравится разновидность этой игры, когда группа не задается вообще.

Тогда любое слово, точно соответствующее выложенной структуре, приносит очки игроку, - однако если предложенное им слово не соответствует структуре - он очки теряет. Если играет несколько подростков, можно выложить на столе одну, достаточно простую, структуру, - и по очереди придумывать все новые и новые слова, подходящие под нее.

Кто не смог придумать слово в свою очередь, или ошибся, - выбывает из игры.
Например, трудное задание. Выкладывается слово чайник:
Зеленый + сдвоенный красный + синий + синий + красный + зеленый
Под эту схему подойдут также слова козлик или саммит, но не подойдут похожие слова формат (не там ударение) или бантик (звонкость согласных).

Задание попроще. Дом:
Синий + сдвоенный красный + синий
Под эту схему подходят слова: год, гул, мор, Бог, вид, Рим, гам, лаг, луг.
Неправильным выбором были бы слова: тон, тир, сок, лук, мак.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
6
Амина Ибраева
не черта себе как много
СсылкаПожаловаться
Лариса
В ответ на комментарий от Лариса
Лариса
Нечто похожее я использовала чтобы скорректировать у своего ребенка дисграфию (тренировала орфографическую зоркость и фонематический слух) http://www.liveinternet.ru/users/4913329/blog/# - последняя запись - "фантазии на тему "КАК помочь ребенку запомнить буквы , разницу между разными слогами (и их звуками) , а предпоследняя- действительно реальный опыт.
СсылкаПожаловаться
http://www.liveinternet.ru/users/4913329/post243831704/ - из личного опыта
СсылкаПожаловаться
Лариса
Нечто похожее я использовала чтобы скорректировать у своего ребенка дисграфию (тренировала орфографическую зоркость и фонематический слух) http://www.liveinternet.ru/users/4913329/blog/# - последняя запись - "фантазии на тему "КАК помочь ребенку запомнить буквы , разницу между разными слогами (и их звуками) , а предпоследняя- действительно реальный опыт.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru