Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

День учителя: что мы ждем от педагогов сегодня?

5 октября в стране отмечается праздник, значимый и для детей и для взрослых – День учителя. В канун праздника подведены итоги конкурса «Учитель года России-2013». Лучшими педагогами России названы Ахбердило Ахбердилов из республики Дагестан, Владимир Кильдюшкин из Самары, Светлана Колесниченко из Ростовской области, Сергей Колпаков из Томска и Андрей Сиденко из Московской области.


Фотобанк Лори

Праздник День учителя отмечают по всей стране, и в каждом регионе по-разному: так, в Перми тысяча педагогов соревнуются в беге. Девиз «учительского супер-кросса»: «Нет – негативу, бежим за позитивом!». В Смоленске уже не в первый раз проводится централизованное шествие «Связь времен», где почетное место отведено учителям и школьникам города. В Верхней Пышме (Свердловская область) проходит «Открытый урок-2013», в рамках которого педагоги демонстрируют полезные навыки работы с детьми из «чужих» школ.

Казалось бы – профессия учителя, как и раньше, значима, а ее лучших представителей знает вся страна. Но почему же так много говорят о том, что уровень подготовки педагогов падает год от года, школьный учитель больше не является авторитетом для детей, а вся его деятельность сводится к механическому «натаскиванию» школьников на сдачу ЕГЭ? Да и Закон об образовании, вступивший в силу 1 сентября этого года, вызвал шквал критики. Можем ли мы надеяться на то, что положение педагогов улучшится, а вместе с ним вырастет и уровень их профессиональной ответственности? И что каждому ребенку в современной России повезет встретить своего Учителя? Именно так: Учителя с большой буквы, как многим из нас повезло в те времена, когда мы сами были детьми.

Плюс на минус: что получится в итоге?

На сайте Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» педагоги сами оценивают «вред» и «пользу» нового Закона об образований. Чего больше – судите сами.

Жирный «минус»:

В Законе нет понятий: школа, детский сад, ВУЗ. Они заменены на «образовательные организации, осуществляющие среднее, дошкольное и высшее образование». Эти организации отличаются от организаций, осуществляющих обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимающихся детским оздоровлением и т.д. То есть, налицо «смесь» понятий, что мешает правильному толкованию Закона.

Федеральная власть снимает с себя ответственность за сельских учителей: они должны получать оговоренные Законом льготы на оплату жилья исключительно от региональных властей. А здесь уж все зависит от доброй воли того или иного чиновника «на местах».

В Законе нет ни слова о возмещении расходов на методическую литературу. Получается, что учитель должен приобретать необходимые пособия сам?

Еще один спорный момент: способ разрешения конфликтов между педагогами и учащимися. Рассматривать такие споры теперь должна комиссия, состоящая из равного числа школьников, родителей и сотрудников школы. То есть, ученики, входящие в эту комиссию, получат право судить своего учителя.

Большой «плюс»:

Отныне образовательная организация должна предоставлять ежегодный отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств своим сотрудникам и представителям общественности. В Законе говорится об «информационной открытости образовательной организации»: то есть, вся бухгалтерия школы должна быть открытой и прозрачной.

Введена дисциплинарная ответственность школьников за несоблюдение ими своих обязанностей – от устного выговора до отчисления. Это тем более важно, что в последние годы в некоторых школах учителя стали, по сути своей, бесправным обслуживающим персоналом, не имеющим права даже сделать замечание хулигану-подростку.

Педагогическим работникам, участвующим в проведении ЕГЭ, выплачивается компенсация. Кроме того, дополнительное профессиональное образование учителя осуществляется за счет организации, где он работает. Таким образом педагоги получают стимул к дальнейшему профессиональному росту.

«Дорогой» мой учитель

Как говорил Конфуций, «задача учителя – открывать новую перспективу размышлениям ученика». Однако очень сложно выполнять эту задачу, когда все мысли преподавателя – о хлебе насущном. Ведь в последние десятилетия зарплата преподавателей была непозволительно низкой, а это никак не способствует полету творческой мысли, и снижает статус профессии в целом. Новый Закон об образовании такую ситуацию пытается исправить, а кроме того, в последнее время все больше распространяется система грантов и денежных поощрений для учителей – разумеется, в тех регионах, где власти смотрят в будущее. Например, в Чите уже четвертый год подряд мэр находит средства для премий лучшим работникам отрасли. В этом году размер учительского гранта составил ни много ни мало – 100 тыс. рублей.

Есть и регионы-«отличники», где заработная плата учителей превышает среднюю заработную плату в целом. Недавно Владимир Путин встретился с губернатором Ивановской области Михаилом Менем. Как сообщает «Российская газета», губернатор доложил главе государства, что средняя заработная плата в области – 18 076 рублей, а средняя зарплата работников образования – 18 325 рублей, «здесь такую планку взяли и выполнили», – сказал он.

Ну, наши-то учителя не бедствуют, это все больше разговоры. Вы только посмотрите, сколько стоит репетиторство по любому предмету, дерут ведь три шкуры
Alesiya VarnavskayaПользователь «Дети Mail.Ru»

Но, все равно, зарплата российского учителя не идет ни в какое сравнение с доходами их коллег из европейских стран. И это несмотря на экономический кризис, разразившийся во многих государствах шенгенского пространства. Во Франции, например, преподаватели не являются самыми высокооплачиваемыми работниками. Средняя заработная плата во французской школе – 1500 евро в месяц. Однако при выплатах рассматривают ученую степень и опыт работы. С учетом этого, учитель с пятилетним стажем легко может выйти на ежемесячный доход в 3000 евро.

Самые высокооплачиваемые педагоги работают в Люксембурге. Их среднегодовой доход составляет от 80 до 100 000 евро. А вот болгарские учителя получают самую маленькую зарплату в еврозоне, практически такую же, как в России.

Конечно, учить детей из одной любви к профессии – это замечательно. Но мало реалистично. Будем надеяться, что правительство окончательно утвердится в мысли о том, что вкладываться в образование – значит, вкладываться в будущее своей страны.

«Чтобы других научить, надо свой ум отточить»

Сейчас учитель – одна из самых распространенных общественных профессий. А ведь еще в начале прошлого века даже в европейских странах большинство людей решало задачи воспитания и обучения детей средствами народной или семейной педагогики. И лишь немногие очень обеспеченные семьи пользовались услугами частных учителей и гувернеров или образовательных учреждений (таких, как гимназии и лицеи в России, например).

С тех пор обучение в школах стало доступно всем, а педагогическая наука шагнула далеко вперед. Но на практике все чаще можно наблюдать, как учителя в погоне за результатом (все той же сдачей ЕГЭ), совершенно забывают о своих воспитательных задачах. Другая распространенная претензия к учителям – отсутствие энтузиазма и мотивации, так необходимых в этой профессии.

И все же, несмотря на всю критику, мы доверяем учителям и уважаем их. Это подтверждает беспристрастная статистика: согласно данным ВЦИОМ, школьным педагогам доверяют более 60% россиян. А это в три раза выше доверия населения по отношению к чиновникам. Профессия учителя самобытна, исключительна, и необыкновенно важна для всех. Ведь педагог призван управлять процессом формирования духовного мира нашего будущего – наших детей.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
178
Таня Судакова
Воспитание и образование начинается с семьи, затем детский сад, потом школа и так далее....но ответственными за детей должны быть родители, первые азы за ними!!!! Детский сад и школа --помогают!!! Только вот радости от педагогической деятельности я перестала получать, одно разочарование.....
СсылкаПожаловаться
Sonja Fischer
А почему вхождение в состав комиссии по решению конфликтов учеников это большой минус? Почему спор между учеником и учителем должен судиться односторонне? По-моему это очень хорошо, что будут входить ученики. Потому что наконец всё будет по честному, а не зависеть от произвола учителей
СсылкаПожаловаться
Ева *****
В ответ на комментарий от Нина Куликова История переписки19
Нина Куликова
Ева***** Как не пристойно!
СсылкаПожаловаться
что конкретно вам не понравилось? что учителя называют учеников стадом баранов или лодырями и бездырями? называют, но ведь это вроде как светоч науки и воспитанности, а потому говорить так про него не разрешается... светоч все таки хоть и хамло...
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru