Жителя Коми будут судить за покупку трекера для слежки за детьми

Мужчина хотел контролировать передвижение своих детей.

42-летний житель Сосногорска (Республика Коми) попадет на скамью подсудимых из-за приобретения в Сети GPRS-трекера. Он собирался использовать гаджет в качестве противоугонного для авто и для контроля за своими маленькими детьми.

Контент недоступен

По данным пресс-службы регионального следственного управления СК РФ, мужчину обвинили «в покушении на незаконное приобретение специального технического средства, предназначенного для негласного получения информации», пишет ТАСС.

Устройство с портативным радиомикрофоном и функцией передачи информации по сотовой связи житель Сосногорска приобрел в марте 2017 года, не имея на то соответствующей лицензии. В итоге GPRS-трекер у него забрали сотрудники таможенного поста в Екатеринбурге. Сейчас расследование уголовного дела завершилось, в ближайшее время житель Сосногорска представнет перед судом. По данным СМИ, мужчина уже признал вину.

Контент недоступен

Инцидент в разговоре с «Дети Mail.Ru» прокомментировал юрист «АМГ Партнерс» Владимир Цвингли. Он уточнил, что статья 138.1 Уголовного кодекса действительно запрещает «незаконные производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации». По словам юриста, согласно постановлению правительства РФ от 12.04.2012 N 287, разработкой, производством и реализацией таких специальных технических средств можно заниматься, только получив лицензию, выдачей которой занимается ФСБ.

Если тексту постановления следовать буквально, то приобретение любого оборудования, отвечающего определению из статьи 138.1 УК, не у лицензированного производителя, незаконно. Поэтому новости о том, что по этой статье кого-то осудили, например, за продажу или покупку брелоков либо ручек со встроенными фотоаппаратами или функцией аудиозаписи, можно встретить часто. По статистике Судебного департамента при Верховном суде, в год по статье 138.1 осуждают более 200 человек.
Владимир Цвингли
юрист «АМГ Партнерс» 

Цвингли, однако, напомнил, что в 2011 году Конституционный суд вынес постановление с толкованием упомянутой статьи, в котором определил, что преступлением является только незаконный оборот технических средств, предназначенных для тайного сбора информации о частной жизни, переписке, в общем — для нарушения прав граждан. Согласно тому же постановлению, устройства, которые «по своим техническим характеристикам, параметрам, свойствам или прямому функциональному предназначению рассчитаны лишь на бытовое использование массовым потребителем, не могут быть отнесены к специальным техническим средствам для негласного получения информации, если только им намеренно не приданы нужные качества и свойства, в том числе путем специальной технической доработки, программирования именно для неочевидного, скрытного их применения».

Значительная часть уголовных дел, о приговорах по которым сообщают в новостях, вообще не должна была бы возбуждаться, потому что речь в них идет о продажах предметов, явно не предназначенных для какой-то профессиональной шпионской деятельности, например, для оборудования чужой квартиры долговременной системой «жучков». Тем более если речь о трекерах, с помощью которых родители знают, где находятся их дети: это то самое «прямое функциональное предназначение».
Владимир Цвингли
юрист «АМГ Партнерс»

Юрист добавил, что хотя постановление Конституционного суда издано еще в 2011 году, правоохранительные органы и суды продолжают применять текст статьи 138.1 УК буквально, что приводит в том числе и к таким случаям, который произошел с жителем Сосногорска.