В России создается центр для оценки интеллекта у детей

Ученые Академии образования формируют базу данных, чтобы понять, глупеет ли человечество.

В Российской академии образования идет работа по созданию дата-центра для проведения исследований и сбора данных о психологических особенностях современных детей. Эта информация нужна для оценки изменений, которые происходят в ходе развития человека. Предполагается проведение многолетних исследований. Для сбора данных разрабатывается платформа с разнообразными психологическими тестами, включающими зрительные, пространственные и другие задачи. Дата-центр создается, в частности, для оценки интеллектуального развития.

Собирать и анализировать

Создание дата-центра входит в программу по развитию психологической службы в системе образования, об этом рассказал академик РАО, доктор психологических наук Сергей Малых. Для сбора данных, которые будут накапливаться в дата-центре, создается комплекс тестов: это и опросные листы, и специальные задачи для оценки внимания, пространственного мышления, памяти, сообразительности. После проведения их национальной стандартизации эти инструменты станут доступными для школьных психологов. В дата-центре будут накапливаться неперсонифицированные данные психологических измерений, которые необходимы для понимания тех изменений в развитии человека, которые происходят в современном обществе.

По словам Сергея Малых, создание дата-центра даст возможность достоверно оценить изменения, происходящие с современными детьми. Он пояснил:

Часто мы слышим по телевизору или читаем в газетах про то, что в обществе повысился уровень агрессии или, например, упал уровень интеллекта. Но ведь все эти высказывания голословны! Для того чтобы утверждать такие вещи, нужно проводить регулярные популяционные исследования в течение десятилетий. В России такие исследования никогда не проводились, потому что были очень дороги. Сейчас с возникновением новых технологий мы можем это себе позволить.

IQ норвежцев падает

Создание дата-центра, в частности, стало ответом на вызов, возникший в связи с недавней публикацией норвежских ученых. После анализа 730 тыс. тестов IQ, собиравшихся у поступавших на военную службу молодых людей в Норвегии с 1970 по 2009 год, был сделан вывод о снижении интеллекта норвежцев в среднем на семь пунктов за поколение. Многие российские социологи говорят о похожих процессах, которые ученые называют антиэффектом Флинна (эффект Флинна — феномен, выражающийся в постепенном повышении показателей IQ, который наблюдался на протяжении всего ХХ века).

Так, исполняющий обязанности директора Института психологии РАН, член-корреспондент РАН Дмитрий Ушаков рассказал о результатах оценок IQ молодых россиян, детство которых пришлось на 1990-е годы. По его мнению, тут также можно говорить о снижении интеллекта. Правда, потом поколение 2000-х демонстрирует его рост.

Конечно, хотелось бы проводить такие оценки на более солидных выборках, пока мы очень осторожно можем сказать, что видим эти колебания. Если же говорить о снижении уровня интеллекта у всего человечества, то это не совсем так. Всё же в источниках приводятся данные по Северной Европе. Нельзя говорить, что человечество глупеет в общем. В других географических зонах мы продолжаем фиксировать повышение показателей IQ, то есть эффект Флинна.
Дмитрий Ушаков
и.о. директора Института психологии РАН, член-корреспондент РАН

Причины поглупения

По словам ученого, до сих пор для специалистов не вполне ясны причины прямого эффекта Флинна, поэтому трудно говорить и об обратном. Но обычно этот эффект связывают с естественным ухудшением интеллектуальных характеристик популяции всей планеты в связи с тем, что население высокоразвитых стран размножается гораздо хуже стран третьего мира. Это явление называется дисгенией.

Такая корреляция существует как у мужчин, так и у женщин: чем умнее представитель того или иного пола, тем меньше у него детей. И наоборот, чем более низким IQ обладает человек, тем у него детей больше. Конечно, эта взаимосвязь не абсолютна — она видна лишь на общепопуляционном уровне. Тем не менее «интеллектуальные потери» вполне можно подсчитать, и эти подсчеты подтверждаются замерами социологов.

Почему умные плохо размножаются? Есть некая биологизаторская теория. Существует два вида выживания. Один связан с большим количеством потомства, за которым не следят. Так выживают, например, мухи. А есть другой тип — и человек тут является ярким примером. Этот биологический вид имеет мало потомков, но о потомстве своем заботится. И чем интеллектуальнее индивидуум, тем важнее для него потомок, тем ответственнее он относится к его воспитанию и образованию, тем сложнее ему согласиться на этот шаг. С другой стороны, эту обратную корреляцию можно объяснить и социальными факторами, например, интеллектуальные люди больше вовлечены в профессию, нежели в домашние дела.
Дмитрий Ушаков

Потребительство и гаджеты

Доктор социологических наук, руководитель Аналитического центра стратегических социальных и политических исследований Института социально-политических исследований РАН Виктор Левашов считает, что сейчас в мире существует несколько тенденций, касающихся развития интеллекта. И одна из этих тенденций действительно связана со снижением его уровня.

Дело в создании глобального потребительского общества. Люди, которые продвигают эту модель, говорят, что мы должны воспитать грамотного потребителя. И он должен грамотно потреблять те продукты, которые ему предложены. Кстати, в базовых документах российского современного образования записаны эти же идеи. Но мы только начинаем получать результаты работы этих установок, а где-то — например, в Северной Европе — они уже сработали. Но модель общества потребления имеет конкретные временные рамки — она появилась именно сейчас, в конце ХХ — начале ХХI века. И скоро неизбежно исчезнет. Общество потребления расточительно до такой степени, что ресурсов планеты просто на всех не хватит.
Виктор Левашов

Кроме того, как считает социолог, важным фактором снижения интеллекта является цифровая революция — повсеместное распространение гаджетов. Появилась возможность сжимать огромные массивы информации и передавать их на огромные расстояния. В результате люди существуют в потоке информации, не имея возможности ее осмыслить, им не хватает на это времени. Насыщение мира игровыми гаджетами, возникновение сетевых магазинов, социальные сети — всё это втягивает человека в процессы, которые не способствуют повышению интеллекта.

А как в России?

По словам доктора социологических наук Михаила Черныша, исследования, проведенные в Институте социологии РАН, говорят о том, что утверждение о снижении уровня интеллекта российских граждан весьма сомнительно.

«C моей точки зрения, нельзя работать с такими маленькими фрагментами времени, — как это делают норвежские ученые, которые оценивают промежуток с 1970 по 2009 год. А вот если взять российскую историю с ХХ по ХХI век, то получится, что от крестьянской страны с низким уровнем развития мы перешли к государству, в котором около 40% населения имеет высшее образование. А все-таки для того, чтобы получить высшее образование, необходим некоторый интеллект. Считается, что чем более развито формальное образование в стране, тем более высокий уровень IQ имеет население. Например, в прошлом население Африки считали отстающим в интеллектуальном развитии. Нынешние исследования показывают, что средний уровень интеллекта среди африканского населения постепенно растет по мере внедрения формального образования», — говорит Чернышев.

К сожалению, исследованию норвежских ученых, основанному на анкетах 730 тыс. реальных людей, в России пока можно противопоставить только общие рассуждения и небольшие работы, основанные на опросах малой выборки. Для того чтобы говорить о снижении или повышении уровня интеллекта, необходимо иметь историю наблюдений, которой в России нет. Именно для того, чтобы создать такую историю, — учеными Российской академии образования создается дата-центр.