В России молодые педагоги учат по старинке

Российские молодые учителя из-за плохой подготовки в институте боятся осваивать современные методики преподавания, что отражается на качестве образования их учеников.

Какой учитель лучше – молодой выпускник пединститута, горящий желанием учить детей по-новому, или опытный, преподающий по старинке? Многие родители хотят, чтобы их ребенок обучался у молодого учителя, применяющего современные педагогические технологии, однако, как это ни парадоксально, в российских школах дело обстоит ровно наоборот – молодые учителя учат по-старому, а их старшие коллеги активно осваивают новые методики.

Lori
Lori

Об этом рассказали в своей статье «Профессиональное развитие и подготовка молодых учителей в России» специалисты из Высшей школы экономики Марина Пинская, Алена Пономарева и директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий.

Авторы статьи опросили учителей 200 российских школ, причем в каждой из них были опрошены по 20 учителей и директор, итого свыше 4 тысяч респондентов. При сравнении двух возрастных групп учителей – молодой (до 29 лет) и зрелой (40-59 лет) – оказалось, что опытные учителя гораздо чаще молодых используют современные методы преподавания – установку на активное обучение (когда дети сами находят решение задач), применение учениками информационных технологий для работы в классе и дома, обучение детей самостоятельному анализу своих достижений.

Причины того, что молодые педагоги недостаточно владеют современными формами обучения, лежат в архаичности системы профессиональной подготовки учителей в России, пришли к выводу авторы статьи. За последние три десятка лет программа обучения учителей в стране почти не изменилась. В ней слишком много теории, а на рабочем месте начинающий педагог не всегда может доучиться, он просто не успевает осваивать современные методики преподавания. В итоге уроки молодыми преподавателями ведутся по старинке, что мешает их ученикам достичь большего, получить максимум знаний, умений и навыков. При этом за рубежом дело обстоит по-иному – обучение прямо в школе стало ядром программ подготовки педагогов, что помогает им на практике осваивать все инновации.