Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Новости, , Forbes

В первый класс: почему дети не хотят идти в школу

Система российского школьного образования безнадежно устарела, поэтому именно на родителях лежит ответственность за то, какие знания останутся у ребенка в голове.


Matwey / Фотобанк Лори

Первое сентября, один из самых любимых и желаемых праздников в жизни советских семей, для современных российских родителей и детей превратился в самый большой страх жизни. На родительских форумах активно обсуждаются истории, как на второй день занятий новоиспеченные первоклашки на просьбу родителей просыпаться в школу с недоумением отвечают: «Зачем, мы же один раз туда сходили, хватит!». А дальше начинается настоящая головная боль родителей: придумать мотивацию, чтобы ребенку было интересно и объяснить, почему от полей в тетрадке важно отступать именно четыре клетки, а не три.

Самая большая проблема современной российской школы в том, что она перестала быть интересной ребенку. Да и назвать ее современной можно очень условно. К примеру, если открыть учебник по окружающему миру для начальной школы, в главе про гаджеты изображен телевизор, допотопный компьютер, но нет планшета и смартфона, хотя многие современные дошкольники знакомятся с этими предметами чуть ли не раньше, чем с горшком.

Наверное, многие видели, как дети пытаются раздвинуть пальцами и увеличить картинку в журнале или книге, искренне недоумевая, почему не получается. Старшее поколение эти сцены обычно страшно возмущают, но такова реальность и бороться с ней уже бесполезно. Скучные серые учебники проигрывают миру digital-технологий.

Но дело даже не в техническом оснащении школ, устаревших учебниках и программах, а в самом подходе. В России школа очень академична и традиционна: упор делается на дисциплину, строгое выполнение правил, оформление, оценки и регламент. Некоторые эксперты считают российское образование одним из лучших в мире именно благодаря его академичности. Однако очевидно, что при всех плюсах нашей системе не хватает гибкости и адаптации под современные реалии.

Изменились не только технологии, изменились и сами дети. Если ключевым словом для советских школьников было слово «надо» и здесь систему мотивации придумывать необходимости нет, то современные дети, воспитанные в концепции свободной личности, рассуждают категориями «нравится и не нравится», «хочу и не хочу». Их не пугают плохие оценки, вызов в школу родителей, напротив, разговор с директором — это хороший повод снять vlog для YouTube и собрать кучу лайков.

Родители, которые имеют финансовую возможность, все чаще задумываются об альтернативных школах, семейном или заочном обучении, а среди подростков все популярнее становится экстернат. Акцент делается в первую очередь на желании и интересе самого ребенка, а не навязанных извне требованиях.

Такая тенденция наметилась не сегодня: еще в 1921 году в Великобритании Александр Сазерленд Нилл создал школу «Саммерхил», основная идея которой заключается в том, что ученики сами определяют, какие уроки им посещать. Здесь не ставят оценки, а прогуливание уроков не наказывается. Надо сказать, что, несмотря на обрушившуюся критику, школа существует до сих пор, и дети успешно получают в ней образование. Это может удивить любителей дисциплины, но никто из учеников не захотел целыми днями валяться на диване или играть в компьютер, потому что победило любопытство и естественное стремление ребенка к получению новых знаний.

В России становится все больше сторонников альтернативного образования именно из-за накопившихся к школе претензий.

К примеру, одна из наиболее частых проблем, о которой говорят родители первоклассников — большое количество учеников в классе. Когда в помещении одновременно находится 30 и более детей, учитель просто не успевает уделить всем достаточно времени. Такая ситуация приводит к тому, что учителям приходится оставлять материал для освоения дома.

lana1501 / Фотобанк Лори

Дома, как правило, детям нужна дополнительная помощь родителей, потому что многие задания рассчитаны на работу со взрослыми. Родители сейчас остро ощущают, что именно на них лежит большая ответственность за образование детей несмотря на то, что они каждый день посещают школу, ведь приходится ежедневно выступать менеджером всего образовательного процесса. Многие россияне, которые переезжают в США, с удивлением обнаруживают, что их не пускают в школу без особого повода, а на все вопросы и претензии отвечают: «Это не ваша проблема, мы разберемся сами». В Финляндии, к примеру, на уроке детям дают максимум информации, а дома они занимаются тем, что им интересно. Совместные с родителями проекты носят скорее рекомендательный характер и направлены на улучшение отношений и сближение, а не на «обязаловку».

В современной школе должны быть современные педагоги. Это возможно только тогда, когда они учатся на протяжении всей жизни. В Дании, Финляндии, Норвегии, Швеции и многих других европейских странах предусмотрено выделение значительной доли рабочего времени на повышение квалификации и профессиональное развитие учителя.

Во многих европейских и азиатских странах в течение дня и в течение недели на работу с учениками тратится меньше половины всего рабочего времени, в то время как остальные часы тратятся на те виды деятельности, которые позволяют учителю профессионально расти, например, на коллегиальную работу по подготовке уроков и их анализу. В Южной Корее, Японии и Сингапуре на работу с учениками вообще уходит только треть рабочего времени. В остальные же рабочие часы учителя находятся вместе в общем офисе, своеобразной учительской, которая предназначена для того, чтобы коллективно планировать занятия, делиться профессиональными идеями и совместно учиться.

Подобные практики распространены и в европейских странах: в Дании, Норвегии, Бельгии, Швейцарии. В Финляндии, например, один день в неделю выделен специально для того, чтобы учителя могли совместно разрабатывать учебные программы. Даже учителя из разных школ, располагающихся в одном муниципалитете, часто работают вместе, делясь рабочими материалами. Все это, в первую очередь, помогает освоиться и «влиться» в профессию молодым педагогам. Однако такая коллегиальность на пользу и опытным учителям. В российских реалиях сложно представить, что две трети времени учителя тратят на свое саморазвитие и оттачивание профессионализма, а не на проверку тетрадей, заполнение всевозможных отчетов.

Понятно, что в одночасье российскую школу мы не поменяем. Но уже сегодня вы можете помочь своему ребенку с интересом влиться в образовательный процесс.

Во-первых, смиритесь с тем, что на протяжении 10−11 лет вы скорее всего будете менеджером образовательного процесса и ответственность на школу вам переложить не получится. К сожалению, не здесь и не сейчас. Однако на помощь вам придут технологии. Сейчас очень много лекций выложено в интернет, развиваются платформы для дистанционного обучения. Даже к ЕГЭ можно готовиться через YouTube.

Во-вторых, делайте акцент на развитие практических навыков. Понятие профессии в современном мире постепенно стирается, на первый план выходят навыки и умения, поэтому школьники в первую очередь должны уметь находить нужную им информацию, перерабатывать ее, учиться чему-то новому самостоятельно.

Для первоклассника уметь пользоваться поиском Google сегодня так же важно, как умение писать и читать.

В-третьих, не торопите своих детей. Сегодня многие приходят в первый класс школы предварительно прослушав курс китайского языка для начинающих, освоив программу ментальной арифметики и прочитав список литературы для старшеклассников. Ведь родители руководствуются принципом «после трех уже поздно». Остановитесь. Дайте возможность своему ребенку оставаться ребенком, и тогда возможно он не будет скучать в школе.

Автор: Валерия Касамара — руководитель Научно-учебной лаборатории политических исследований НИУ ВШЭ.

Читайте также: 5 ошибок, которые делают родители первоклассников.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
31
любовь ямская
В ответ на комментарий от Happy Lady История переписки2
Happy Lady
+10000
К тому же,если родители уверены,что большинство учителей-"уроды не учат,а тупят детей от этого дети теряют интерес к школе ",то и дети так же будут думать.И ни о каком уважении к учителям и речи быть не может с таким подходом.Родители должны сами воспитывать своих детей,а уже учителя давать знания.
СсылкаПожаловаться
учитель должен донести ребенку знания так,что б ребенку не приходилось оказываться в тупике от ни понимания школьной темы.
СсылкаПожаловаться
любовь ямская
В ответ на комментарий от Very Vers
Very Vers
Система российского школьного образования безнадежно устарела? Вы еще не видели что в африке твориться или в американских гетто. Но это не мешает учиться тем кто хотят. "Система образования устарела" это не отмазка что бы не заинтересовывать ребенка, виноваты именно родители и как правило это те кто родился 1985-1990, это потерянное поколение не хотят ничего делать и развивать детей, так как сами росли в плохой обстановке. Образование достаточно дает если есть желание, все основы физики, химии, биологии, математики и других важных предметов для современного видения мира для жизни школа дает! Виноваты только родители.
СсылкаПожаловаться
В чем родители виновны? В том-что отстояв на работе за станком более восьми часов и спешат домой,что бы помочь своему ребенку объяснить и закрепить школьный материал,как бы сделать всю учительскую работу. А учитель,только юбку протирает сидя на стуле и получает зарплату.
СсылкаПожаловаться
Irene West
В ответ на комментарий от Very Vers
Very Vers
Система российского школьного образования безнадежно устарела? Вы еще не видели что в африке твориться или в американских гетто. Но это не мешает учиться тем кто хотят. "Система образования устарела" это не отмазка что бы не заинтересовывать ребенка, виноваты именно родители и как правило это те кто родился 1985-1990, это потерянное поколение не хотят ничего делать и развивать детей, так как сами росли в плохой обстановке. Образование достаточно дает если есть желание, все основы физики, химии, биологии, математики и других важных предметов для современного видения мира для жизни школа дает! Виноваты только родители.
СсылкаПожаловаться
У тех, кто родился в этот промежуток времени, простите, дети либо младшие школьники совсем, либо ещё в саду/детей нет,пожтому судить о ни, как о родителя школьников со стажем, как минимум, странно.
Если у вас, канешн, не окружение тех, кто рожает в 18 преимущественно.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Татьяна СмирноваАд в доме. Невроз. Поговорите со мной...
Ровно месяц с моей последней темы. Живётся мне крайне плохо в собственном доме. Я стала психом. Что же мне делать и как жить? Риторические вопросы...
немного предистории https://deti.mail.ru/forum/semejnye_otno...
1,5 мес назад нас выписали из больницы. С одной стороны бабушка ходит с ходунками по квартире, сама кушает, меряет давление и пьёт таблетки. с другой стороны у неё не появляются новые бытовые навыки(чтоб она смогла вернуться домой и там жить) и едет крыша периодически... Или может это у меня крыша едет...
Нормально мы не общаемся, она меня ни о чём толком не спрашивает. Вернее, ей интересны ТОЛЬКО её вопросы и я должна их мусолить бесконечно. Причём бесконечно помогая ей,  не слышу благодарности никогда. Я всё делаю по дому, я бесконечно общаюсь с врачами(терапевт по давлению, уролог по моче, травматолог и инструктор ЛФК по ноге, невролог по голове и прочее) и пытаюсь вернуть её к нормальной жизни. с родными в разговорах её интересы на 1 месте. Живём мы вдвоём, через день нас навещает мой больной папа. Но все заботы на мне. На постоянную сиделку нет денег, разовые сиделки вопросы не решают.
Её постоянно волнует денежный вопрос. Так получилось, что пенсия ей идёт на сберкнижку, там сейчас не начисляют проценты. Более того, доверенность только на мою сестру, которой по барабану на бабушку и живёт она в др.городе. Она постоянно трясёт этими книжками, ноет, что её деньги пропадают без процентов. Я ничего не могу сделать, хотя сейчас пытаюсь перевести её пенсию на др.счёт, чтоб хотя бы у папы была доверенность.
Второй острый вопрос - её запоры. 18 лет назад ей сделали операцию на кишечнике и он работает "по своим законам". У неё неделями бывают запоры, неделями поносы(простите за подробности). Ежедневно она нудит об этом. Запоры чаще. она постоянно просит слабительное. не даю часто, я плохая, она же живёт с запором. прорвёт понос, тоже я плохая, даю слишком много. Врачи давно на неё махнули рукой в этом вопросе. Её постоянно не устраивает еда. Если у неё запор, то это от еды. Если понос, то тоже от еды. Если у неё запор, то она может ковыряться в *опе, потом везде хватается этими руками. Более того, она порой ранит прямую кишку ногтями. и говорить бесполезно, меня она не слышит. Но при этом мы ежечасно обсуждаем её какашки, сил нет...Она ночью ходит на переносной унитаз, но увы...часто садится на закрытую крышку и всё течёт мимо.
Ору конечно, толку нет...Причём при каждом скандале, она меня обвиняет, что я её обманула. Она думала, что уйдёт домой и будет жить как и прежде, на своих ногах. Она говорит, что ей очень плохо со мной жить и она хочет покончить жить самоубийством, но не может, т.к. у неё уже есть грехи(аборты). Девочки, вот при чём здесь я...
Последние дня у нас страшный скандал, она решила, что я её травлю таблетками. Ей врач посоветовал мексидол и аспаркам и гинко билобу попить. Вернее мне посоветовали, я поставила бабушку в известность (она согласилась), купила и ей начала давать. Она начала пить и заявила, что я ей должна офиц.мед.заключение дать. Она пересчитала даже кол-во таблеток в банке и сочла, что я их подменила. и вообще, я вру...типа я навешиваю лапшу ей на уши, а чуда с её выздоровление не происходит. Нет терпения моего, ору конечно, толку нет...Сегодня спрятала я все таблетки, больше не хочу её лечить, надоело...
Почти ежедневно она себя накручивает до давления 180-190, я прихожу и меня накручивает(откуда столько сил?). Она как скрытый домашний тиран, причём она не орёт и не оскорбляет меня, но выводит постоянно...Когда приходят гости, она вся такая бабулька-одуванчик. Мне наверное никто не верит..
Через 2-3 недели я ложусь на операцию, через 3 недели папа ложится на операцию.
Я не могу сейчас заняться вопросами её переселения, нет времени и сил. Повторюсь, сиделку круглосуточную не могу потянуть финансово. Вот что мне делать...
как не сойти с ума, у меня своих проблем хватает. Папу мне тоже жалко, ему сделали 3 операции в январе, у него сложнейшая реабилитация, снова готовится к операции, сейчас лежит в больнице с сердцем.
Дура я, девочки, что всё это затеяла изначально...надо в приоритете бороться за молодые жизни, как это не страшно звучит...Простите за сумбурное изложение
824
Львица СтрастнаяРаздражительная ватрушка о самосознании.
Не устаю удивляться, но правда с весенним раздражением. Веснааааа, авитаминоооооз)))
* Меня воспитывали в советской школе. И я точно впитала, что человечество, и я в частности))), -  высшая ступень эволюции! И на те вам новость- муравьишки узнают себя в зеркале!  Я раньше только про дельфинов и обезьян слышала...Ну вот как мне перестать постоянно представлять, как их мужчины поправляют усики, а женщины подбирают помаду?! ))) Оказалось у муравьев есть зачатки самосознания! (скучным голосом...самосознание-сознание своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным, психикой).
Только я выдохнула... Бац-и рыбки обладают самосознанием! Японские биологи обнаружили:  если нанести на рыбку губан-доктор (10 см длина) несмываемой краской пятно, то она ведет себя как дельфин! Старается рассмотреть пятно, а потом стереть его с себя о кораллы или камни. Если же зеркала рядом нет или если пятно нанесено незаметной краской, поведение губана не меняется. То есть рыбка, видя в зеркале пятно, понимает, что это пятно находится на ней, а значит, узнает себя! ))) То, что самоузнавание доступно каким-то там рыбам, не на шутку шокировало биологов. Теперь им нужно либо признать, что многие живые существа куда умнее, чем мы о них думали, либо пересмотреть определение самоузнавания.

**Раздражение мое после выхода фильма-разоблачения о М. Джексоне. Оказалось он педофил! -со слов выросших детей, отдыхавших в его замке много лет назад...Но еще при жизни "лунопоходца" все подозрения  с него снял суд.  Дети пострадали? Рассказывают очень убедительно...Но надо ли запрещать его творчество?  Как бы все не возмущались и не делились на "козел, прям убила бы еще раз" И "ох, он гений-а гении так не могут".... "луноходец" уже вписал себя в историю. На его творчестве выросло ни одно поколение обычных людей и звезд поп культуры. А меня во всей этой истории рздражает, возмущает поведение родителей "пострадавших" детей. Точнее -мамашек. Именно они для меня монстрихи! Детей младше 10 лет приглашает звезда. И у этих псевдоматерей начисто сносит башню от тщеславия. Прикоснулись к славе звезды. А там и дома дарили им, оплачивали переезды и проживание...А условия железные были- дети  жили отдельно от маман! Эти дети жаловались потом своим матерям и получили как минимум холодное равнодушие...

***И небольшое удивление ...Только недавно нас убеждали, что люди предпенсионного возраста ого-го как крепки и рано им еще на пенсию...Как вдруг приняли закон об алиментах. Эти "энергичные" предпенсионеры могут подать алименты на детей, братьев и сестер и даже бывших мужей. Просто прелестно!)))

Ватрушка болтательная...Для вас виновен Джексон? Музыку его надо запретить? И как вы теперь будете есть  рыб и животных? У них самосознание!!! Или высшей ступени эволюции надо есть низших, чтоб оставаться на вершине?!
P.S. Сына, около 4 лет, убедила, что не буду подавать на него о взимании алиментов)))
360
Katena_a_aКогда ребенок становится взрослым? Ученые назвали новый возраст.
Нейробиологи утверждают, что новое понимание того, как устроен и развивается мозг на протяжении жизни человека, имеет серьезные последствия для общества. И хотя юридически мы достигаем совершеннолетия в 18 лет, это не тот возраст, когда мы становимся взрослыми. В 18 лет мозг все еще претерпевает изменения.
Выступая на международной нейробиологической встрече, организованной Академией медицинских наук в Оксфорде, профессор Питер Джонс из Кембриджского университета сказал: «Не бывает резкого перехода из детства во взрослую жизнь. Поэтому определение возраста совершеннолетия выглядит все более абсурдным».
Профессор Дэниел Гешвинд из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе подчеркнул, что мозг у каждого человека развивается индивидуально, и системы образования ошибочно фокусируются на группах, а не на отдельных людях: «Все траектории развития индивидуальны. И могут занимать десятилетия».
Если выходки двадцатилетних кажутся вам ребячеством, перестаньте беспокоиться. Потому что мы по-настоящему взрослеем только в 30 лет.
Ну что же, это хорошие новости! Приятно думать, что я скоро стану не 30-летней тетей, а совершеннолетней девушкой 


197
Тата фон ШпигельА где вы берёте время на личную жизнь?
Всем привет.
Вопрос к дамам без мужа/в разводе/без пары и с ребенком(маленьким и не очень). А где вы берёте время, силы, возможности для создания/обустройства/поддержания личной жизни? (имею ввиду мужчину для души/для тела  или  для того и другого сразу).
Вот вчера задумалась.... что времени-то и нет... ребенок/работа/ремонт.
162
Вероника ВоронинаСколько часов длятся первые роды
Здравствуйте  девушки,  скажите пожалуйста, у кого какой опыт? Сколько длятся первые роды  Верней я спрашиваю про то время, когда начинаются самые болезненные схватки, практически без передышки и сами потуги. В общем меня интересует тот вопрос, сколько часов длятся именно эти невыносимые муки?
За ответ заранее спасибо) 
151
ярче всех планетЖизнь со свекровью
Берите тапки и сюда. Сейчас будете кидаться ими в меня. Но должна высказаться. По семейным обстоятельствам к нам переехала свекровь. Она мне по дому помогает немного, в основном с ребенком сидит, когда мы на работе. Готовка, уборка на мне (срок как видите приличный). Ну ладно...Я понимаю, что мы с ней совсем разный люди. Сидим молчим, нету общих тем для разговора. Говорим только о ребенке, что делали, как на улице играли. Ее переезд к нам- идея мужа. Ничего не могу с этим поделать. Останется еще 3 года с нами, и уедет. Когда выходила замуж, все мои родные твердили, что главное не образование ( муж не учился в институте) , а главное какой человек в душе. Я рада, что муж у меня умный, работяга, квартиру смог купить своми силами. Но живя со свекровью, которая тоже необразованная, я поняла, что не смогу так жить долго. Как терпеть- не знаю. Вот поделитесь опытом, как жить с человеком, с которым не имеешь ничего общего. Отрывок из жизни: приехал вчера муж домой поздно, голодный, я ребенка купала. Она сидела перед телеком, было плевать, что сын голодный домой пришел, меня подождали пока ребенка помою, приду стол накрою. И все дела на мне. Отправить ее обратно домой не могу. Не от меня зависит. Отрывок 2: - Мама, у меня сильный тонус, живот болит. Ничего пройдет. На творог, корми ребенка. Девченки, наверное просто накопилось...и то,что устаю сильно, все начиная с готовки заканчивая мойкой ванной комнаты этим вонючим доместосом, все на мне. Они ничем не помогает, еще и напоследок то что мы с ней совсем разные...как терпеть.
121
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru