Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Новости, , Чердак

Ученые определили готовность российских выпускников переезжать ради учебы

Единый экзамен не окончательно уравнял доступность вузов страны для абитуриентов: стоимость проживания на новом месте по-прежнему играет значительную роль в выборе мест учебы.


Syda Productions / Фотобанк Лори

Исследователи из Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» проверили свои предположения о том, какие основные факторы в последнее десятилетие влияли на образовательную мобильность абитуриентов — миграции молодых людей в другой регион ради получения высшего образования. Такими факторами были, в первую очередь, разница между прожиточным минимумом в регионах школы и высшего учебного заведения, средний размер заработной платы в том субъекте федерации, где расположен привлекательный для выпускника вуз — а также результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ). Научная статья опубликована в Journal of Further and Higher Education.

Россия — государство, где разница в уровне жизни между отдельно взятыми регионами велика. Это накладывало отпечаток на образование выходцев из более бедных субъектов федерации. Им было сложнее поступить в престижные вузы, так как те расположены в более богатых городах и областях, и одна лишь поездка в другой регион, чтобы подать документы и сдать экзамены, для семей многих абитуриентов была слишком затратна — потому многие из них даже не предпринимали подобных попыток.

В последние десятилетия шансы абитуриентов получить хорошее высшее образование попытались уравнять введением ЕГЭ. Если раньше каждая академия, институт и университет проводили для будущих студентов собственные экзамены, часто не совпадающие по формату с экзаменами по тому же предмету в других вузах, то с появлением единого госэкзамена это различие исчезло. Высшие учебные заведения России стали принимать абитуриентов по результатам единого государственного экзамена, где сложность всех вариантов одинакова, формат унифицирован, а большую часть оценивания проводит автоматическая система. А поскольку результаты ЕГЭ можно отправить в приемную комиссию любого вуза в электронном виде, отпадает необходимость лично приезжать на несколько дней для сдачи вступительных испытаний — и тратить на это время и деньги.

Кроме уровня школьного образования, которое отражают результаты ЕГЭ, на решение абитуриента переехать влияют и социально-экономические факторы. Авторы предположили, что этих факторов как минимум четыре:

  • уровень образования родителей бывшего школьника и уровень их доходов;
  • разница между средней заработной платой между регионами, где расположены школа и желаемый вуз (чем выше она во втором регионе, тем сильнее он «манит» абитуриентов);
  • различие в стоимости проживания в этих регионах (желающих переехать в «дорогой» субъект федерации меньше);
  • количество высших учебных заведений в потенциальном регионе для переезда (чем их больше, тем привлекательнее миграция туда).

Чтобы проверить свои гипотезы, авторы исследования в 2011 году дали 3827 девятиклассникам и их родителям из 42 субъектов федерации заполнить анкеты о доходе семьи и уровне образования ее членов, а через два года — поинтересовались у школьников, уже ставших одиннадцатиклассниками, в какой вуз они собираются поступать. Еще год спустя, в 2014 году, исследуемым звонили и спрашивали, куда они в итоге поступили, а также узнавали, сколько баллов они получили за ЕГЭ по русскому языку и математике: эти экзамены нужно сдавать для поступления практически на любую специальность. На этой стадии исследования осталось 1169 респондентов.

Выяснилось, что из перечисленных факторов на образовательную мобильность абитуриентов влияют в первую очередь (статистическая значимость фактора была p<0.01) разница между средним доходом семьи в «домашнем» регионе по сравнению с регионом вуза и различие между прожиточными минимумами там же. Оказались важны и баллы за ЕГЭ — по крайней мере, по русскому языку. Чем лучше человек сдавал этот экзамен, тем больше была вероятность, что он попробует поступить в высшее учебное заведение другого субъекта федерации. Кроме того, мальчики оказались мобильнее девочек.

Важно отметить, что 96 процентов опрошенных учились на очных отделениях, то есть большую часть времени они отводили занятиям и не могли работать. Значимость социально-экономического положения семьи абитуриента (т.е. наличие высшего образования у родителей и уровень семейного дохода) и разнообразие вузов в выбранном регионе играли роль далеко не всегда.

Авторы объясняют полученные результаты следующим образом. Результаты ЕГЭ добавляют решимости для переезда в другой регион, но никак не влияют на финансовое положение абитуриента. А поступив в вуз, он вынужден первое время существовать за счет родителей, поскольку государственная стипендия не покрывает минимальные расходы на проживание. Соответственно, чтобы повысить образовательную мобильность при переходе от среднего образования к высшему, необходимо больше программ финансовой поддержки студентов.

Читайте также: Как учатся в деревенской школе в сибирской глубинке

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
мама кошкаСитуация в школе. Я в шоке.
Девочки,случилась у нас в школе такая ситуация.Дочка ходит в 3 класс и сегодня после продленки когда я забрала ее домой,уже дома она мне пожаловалась что в школе 2 мальчика ее на продленки зажимали и пытались снять трусы.Дело было в 5 вечера и она и эти мальчики остались в классе в троем. Учитель в это время мыла соседний класс.Дочка попыталась дать им отпор и ударила веником.Мальчики побежали к учителю и пожаловались что она их ударила,она рассказала почему она так делала но умолчала что задирали юбку.Призналась мне уже дома,сказала что учителю такое говорить постеснялась.Я сразу позвонила педагогу,объяснила ситуацию и попросила провести беседу с мальчиками.Она конечно была очень удивлена,заверила что это без внимание не останется.Я в шоке,мальчишки то в 3 класс ходят.В мое время они еще в этом возрасти в машинки играют,а сейчас кошмар.Не знаю как себя в этой ситуации вести и как объяснить дочки что о током надо сразу рассказывать.Она начинает краснеть и говорит что ей стыдно но стыдно то должно быть не ей а мальчишкам за такие поступки.
353
AcinonyxНЕпятница!!!
Всем привет! Не могу в шапку темы загрузить фото, потому без неё.
345
Пятачок)Книжная тема)
Добрый вечер, дамы!)
Кто что нового прочитал, делимся, пожалуйста!))
Приветствую обсуждения прочитанных книг, рекомендации и просто разговоры за жизнь))
Усаживаемся поудобнее и начинаем!))
201
Инна ОлейникРабота в удовольствие.
Нравится ли вам ваша работа, получаете удовольствие от того, чем занимаетесь?
Большую часть времени проводим на работе, поэтому это важно .
Я бухгалтер, понимаю, что занимаюсь нелюбимым делом. 
172
Ольга ЗиноваВозраст 33 года для беременности опасный?
Подскажите пожалуйста, вам врач говорила, что в таком возрасте рожать опасно? Что может быть синдром Дауна у ребеночка. Я этого очень боюсь. 
152
KMD"Самый старый подросток в мире"
16 марта в кинотеатре “Октябрь” (Москва) состоялась презентация книги “Айрис Апфель. Икона по воле случая” и показ документального фильма “Айрис” классика документалистики Альберта Майзелса в рамках юбилейной серии показов фестиваля Beat Film Festival.
Мемуары 96-летней иконы стиля (родилась в 1921 г.) теперь можно прочитать и на русском языке.
128
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru