У каждого пятого родителя есть претензии к школе

Больше всего нареканий вызывают нехватка педагогов и техническая оснащенность учебных заведений.

В России растет число родителей, недовольных школами. Это показал четырехлетний мониторинг РАНХиГС, проведенный по заказу правительства РФ. Хотя 86 процентов респондентов заявили, что в целом удовлетворены качеством преподавания, в ответ на конкретные вопросы каждый пятый сообщил о своих претензиях. Все больше негатива вызывают нехватка учителей и техническая оснащенность школ. По мнению экспертов, число недовольных растет преимущественно за счет тех, чьи дети учатся в сельских школах, количество которых за десять лет снизилось почти в два раза.

Контент недоступен

Центр экономики непрерывного образования РАНХиГС подвел итоги четырехлетнего исследования отношения родителей к изменениям в системе общего образования. Качеством преподавания в школах респонденты в целом довольны — 86 процентов считают его достаточно высоким, и этот показатель остается стабильным все последние годы. Но по отдельным вопросам доля недовольных с 2013-го по 2016-й выросла. Самая тревожная тенденция, по мнению авторов исследования, — это ощутимый рост беспокойства родителей по поводу нехватки учителей. Если в 2014 году кадровый вопрос тревожил 12 процентов родителей, то в 2016-м — 19,7 процента. Растет и число родителей, которых не удовлетворяет техническая оснащенность школ. С 2013-го по 2016 год их доля увеличилась в полтора раза — с 8,2 процента до 12,1 процента.

Руководитель Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко считает, что, хотя недовольных не так много, увеличение их доли свидетельствует о негативной тенденции. Показатели неудовлетворенности растут за счет тех родителей, чьи дети учатся в образовательных организациях небольших населенных пунктов и в сельской местности, уточнила эксперт. Процесс оптимизации сельских школ шел все прошлое десятилетие. Только с 2005 по 2016 год количество таких учебных заведений снизилось, по данным Росстата, с 40 до 24 тысяч.

В СМИ регулярно говорится о том, что учителям повышают зарплаты, что положение школ улучшается. Но если население видит, что долгое время ничего не меняется, появляется недовольство. Когда вокруг много проблем, родитель рад уже тому, что ребенка просто учат. А когда ситуация выправляется, человек начинает отмечать, что нет учителя английского языка, или что в школе нет актового зала, или что в нее далеко ходить.
Татьяна Клячко
руководитель Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС

В 2013 году 71,7 процента родителей надеялись на повышение качества преподавания, обусловленное ростом вознаграждения педагогов. Однако в 2016 году участники исследования констатировали, что этого не произошло — 63,8 процента респондентов заявили, что увеличение учительских зарплат никак не повлияло на качество образования.

О том, что зарплаты преподавателей выросли, в августе 2017-го заявляла министр образования Ольга Васильева на совещании в правительстве. По ее словам, по результатам первого полугодия средняя зарплата учителей составила 33,2 тысячи рублей (в прошлом году — 32 тысячи рублей). Доходы педагогов увеличивают с 2012 года в соответствии с «майскими указами» президента.

Первый зампред комиссии Общественной палаты по образованию Людмила Дудова пояснила, что растущее недовольство родителей нехваткой кадров имеет основания: если в начале прошлого десятилетия в стране работали 110 педагогических вузов, то сейчас их осталось 39. Вместе с тем, по ее мнению, упало и качество подготовки учителей. Профессор Института образования НИУ ВШЭ Константин Ушаков отметил, что рост недовольства школами связан с тем, что россияне стали связывать благосостояние и положение в обществе с образованием.

За последние 10−15 лет в сознании людей упрочняется связь между качеством образования и будущим ребенка. Поэтому они становятся более внимательными к школе. Раньше многие родители рассматривали школу как «камеру хранения». Главное было, чтобы ребенок был чем-то занят и не попал в тюрьму. Сейчас это уже не так, и, естественно, растет родительское недовольство.
Константин Ушаков
профессор Института образования НИУ ВШЭ

В пресс-службе Министерства образования оперативно не ответили на запрос «Известий».