«Тексты Успенского вошли в культурный код россиян»

Соболезнования и воспоминания о писателе Эдуарде Успенском.

Контент недоступен

МОСКВА, 15 августа. /ТАСС/. Герои и произведения писателя Эдуарда Успенского, скончавшегося в возрасте 80 лет, вошли в культурный код нескольких поколений россиян. Об этом в беседе с корреспондентом ТАСС заявил директор «Центра поддержки отечественной словесности», генеральный директор премии «Большая книга» Георгий Урушадзе.

«Тексты Эдуарда Николаевича и его герои вошли в наш культурный код. Только выдающихся деятелей искусства называют «живой классик». Жалко, что теперь от эпитета останется просто «классик», — сказал собеседник агентства.

По его словам, Успенский был любимым писателем детей, родившихся в 1970—1990-х годах. «Не каждому удается «царить” в литературе, тем более в детской, так долго и продолжать активно работать, вставать на защиту авторских прав», — добавил он, отметив, что писатель всегда «общался по-простому — и со взрослыми, и с детьми».

«Фигура мировой величины»

В свою очередь член экспертного совета Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей и подростков «Книгуру» Шамиль Идиатуллин назвал Успенского фигурой мировой величины, с уходом которого и читатели, и писатели осиротели.

«Успенский был фигурой мировой величины с очень разнообразным, веселым и дерзким талантом», - сказал собеседник агентства. Идиатуллин подчеркнул, что Успенский умел писать и для детей, и для взрослых.

«Он подарил человечеству Чебурашку с Крокодилом Геной, Матроскина, братьев Пилотов, Веру и Анфису, Собаку, а может быть, корову, и еще очень многих бессмертных героев», - добавил он.

Идиатуллин отметил, что Успенский невероятно много сделал для читателей, для отечественной культуры и для российских детских писателей, которых «опекал, натаскивал, учил жить и прикрывал». «Сегодня все мы - и писатели, и читатели, просто люди, выросшие на неправильных бутербродах и песенке про одну простую сказку немножко осиротели», - добавил он.

«Один из лучших детских писателей современности»

В пресс-службе киностудии «Союзмультфильм» Успенского назвали одним из лучших детских писателей современности.

«Это был один из самых лучших детских писателей современности, подаривший нам множество замечательных, по-настоящему теплых и запоминающихся сказочных образов. Эдуард Николаевич обладал редким талантом. Его произведения любимы многими поколениями детей и взрослых», - сообщили ТАСС представители киностудии.

Они также отметили, что сожалеют о том, что не смогут воплотить совместные творческие планы. «Мы расстались с писателем на очень позитивной ноте, уладили все разногласия и построили новые совместные творческие планы. Нам очень тяжело осознавать, что воплотить их в жизнь мы вместе уже не сможем», - сказали в «Союзмультфильме».

«Носители русской культуры должны воспитывать детей на книгах Успенского»

Режиссер, художественный руководитель детского юмористического киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский уверен, что дети должны расти на книгах Эдуарда Успенского и созданных по ним мультфильмах.

«Сколько бы ни прошло лет, мы обязаны воспитывать наших детей на книжках и мультфильмах, созданных Эдуардом Николаевичем, потому что вот это и есть настоящая российская ментальность. Чтобы дети выросли с человеческим сердцем, в них надо закладывать вот эти добрые, нежнейшие книжки Эдуарда Николаевича», - подчеркнул Грачевский.

Режиссер отметил, что Успенский с гордостью носил звание детского писателя, и напомнил, что он сыграл большую роль и в становлении «Ералаша». «Эдуард Николаевич Успенский полгода был главным редактором журнала «Ералаш», потом он был главным редактором Киностудии имени Горького. Эдуард Николаевич играл огромную роль в обсуждении того, как должен выглядеть «Ералаш», когда он создавался в 1974 году», - подчеркнул он.

«Он всегда хотел придумать что-то новое: только появляется «АБВГДейка», а у него уже идея журнала для детского сада, чтобы он был размером с двери, его приносили бы два почтальона, и дети сидели бы вокруг и читали. Вот такой был Эдуард Николаевич: все время что-то сочинял», - сказал Грачевский. «Это великий детский писатель. Все - с большой буквы», - подытожил он.

7979332
Источник: legion-media

«Душа современного городского эпоса»

Советский и российский композитор, заслуженный деятель искусств РФ Владимир Дашкевич назвал Успенского душой современного городского эпоса.

«Он [Эдуард Успенский] - народный человек. То, что он сделал, останется в памяти народа. И «Чебурашка», и все его детские рассказы - это все очень похоже на современный городской эпос. Он был душой современного городского эпоса. Многие даже не будут помнить, что это сочинил Успенский, но то, что он сделал, это настолько ярко, остроумно и весело, что это запоминается», - сказал Дашкевич.

Он отметил, что Успенский для многих детей был проводником по жизни. «Очень жалко, что уходят такие люди. Я скорблю с его родными и со всеми детьми, для которых он был один из таких веселых проводников по жизни», - добавил композитор.

Мелодия Дашкевича «Сказочная тема» использовалась в советском фильме-сказке «Там, на неведомых дорожках...», поставленном по книге Эдуарда Успенского «Вниз по волшебной реке».

«Фантазер и выдумщик»

Специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой отметил, что Успенский был большим писателем, художником, выдумщиком и фантазером, который сделал необычайно много для многих поколений читателей.

«Мы потеряли по-настоящему большого писателя, фантазера и выдумщика, - сказал собеседник ТАСС. - Было бы важно сейчас вспомнить Эдуарда Николаевича как большого художника, который сделал необычайно много для всех нас. Ушел из жизни удивительный человек, который учил детей фантазировать вместе с ним».

Швыдкой отметил, что Успенский также был необычайно талантливым автором песен, «которые исполнял сам с огромным удовольствием».

Специальный представитель президента добавил, что работа в советские годы в литературе «позволяла писателям фантазировать без границ, реализовывать свои самые смелые фантазии». «Успенский пользовался этим сполна. Даже если бы он придумал только один образ Чебурашки, он навсегда остался бы в истории литературы, анимации», - сказал он.

«Волшебный книжный мир детства»

Глава Роспечати Михаил Сеславинский отметил, что всех объединяет искренняя любовь к творчеству Эдуарда Успенского.

«Это волшебный книжный мир детства, зачитанный до дыр, каждый взрослый и юный читатель в нашей стране знает Чебурашку, Матроскина и многих других замечательных героев его книг, слегка наивные герои, которые всегда знают, что такое порядочность и верность. С ними мы не просто веселились, но научились дружить, любить и сострадать. Легкое и доброе отношение к жизни лежит под каждой обложной книг Успенского на 25 языках мира. Очень грустно, что больше не будет его новых смешных и поучительных историй», - сказал глава Роспечати.

«Великий сказочник и большой хулиган»

Детский писатель Станислав Востоков назвал Успенского великим сказочником и большим хулиганом.

«Умер Эдуард Николаевич, великий сказочник и большой хулиган. Ему удалось то, что удается очень немногим писателям: он сумел создать героя, ставшего символом детства - Чебурашку. Он придумал свой мир - Простоквашино, где так уютно и весело жить рядом с хитрым Матроскиным, простодушным Шариком и въедливым Печкиным. Приход Эдуарда Николаевича в литературу был подобен фейерверку, который осветил наше детство», - сказал Востоков.

Контент недоступен

По его словам, Успенский вместе с писателями Юрием Ковалем и Григорием Остером совершили «настоящую революцию» в детской литературе. «Новое поколение авторов было ближе и понятнее детям, а скучная назидательность с тех пор стала дурным тоном. При этом Успенскому удалось многое за пределами литературы - «Радионяня», «АБВГДЕйка», «В нашу гавань заходили корабли...», десятки замечательных мультфильмов и спектаклей», - отметил писатель.

Критик детской литературы Ксения Молдавская в беседе с корреспондентом ТАСС заметила, что Успенский был для многих нынешних писателей учителем, другом, защитником и поддержкой. Несмотря на непростой характер, Успенский помогал многим и многих поддерживал, напомнила она. «Его авторитет открывал чиновничьи двери и помогал рождению очень важных детских литературных проектов, например, Фестиваль и Премия Чуковского», - сказала собеседница агентства.

«Нам надо немножко помолчать, свыкнуться со словом «был» и тогда уже говорить о нем с точки зрения вечности. Может быть, резко, иронично, в духе самого Успенского, но - с непременным огромным уважением и любовью», - добавила она.

«Человек-фейерверк»

Режиссер анимационного кино, один из создателей студии «Пилот» Игорь Ковалев отметил, что Успенский удивлял коллег неиссякаемым потоком новых идей.

«Успенский - это человек-фейерверк, неугомонный человек, у которого всегда была куча контрастных идей для новых книг, сценариев фильмов», - отметил Ковалев.

Режиссер был знаком с Успенским с 1979 года. «Мы работали на двух фильмах - «Пластилиновая ворона» и «Следствие ведут колобки». За это время он столько предлагал идей! Просто совершенно не хватало времени», - вспомнил он.

По словам Ковалева, Успенский «сильно отличался от всех советских и российских писателей». «Он был приверженцем школы абсурда, парадоксальной литературы для детей, что нас с коллегой - к сожалению, ныне тоже покойным Александром Татарским - всегда прельщало... Да что там говорить: Успенский стал классиком при жизни и оставил невероятный след в детской литературе и в анимации», - сказал Ковалев.