Увлечение соцсетями не влияет на успеваемость школьников

Любящие посидеть в чатах и мессенджерах подростки уделяют учебе столько же времени, сколько и их менее общительные сверстники.

lori-0003056658-bigwww
Источник: Monkey Business Images / Фотобанк Лори

Дело в том, что предыдущие исследования по этой теме были весьма противоречивыми. Часть результатов подтверждала худшие опасения и говорила о том, что чем больше времени проводит ребенок в Snapchat, Facebook, Instagram или в других социальных сетях, тем хуже его успеваемость в школе. Другая часть свидетельствовала о том, что ничего страшного не происходит.

Чтобы расставить точки над i, ученые, статья которых опубликована в журнале Educational Psychology Review, провели мета-анализ данных, полученных в ходе 59 других исследований, в которых принимали участие почти 30 тысяч мальчиков и девочек из разных стран мира. В результате они сделали четыре основных вывода.

Во-первых, если ученики используют соцсети для обсуждения учебного материала, который они сейчас проходят в классе, их оценки, как и ожидалось, только улучшаются.

Во-вторых, если школьник активно ставит лайки во время урока или делая домашние задания, он отвлекается и успевает немного хуже, чем одноклассники, что вполне естественно.

В-третьих, у учеников, которые постоянно «зависают» в соцсетях, регулярно постят фото и/или комментарии, то есть проводят там много времени, успеваемость действительно хуже, чем у одноклассников. Но этот негативный эффект очень и очень мал.

И, наконец, четвертый вывод: нет никакого научного подтверждения тому популярному обвинению, которым любят оперировать родители и педагоги: якобы соцсети отнимают время от учебы. Как оказалось, любящие посидеть в чатах и мессенджерах школьники уделяют учебе столько же времени, сколько и их менее общительные сверстники.

Исследователи также признались, что не могут однозначно сказать, что является причиной, а что следствием. «Зависание» в соцсетях приводит к ухудшению оценок или изначально отстающие ученики предпочитают жить в соцсетях, а не в реальной жизни? И то и другое может быть верным.

Полученные результаты говорят, что если соцсети и влияют негативно на успеваемость, то не слишком сильно. «Как бы там ни было, родителям стоит проявлять интерес к тому, что именно делают их дети в соцетях, с кем они общаются. Чем с большим уважением будут относиться родители к онлайн-активности детей, тем лучше будет коммуникация между поколениями», – отметил один из авторов исследования, Маркус Аппель из Вюрцбургского университета.