С головой что-то не то. Как пандемия повлияла на психическое здоровье детей

Дети переносят коронавирус легче взрослых, но страдают не меньше.
Источник: Unsplash

Подавленное состояние, панические атаки, беспокойство, проблемы с питанием, причинение себе вреда, суицидальные мысли, плохой сон, чувство одиночества, изолированности от мира — с такими симптомами подростки все чаще теперь обращаются к врачам. Ученые из разных стран опубликовали десятки исследований о том, как сказалась пандемия на детях и к каким последствиям может привести в будущем. Условно эти последствия можно разделить на три группы: влияние пандемии на здоровье, на психическое состояние, а также на качество обучения, квалификацию и карьерные перспективы молодежи. О негативном воздействии COVID-19 на физическое здоровье детей “Ъ” рассказал 2 января. Сегодня — о том, как пандемия отразилась на детской психике.

13 января французские учителя провели очередную однодневную забастовку. Они требуют введения более жестких санитарных мер против COVID-19, в том числе сокращения числа учащихся в классах. Не исключено, что на фоне распространения штамма «омикрон» школы вновь закроют на неопределенное время. Уроки, общение с друзьями, игры, спорт, привычный распорядок жизни — дети опять будут всего этого лишены. Между тем врачи всего мира бьют тревогу: пребывание дома, отсутствие общения со сверстниками, нарушение привычного ритма жизни плохо сказываются на психическом здоровье детей, грозя обернуться катастрофой.

Вплоть до анорексии

Childline, британская негосударственная служба помощи детям и подросткам, отмечала в период коронавирусных ограничений 37-процентный рост обращений по поводу проблем с психическим здоровьем детей младше 11 лет. Симптомы включали подавленное состояние, панические атаки, тревогу, проблемы с питанием, причинение себе вреда, суицидальные мысли, плохой сон, чувство одиночества, изолированности от мира. По данным Co-SPACE (совместный проект Оксфордского университета и Имперского колледжа Лондона по сбору информации о психическом состоянии детей и подростков 4–16 лет; осуществлялся в марте 2020-го — июле 2021-го), после первого школьного локдауна, завершившегося в июле 2020 года, 30% переживали из-за отсутствия очных уроков, еще 30% опасались подхватить вирус, 16% просто боялись выйти из дома.

По данным британской благотворительной организации Mental Health Foundation, заболеваемость психическими расстройствами среди детей в возрасте от 5 до 16 лет выросла с 10,8% в 2017 году до 16,0% в июле 2020-го. Канадские ученые на основе метаанализа 29 исследований с участием более 80 тыс. детей и подростков установили, что распространенность депрессии и беспокойства в мире в пандемический год увеличилась в этой категории почти вдвое: с 12,9% и 11,6% перед пандемией до 25,2% и 20,5% в период с 1 января 2020 года по март 2021 года соответственно (распространенность заболевания — это число зарегистрированных больных на определенной территории по состоянию на конец года независимо от давности их выявления в пересчете на 100 тыс. населения). Похожая ситуация в Китае: там из 2330 молодых людей, опрошенных в период локдауна, 22,6% сообщили о депрессии, 18,9% — о беспокойстве.

Более глубоко проблему изучили сотрудники медицинского факультета имени Файнберга Северо-Восточного университета в Чикаго, штат Иллинойс, и чикагской детской больницы Энн и Роберта Х. Лурье. Отправной точкой исследования стало 21 марта 2020 года, когда школы в Чикаго закрылись, а детей отправили по домам. В июне—июле 2020-го ученые опросили 32 217 родителей и опекунов, которые воспитывали детей — от подготовишек до 12-классников, чтобы оценить психоэмоциональное состояние подрастающего поколения по 12 позициям (одиночество, раздражение и гнев, стресс, беспокойство, депрессия, мысли о самовредительстве или самоубийстве, а также планы на будущее, отношения в семье, спокойствие, надежды на будущее, общение со сверстниками). Результаты шокировали. Все негативные характеристики, связанные с психическим здоровьем, ухудшились, показатели же, связанные с положительным отношением к жизни, упали.

Если до закрытия школ одиночество испытывали всего 3,6% детей, то после — уже 31,9%. Раздражительность и гнев до локдауна отмечались у 4,2% школьников, после — у 23,9%. Уровень стресса вырос на 12,7%, беспокойства — на 10,7%, депрессии и плохого настроения — на 10,6%.

А вот позитивный настрой, напротив, понизился. Так, планы на будущее до пандемии строили 44,3% детей, во время локдауна — уже 30,9%. Надежду на будущее потеряли 19,7%. Больше всего пострадали дружба и хорошие отношения со сверстниками: падение составило 30,9%.

В поле зрения ученых из университетов Эссекса, Суррея и Бирмингема в Великобритании (New evidence shows how school closures hit children’s mental health hard | University of Surrey) попали школьники от 5 до 11 лет. После закрытия школ они стали на 14% чаще, чем в допандемийный период, неадекватно себя вести, совершать антиобщественные поступки, выражать негативные эмоции, испытывать психоэмоциональные проблемы. Когда в сентябре 2020-го школы возобновили работу, психическое состояние детей было лучше, чем в июне того же года, но хуже, чем до пандемии. То же самое отмечают педагоги. Так, директор одной из школ в Стаффордшире (графство в Англии) сообщила itv.com, что заметила существенные изменения в поведении детей, вернувшихся в школу после локдауна: некоторые демонстрируют меньше уважения к учителям, кто-то стал более замкнутым, многие стараются ни к чему не прикасаться.

Еще одна проблема, связанная с психическим состоянием,— нервная анорексия среди детей и подростков. Изучение ситуации в шести больницах Канады показало, что при пандемии число таких случаев выросло почти вдвое — с 24,5 в месяц в доковидный период до 40,6 во время первой волны. Число госпитализаций увеличилось с 7,5 до 20 случаев в месяц.

Холли Агостино, руководитель программы нарушения пищевого поведения в детской больнице Монреаля и ведущий автор исследования, считает, что у детей, страдающих анорексией, и прежде были психологические проблемы, в том числе с собственным телесным образом, а в пандемию они обострились, ведь подавленности и беспокойству, как правило, сопутствуют расстройства пищевого поведения.

Звезды, которые стали родителями во время пандемии:

Если при общении в школе дети, патологически обеспокоенные своим внешним видом, могут корректировать восприятие своего тела, то теперь они оказались в вакууме.

Дополнительный стресс вызывают постоянные напоминания о том, что сидячий образ жизни в период локдауна ведет к набору веса.

Ученики начальной школы (4–10 лет) страдают больше других. Так, исследования Co-Space показали 10-процентный рост эмоциональных расстройств, на 20% выросли гиперактивность и невнимательность, на 35% — поведенческие проблемы. И это всего за два месяца локдауна — с марта по июнь 2020 года.

Маленькие дети еще не умеют общаться со сверстниками онлайн, и невозможность совместных игр и занятий сильно вредит их психике.

Девочки находятся в группе риска по тревожно-депрессивным расстройствам: по данным упомянутого канадского метаанализа, среди них соответствующие показатели выше средних. Причинами тому биологическая восприимчивость, более низкая самооценка и большая подверженность межличностному насилию. Еще одна уязвимая группа по этим психическим расстройствам — подростки, скорее всего, из-за гормональной перестройки организма, а еще потому, что общение со сверстниками для них особенно важно.

Верните детям рутину

Почему же все это происходит? Прежде всего детей сильно выбивает из колеи отсутствие распорядка и привычного ритма жизни. С локдауном ушла рутина, а с ней — ощущение стабильности и спокойствия. К этому прибавились беспокойство за свое здоровье и неясность перспектив, многие потеряли близких людей. Один 17-летний юноша в интервью itv.com так объяснил свое состояние, выразив отношение к происходящему целого поколения: «Я чувствую подавленность из-за локдауна. Я не могу видеться с друзьями, делать то, что мне нравится, это очень непривычно. Я понимаю, все это ради моей же безопасности, но мое психическое состояние в период локдауна сильно ухудшилось. Мы не общаемся с друзьями так же часто, как прежде, а именно они всегда поддерживали меня в тяжелые моменты. Теперь их нет рядом, и мне трудно с этим справиться».

Вместо друзей рядом оказались гаджеты. Использование компьютера превратилось в необходимость, даже неизбежность, уроки ведь теперь проходят онлайн. Школьники стали сидеть у экрановв среднем на 3,2 часа в день дольше, и не только за уроками.

Получив от взрослых карт-бланш, они с головой ушли в виртуальный мир с его кинофильмами, видеоиграми, соцсетями.

Так вот именно увеличение экранного времени связано с ростом депрессии и беспокойства у подрастающего поколения, предупреждают канадские ученые из Центра повышения квалификации в области психического здоровья детей и подростков провинции Онтарио.

А специалисты Научно-исследовательского института при детской больнице Восточного Онтарио (Оттава, Канада) еще до пандемии выяснили, что чрезмерное времяпрепровождение у экрана приводит к большому числу поведенческих и психических нарушений. В 2016–2018 годах они собрали информацию о 11 875 детях в возрасте от 9 до 10 лет и узнали, как фильмы, видеоигры и другой контент, доступный на электронных устройствах, связан с такими эмоциональными и поведенческими симптомами, как беспокойство, подавленность, замкнутость, жалобы на плохое физическое состояние, проблемы общения, расстройство мышления, невнимательность, нарушение социальных норм, агрессивность.

Тревога и депрессия оказались прямым следствием использования телевизоров, компьютеров и смартфонов.

Кроме того, каждый дополнительный час просмотра фильмов по ТВ на 5,9% увеличивал склонность к асоциальному поведению, на 5% — трудности в общении, на 4% — агрессивность. Видеоигры для взрослых и длительные кинопросмотры ассоциировались с агрессией и снижением продолжительности сна.

Кстати, о сне. В начале 2020 года, когда школы в Великобритании были закрыты, лондонская сомнологическая клиника «Миллпонд», например, отмечала 30-процентный рост числа обращений по поводу расстройства сна у детей 5–13 лет по сравнению с тем же периодом 2018–2019 годов. Почему? «Мы наблюдаем взрывной рост числа детей 6–8 лет, у которых на сон влияет повышенная тревожность»,— сказала в интервью The Guardian основательница клиники Мэнди Герни. Плохо сказывается на сне и изменение распорядка. «Детей и подростков обычно насильно загоняют в режим сна, не соответствующий их биоритмам,— комментирует в интервью The Guardian Майкл Фаркуар, консультант по детской сомнологии в лондонской клинике "Эвелина".— Они хотели бы утром подольше поспать, но надо идти в школу, поэтому приходится рано вставать. В период локдауна эти правила не действуют, и режим сна "гуляет"». Подростки стали больше сидеть в соцсетях, особенно перед сном, что, как известно, возбуждает, пишет Journal of Child Psychology and Psychiatry. Между тем нарушение сна напрямую связано с психическими расстройствами. Как показало упомянутое исследование ученых из детской больницы Восточного Онтарио, каждый лишний час, проведенный в постели, на 8,8–16,6% снижает негативный психоэмоциональный настрой. А вот сокращение времени сна, напротив, влечет повышение уровня депрессии и тревожности на 1,7%, мыслительных расстройств — на 1,3%, замкнутости — на 1,1%.

Отцы и дети

Это все, так сказать, прямые угрозы для детской психики. Есть и косвенные: пандемия повышает риск психических нарушений у детей опосредованно: через семейные конфликты, психические отклонения родителей и т. п., пишут британские психологи Эдмунд Сонуга-Барк и Паско Феарон в статье «Оставляют ли локдауны шрамы?».

Болезнь и смерть членов семьи, отсутствие общения с родней и друзьями, постоянный поток пугающих новостей, снижение доходов и даже потеря работы — все это служит для взрослых источником стресса и негативных эмоций. А необходимость выступать в роли учителей, пытаясь вдолбить знания в головы отпрысков, при этом работая удаленно, только усиливает раздражение, пишут ученые Северо-Восточного университета в Бостоне, штат Массачусетс, США, в статье «Преодоление последствий, связанных с воздействием закрытия школ из-за COVID-19 на физическое и психическое здоровье детей». Вот взрослые и вымещают на ребенке свое недовольство жизнью. Тем более что бедняге и пожаловаться-то некому. Не могут же учителя ходить по домам и смотреть, что происходит в семьях в период локдауна. Снизили активность социальные службы, которые до пандемии оказывали поддержку детям из неблагополучных семей.

Произвол в отношении детей в условиях самоизоляции только растет.

Так, в уезде Цзяньли китайской провинции Хубэй в период первого локдауна (февраль 2020-го) число обращений в полицию по поводу домашнего насилия увеличилось в три раза по сравнению с 2019 годом — с 47 до 162 случаев.

Локдаун создал чрезвычайные экономические и межличностные факторы давления на индивидуумов внутри семьи, которые повышают риск конфликтов между родителями и детьми, подчеркивают господа Сонуга-Барк и Феарон: «Обозленные из-за своего бессилия, дети начинают провоцировать родителей, а раздраженные, нервные родители реагируют на провокацию. Так возникает нездоровая обстановка, чреватая эскалацией конфликта между родителями и детьми, взаимоотношения, при которых родители могут сорваться и подвергнуть ребенка физическому и психологическому насилию». На детскую психику все это действует крайне негативно.

А главное — все эти психические сдвиги не исчезнут, когда кончится пандемия, вызвавшая их к жизни, утверждают господа Сонуга-Барк и Феарон. Запущенные факторами стресса, связанными с локдаунами и пандемией, психические расстройства у детей и подростков демонстрируют тенденцию к продолжительному существованию. Они не исчезнут сами собой.

Между тем уже сейчас они могут разрушить дружеские связи, привести к затворничеству, конфликтному поведению, недоверию к людям, а в дальнейшем не дать ребенку состояться в профессиональном смысле из-за плохой успеваемости и прогулов.

Но есть и хорошие новости. В семьях, где соблюдают распорядок дня, где занимаются с детьми, меньше депрессии и поведенческих проблем. Этот защитный эффект сохраняется, несмотря на изменение доходов и другие временные трудности. Вероятно, создание понятной и предсказуемой домашней среды и должно стать решением, способным сгладить воздействие локдаунов на детскую психику. И тогда в большую жизнь не выйдет депрессивное, психически неуравновешенное поколение, потерявшее связь с обществом.

Елена Туева

Смотрите видео:

Контент недоступен