Психолог о подмене детей в Копейске: благополучные семьи легко это переживут

Российские СМИ продолжают следить за беспрецедентным судебным процессом, который идет в Челябинской области. Это дело о подмене детей в роддоме города Копейска.

Российские СМИ продолжают следить за беспрецедентным судебным процессом, который идет в Челябинской области. Это дело о подмене детей в роддоме города Копейска. 12 лет назад акушеры перепутали новорожденных детей и отдали их не тем родителям. О подмене стало известно только сейчас, в результате генетической экспертизы.

Как теперь девочкам и родителям пережить эту драму? Как в таких случаях выстраивать свою дальнейшую жизнь? Своим мнением в эфире «России-24» поделилась доцент кафедры нейро- и патопсихологии МГУ, кандидат психологических наук Марина Бардышевская.

По словам эксперта, ей, как практикующему психологу не доводилось сталкиваться с подобными случаями. Однако, по ее словам, не стоит утверждать, что такие события оборачиваются сильнейшим стрессом как для детей, так и для родителей. «Я бы не стала делать таких жестких заключений. Безусловно, это будет стрессом в семьях, где высок уровень конфликтов и эмоциональной напряженности», – отметила Бардышевская. Если семьи достаточно успешные и благополучные, они могут достаточно легко пережить случившееся, уверена она.

Подобные ситуации зачастую возникают в семьях с приемными детьми – когда чужое становится своим. «А здесь природа травмы в том, что свое оказалось чужим. И как все биологические существа мы ориентируемся на эту характеристику – “свой-чужой”, – пояснила психолог. — На каком-то уровне это может быть шоковая реакция. Но в дальнейшем возможны разные траектории развития ситуации. Во многом это зависит и от эмоциональной ситуации в семье, и от реакции общества».

Анализируя ситуацию, психолог допустила, что подмену младенцев родители могли заметить еще в роддоме, однако здесь произошло какое-то нарушение в материнском поведении. По ее словам, молодым матерям свойственна боязнь того, что их детей подменят или перепутают в роддоме, к тому же, в первое время после родов мать и младенец особенно настроены друг на друга. «Здесь что-то не сработало у матери. Вполне возможно, это какие-то особенности материнского поведения, когда свой ребенок не воспринимается как свой, или наоборот – чужой воспринимается как свой», – рассказала она. Психолог добавила, что нарушения материнского инстинкта в современном обществе – не редкость.

Говоря о том, как помочь детям пережить такую ситуацию, когда им вдруг сказали, что они – не родные дети, эксперт отметила, что здесь нужно учитывать возрастной фактор. «Девочки – подростки, и хотя в этом возрасте они кучкуются и группируются, в душе они очень одиноки. У многих девочек есть мечта о двойнике, о близнеце, о человеке со схожей судьбой. И здесь на этот подростковый миф наложился реальный опыт», – отметила она.

В этой ситуации искусственно сближаться семьям не надо, добавила Бардышевская. «Если у них завяжется такая дружба домами – флаг им в руки, это очень хорошо. Но специальных мер, объединения территории не нужно. В некоторых культурах кровное родство и территориальная близость очень важны, но в других обществах это не так важно», – сказала психолог.

Как сообщалось ранее, семьи намерены отсудить у роддома компенсации, чтобы потом на эти средства купить жилье поближе друг к другу. Марина Бардышевская отметила, что с психологической точки зрения для этого нет никакого основания.