
Россиянам стали предлагать необычные методы психотерапии — добаюкивание и папатерапию. По словам авторов практик, с их помощью удается исцелить травмы, полученные в детстве. Вместе с экспертом разбираемся, насколько эффективен такой подход и по каким признакам можно распознать бесполезный тренинг.
Внутренний ребенок
Практику добаюкивания предлагают тем, кто хочет проработать проблемы в отношениях с родителями. Для этого участники сеансов воссоздают друг с другом момент рождения, а также ситуации из детства. Процесс при этом контролирует психолог.
Каждому дается шанс исполнить роль «мамы», «папы» или «ребенка». «Родители» таким образом получают возможность подготовиться к созданию семьи, а «младенцы» восполняют дефицит любви, принятия и поддержки, утверждает автор методики, клинический психолог Виктория Аверкиева.
Это такое таинственное пространство, где как будто встречается прошлое и будущее одновременно. Кто-то погружается в свое детство, а кто-то видит свое скорое материнство или отцовство. Это настолько прекрасные моменты, что не описать словами!
А вот научиться доверять мужчинам и обрести чувство внутренней опоры позволяет папатерапия. К участию в тренингах допускаются взрослые женщины, которые были лишены внимания и принятия со стороны отца в детстве. Специально подготовленные мужчины, изображающие «пап», взаимодействуют с «дочками» и стараются выполнять любую их просьбу — например почитать сказку, похвалить или обнять.
«Сначала бывает так, что у “дочек” поднимаются слои боли, гнева и страха, и это нормально. Ведь мы не доверяем и боимся проявить свою уязвимость. Но если прочувствовать, что нам ничего не угрожает, у нас постепенно формируется новый опыт доверия и общения с “папой”, — рассказала на сайте одного из практикующих центров мастер папатерапии, телесный психотерапевт Мирра Селезнева.
По ее словам, после сеанса психика начнет постепенно трансформироваться, однако внутренняя перестройка происходит не сразу и порой занимает от 3 до 6 месяцев.
«Иллюзия исцеления»?
Практики добаюкивания и папатерапии не имеют научно доказанной эффективности, плюс сомнения вызывает их этическая составляющая. Таким мнением в разговоре с Москвой 24 поделилась клинический психолог Дарья Яушева.
Оба подхода претендуют на то, чтобы считаться методами из телесно-ориентированной терапии с целью «исцелить» или восполнить дефициты из детства. Но нельзя просто «доиграть» или заново пережить опыт: важно изменить восприятие, осознать и научиться самостоятельно справляться с последствиями травм.
Возвращение в состояние ребенка даст лишь кратковременное облегчение: если человек не осознает своих эмоций и не работает с убеждениями, глубинных изменений на уровне психики не произойдет. В худшем же случае подобная терапия может и вовсе усугубить уже имеющиеся проблемы, подчеркнула эксперт.
«Добаюкивание и папатерапиия включают телесный контакт, что может привести к нарушениям границ или даже ретравматизации. Плюс если регулярно “дополучать” родительский опыт от терапевта или группы, то это может создать иллюзию исцеления, но в реальности усилит зависимое поведение», — указала Яушева.
Обращаться к добаюкиванию и папатерапии допустимо в качестве дополнения к разговорной терапии. При этом важно убедиться, что ведущие тренингов имеют психологическое образование и подтвержденную квалификацию, опираются на научные данные и соблюдают четкие границы, указала эксперт.
В то же время Яушева призвала помнить, что любой психологический тренинг может оказаться «шарлатанским». В частности, на это указывает манипулятивность со стороны ведущих-наставников. Например, в ответ на попытки назвать метод нерабочим можно услышать обвинения в «недостатке стараний» или «слабой вере».
Также на сомнительных занятиях звучат гиперболизированные обещания: изменит вашу жизнь за 2 дня, избавит от всех травм навсегда. А еще бывает так, что наставники держат механизм таких практик в секрете, отказываясь объяснять что-либо до покупки курса.
Еще один признак, который указывает на обман, — финансовые махинации. Организаторы оказывают давление и принуждают заплатить деньги, чтобы якобы «перейти на новый уровень» или «вступить в закрытый круг избранных», добавила специалист.