Психолог Морозова вступилась за мультфильм "Маша и медведь" в ответ на призывы о запрете

Спорные моменты могут стать поводом для обсуждения с детьми, убеждены эксперты.

Ограничить показ мультсериала «Маша и Медведь» на телевидении и стриминговых платформах призвали в России, причиной стало противоречие традиционным ценностям. Может ли популярный сюжет навредить детям и как выбрать мультфильм для ребенка, разбиралась Москва 24.

«Главная героиня живет без родителей»

Мультсериал «Маша и Медведь» противоречит российским традиционным ценностям, заявил политолог, политтехнолог и общественный деятель Вадим Попов. В связи с этим он призвал ограничить показ ленты на российском телевидении и стриминговых платформах.

По его мнению, сюжет, по которому Маша остается в лесу без родителей, а воспитывает ее медведь, может пагубно сказаться на представлении детей о полноценной и крепкой семье.

Начнем с того, что главная героиня живет одна, без родителей. Странный и опасный пример отчуждения для маленького ребенка. Во-вторых, Маша — капризная, меркантильная девочка, если не проблемная. В первой серии все животные ее боятся — почему?

«Еще один эпизод, который я бы не показывал детям, особенно девочкам, — момент с медвежьей любовью. Медведица разбивает сердце хорошему мишке, отдавая предпочтение тому, у которого лапа крепче и букет богаче», — добавил Попов.

На фоне этого предложения писатель Олег Рой вместо запретов предложил добавить мультсериалу маркировку 12+. В настоящее время возрастные ограничения у анимационного проекта отсутствуют.

«Проект “Маша и медведь” — замечательный мультик, очень мной любимый. Но, на мой взгляд, он абсолютно взрослый: главная героиня совершает неоднозначные поступки. В силу юного возраста дети не могут их критически осмыслить — они их просто копируют», — рассказал Рой в разговоре с ТАСС.

Ранее общественный резонанс вызвал ответ умной колонки «Алиса» на вопрос о сюжете «Маши и медведя». Устройство сообщало, что девочка является призраком, который видим только животным. Более того, она якобы погибла от лап того самого медведя.

В пресс-службе «Яндекса», которая разрабатывает умные колонки, такие ситуации назвали единичными и добавили, что ошибки уже исправлены. Теперь она сообщает, что родители Маши уехали с другими детьми, но девочка не унывает. Пользователям также порекомендовали активировать детский режим при общении детей с устройством.

«Не способен навредить»?

В необходимости добавлять возрастное ограничение анимационному проекту усомнился первый зампред комитета Госдумы по культуре Александр Шолохов, сообщает «Газета.ру».

Не могу похвастать, что видел всю серию, но из тех отрывков, которые знаю, у меня впечатления чего-то «только для взрослых» не возникло. Да и предложенный возраст вызывает недоумение сам по себе: на чем именно такое решение основано?

Он выразил уверенность, что подобные предложения не несут в себе ничего, кроме пиара, и только провоцируют нездоровый интерес.

Детский психолог Мария Овчарова в беседе с Москвой 24 отметила, что, когда речь заходит о таких мультфильмах, многое может зависеть от интерпретации смотрящего.

«Можно увидеть, как эта девочка живет одна с медведем, без семьи. Можно посмотреть через призму, что Маша — приемный ребенок, а медведь старается проявлять заботу, воспитывать ее. Животные — друзья семьи. Тогда это уже история о адаптации, смелости и понимании ребенком, что в мире есть совершенно разные личности», — отметила психолог.

Навыки анализа у детей сформированы недостаточно, поэтому им будет проще, если в начале и конце серии рассказчик сформирует мораль истории. К примеру, так делали в передаче «Спокойной ночи, малыши».

При этом она напомнила, как нынешние взрослые в детстве могли полярно воспринимать мультфильм «Ну, погоди!».

«Будучи детьми, многие смотрели его абстрактно, не думая ни о том, что волк курит, ни почему он бегает за зайцем. Дети не строят психологических портретов героев, у них часто нет тех мыслей и анализа, которые приходят с возрастом», — уточнила эксперт.

По мнению специалиста, куда большее внимание стоит обратить на ограничение просмотра детьми контента с явными проявлениями жестокости, которую тоже часто подают в виде анимации. А «Машу и Медведя» она назвала «добрым мультиком про самостоятельную девочку, где нет чего-то, что способно навредить психике ребенка».

«Для маленьких детей существуют специальные обучающие мультфильмы, можно включать их. Обычно там достаточно простая мораль и ее поясняют. К тому же есть элементы обучения. Например, дети с удовольствием смотрят “Фиксиков” или “ПинКод” (спин-офф мультфильма “Смешарики” — Прим. ред.). Эти мультфильмы созданы для самых маленьких, они абсолютно безопасны и интересны», — добавила Овчарова.

При этом она напомнила, что рекомендованная длительность пребывания у экрана зависит от возраста. Детям до 6 лет нельзя смотреть больше двадцати минут, а от 6 до 12 — не более сорока минут. Подросткам от 13 до 17 лет не рекомендуется проводить перед экраном более двух часов, объяснила Овчарова.

Спорные же моменты мультфильма «Маша и Медведь» могут стать поводом для их обсуждения с детьми, отметила в беседе с Москвой 24 детский клинический психолог Елена Морозова.

На мой взгляд, мультфильм очень милый, симпатичный, с хорошим юмором. Да, иногда он, как и главная героиня, бывает дерзким, но дети тоже так себя ведут. Это повод просто пообщаться с ребенком о том, какие модели поведения стоит воспроизводить, а какие нет. Понимание нормальной здоровой семьи это никак не может испортить.

По ее словам, в действительности не стоит позволять ребенку смотреть фильмы, которые его пугают, так как после просмотра он может плохо спать. Особенно восприимчивы к такого рода переживаниям дети до 8−10 лет.

«Не стоит забывать, что дети развиваются в своем темпе, который не всегда соответствует их реальному возрасту. Бывает пятилетние, которым доступны для понимания фильмы для девяти лет, а бывает и наоборот», — уточнила Морозова.

В целом, по мнению психолога, родителям сначала стоит смотреть мультфильмы вместе с детьми, чтобы пояснять происходящее и отвечать на вопросы ребенка.

«В дальнейшем дети должны обучаться выбирать, что они хотят смотреть, и понимать, что происходит, самостоятельно. Приучать к этому лучше постепенно, и у ребенка появятся собственные внутренние критерии оценки», — добавила психолог.

Запреты же на практике чаще приводят только к повышенному ажиотажу среди детей и подростков, заключила эксперт.