Психолог Евгения Асеева рассказала, стоит ли запрещать ребенку пользоваться смартфоном

В соцсетях разгорелась дискуссия о том, стоит ли запрещать детям пользоваться смартфонами. Одни уверены, что такой запрет пойдет во благо, другие же настаивают, что ограничения приносят больше вреда, чем пользы. Кто прав?
Ребенок с телефоном
Источник: ru.freepik.com

С чего началась дискуссия

В конце ноября 2024 года в Австралии вступил в силу запрет на использование соцсетей детьми, не достигшими 16 лет. По задумке авторов инициативы, такая мера «обеспечит более надежную защиту для молодых австралийцев на критических этапах их развития». Контроль за тем, чтобы дети не смогли регистрировать аккаунты на таких площадках, ложится на владельцев соцсетей — они должны продумать меры защиты. Аналогичные ограничения есть в некоторых штатах США: там, к примеру, вход в такие онлайн-сервисы для несовершеннолетних либо заблокирован вовсе, либо возможен только с согласия родителей.

Обсуждение этой ограничительной меры вскоре началось в российском сегменте X/Twitter, где пользователи решили порассуждать, нужны ли вообще детям телефоны. «Непопулярное мнение: детям не нужен смартфон, ничего страшного не случится, если они вырастут без знания, как играть в мобильные игры — это довольно быстро восполняемый пробел», — написала одна из блогерш, чей пост стал вирусным и собрал вокруг как мнения «за», так и «против».

В комментариях к своему твиту блогерша также объяснила, почему поддерживает ограничения на использование смартфонов детьми. По ее словам, «всем детям было бы лучше расти» без телефонов до тех пор, пока у них не сформируются «обычные социальные навыки». «Например, моя племяшка снимает тиктоки и очень зависима от просмотров и лайков, это влияет на ее настроение и выглядит полным сюром. Я старалась ей что-то объяснить, но попробовав этот легкий дофамин, подсаживаешься, — поделилась девушка. — Я очень переживаю, когда вижу ее онлайн в 00:00, а ей всего 10. И если вы думаете, что родители ей что-то не объясняют, — еще как! Это не такой простой вопрос. Когда росли мы, не было столько всего, и телефоны были другими».

В пользу запрета смартфонов

Идею запрета поддержали пользователи:

  • «Надо мыслить шире. Телефон и взрослым на самом деле не нужен столько времени, и даже вреден. Мы сами еще не знаем, как и сколько можно пользоваться телефонами, чтобы было нормально. Поэтому не можем научить этому никого»;

  • «Если дома родители частенько залипают в телефон, то и ребенок тоже будет — находить больше интересов в этом электронном кирпиче, чем в реальной жизни, это касается “культуры” алкогольных застолий и всего остального»;

  • «А я тут соглашусь. Детям до определенного возраста действительно не нужен смартфон. Для связи достаточно часов с GPS. Какая-нибудь классная игрушка может быть у ребенка дома, но во внешний мир он должен выходить с фокусом в этот самый мир, а не в телефон».

Против запрета смартфонов

Те, кто выступает против запрета смартфонов, рассказали о своем опыте:

  • «Я долго чувствовала себя отбросом школы, потому что у меня не было телефона. Завидовала и облизывалась на телефоны одноклассников. Никогда не допущу, чтобы мой ребенок чувствовал себя также. Нужна просто мера»;

  • «Смартфон — это не только игры, для чего умышленно делать так, чтобы ребенок отставал от цивилизации?»;

  • «Детям важно уметь быть “как все” на базовом уровне: играть в те же игры, что окружающие, смотреть похожие мультики, иметь общие темы для разговора — чтобы быть способным интегрироваться в компанию сверстников. Смартфон в этом плане играет колоссальную роль»;

  • «Если мы говорим про всех детей в принципе, то, вероятно, да, телефон не нужен, но если про метод воспитания конкретного ребенка, то это сомнительно, я так росла, и у меня просто не было тем для обсуждения с ровесниками, я не могла с ними нормально коммуницировать и долгое время была одиночкой»;

  • «Ну да, всего лишь вырастут без огромнейшего пласта социализации. Подумаешь, не смогут нормально общаться с ровесниками, больно надо! Есть же мамаша! И да, говорю как ребенок, у которого не было нормального доступа к интернету лет до 12».

Мнение психолога

Евгения Асеева, психолог

«Мой ребенок все время сидит в телефоне. Не знаю, как отучить» или «Ну и что, сегодня современное время, дети не могут без телефона». Современные родители находятся в очень сложной ситуации. Беспрецедентной. Цифровизация поменяла наш мир, и последствия этих изменений мы пока не можем полностью измерить. Из-за этого родители испытывают тревогу и постоянно сомневаются в своих решениях: «А правильно ли я делаю?», «Надо ли ограничивать время с гаджетом и как это делать?»… Давайте разбираться.

Чем смартфон может быть опасен для ребенка

Все больше и больше исследователей признает, что негативное влияние гаджетов на психику и здоровье детей существует. Данные постоянно обновляются, но уже сейчас сделаны некоторые важные выводы.

Например, гаджетозависимость внесена в реестр психических расстройств. Вместе с этой новой зависимостью появляются новые формы страхов, такие как «номофобия» — боязнь лишиться телефона, которая может проявляться в навязчивом желании постоянно держать гаджет в руках. Ученые также говорят о новом феномене, при котором смартфон начинает восприниматься как продолжение руки. А педагоги и психологи все чаще сообщают о снижении когнитивных способностей, дефиците внимания, повышенной тревожности, гиперчувствительности и возбудимости современных детей.

В 2016 году Джастин Парент с коллегами опубликовал исследование, в котором у детей от 3 до 17 лет, использующих гаджеты без ограничения, были выявлены нарушения сна и проблемы с поведением.

Что нужно делать родителям

Здравый смысл говорит нам о том, что психика детей требует отдыха от постоянного инфошума, а развитие мозга — разнообразной деятельности вовне. Поэтому одной из главных задач родителей сегодня становится обучение детей разумному обращению с гаджетами. И так как вследствие незрелой волевой регуляции дети еще только учатся контролировать свои действия, без ограничений со стороны взрослых не обойтись.

Очень важно, чтобы родительская позиция в этом вопросе была сформирована до введения ограничений. Необходимы договоренности между всеми членами, чтобы не получилось так: один запретил, другой разрешил. В установлении правил важна твердость и последовательность. Это не значит, что не нужно объяснять и договариваться.

Но любому ребенку спокойно и безопасно внутри понятных и четких границ.

В каждом возрасте допустимое время пользование гаджетом будет своим. Кроме того, стоит помнить, что экранное время лучше разбивать на несколько частей и убирать гаджет за час до сна. Важно обратить внимание и на то, что, по данным Роспотребнадзора, нормы экранного времени выглядят так:

  1. До 5 лет использовать цифровые устройства не рекомендуется;

  2. 6−8 лет: не более 80 минут — дома, 40 — в школе;

  3. 9−10 лет: 90 минут — дома, 50 — в школе;

  4. 11−14 лет: 120 минут — дома, 60 — в школе;

  5. 14−16 лет: 170 минут — дома, 70 — в школе.

Не стоит забывать, что правила цифровой гигиены распространяются не только на ребенка, но и на всех членов семьи. Прививать культуру обращения с гаджетами всегда лучше личным примером. Если мама и папа откладывают телефон за ужином и общаются, если вводятся часы диджитал-детокса, когда вся семья занимается совместными интересными делами — например, прогулками и настольными играми, — с большой долей вероятности ограничения не будут восприняты ребенком как нечто болезненное.

Ребенок — часть семейной системы, поэтому очень важно, чтобы эта система работала как единый слаженный организм.