Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты
Новости, , Lenta.Ru

Почему в России и Америке дети из бедных семей не могут разбогатеть и стать успешными

Экономика прямо или косвенно влияет на все сферы жизни общества, в том числе на рождение и воспитание детей.


Pexels.com

Воспитание детей традиционно считается личным делом каждой семьи, это та зона, куда родители порой просто не пускают. Подход к воспитанию, как все привыкли думать, формируется исходя из психологии, пережитого в детстве опыта и социальных стереотипов. Однако это не совсем так.

Экономисты Фабрицио Цилиботти и Маттиас Дёпке считают, что для получения целостной картины необходимо также учитывать экономическую ситуацию в каждой отдельно взятой стране. «Лента.ру» ознакомилась с их новой книгой «Любовь, деньги и воспитание» и рассказывает, что общего у родителей из России и США и почему они никогда не поймут шведов.

Труд Цилиботти и Дёпке увидел свет в начале февраля. Главная мысль книги состоит в том, что экономические условия и то, как они со временем трансформируются, напрямую влияют на подход к воспитанию. По словам авторов, эту взаимосвязь они впервые начали прослеживать на собственном примере и примере своих детей.

У Фабрицио есть дочь, а у Матиаса — трое сыновей. Они обратили внимание на то, как разительно отличается их собственный подход к воспитанию детей от подхода их родителей. Детство обоих авторов пришлось на 70-е годы, Матиас родился и рос в Германии, Фабрицио — в Италии.

«Несмотря на разные страны, в подходе наших отцов и матерей было много общего», — говорят исследователи. Им предоставляли много свободы и позволяли быть самостоятельными, родители редко вмешивались в их жизнь, разрешали проводить достаточно времени с друзьями и не ругали за плохие оценки.

Фабрицио и Матиас ожидали, что будут такими же либеральными родителями в будущем. Однако, когда они обзавелись собственным потомством, то с удивлением обнаружили, что выбор воспитательной модели в конечном итоге зависел не от их представлений о воспитании и опыта, пережитого в детстве, а от окружающей среды.

«Моя семья немного уникальна тем, что мы связаны как минимум с пятью странами. Я итальянец, моя жена испанка, а моя дочь родилась в Швеции», — рассказывает Фабрицио. Пожив в Швеции, семейство Цилиботти перебралось в Великобританию, а затем — в Швейцарию. Сейчас они живут в США, и дочь Фабрицио уже выросла.

Меняя страны одну за другой, экономист не мог не обратить внимание на то, что каждой из них присущи определенные поведенческие нормы, которые касаются в том числе воспитания детей.

По словам Фабрицио, в Швеции на него и его супругу нередко оказывали давление, чтобы ни в коем случае не подвергать ребенка стрессу. Например, явное неодобрение со стороны общественности вызвал тот факт, что девочку в раннем возрасте отдали в музыкальную школу к строгому преподавателю из Восточной Европы, или то, что родители хотели отправить ее в школу не с семи, а с шести лет. На фоне шведских детей дочь Фабрицио выглядела более дисциплинированной и ответственной.

«Когда мы переехали в Швейцарию, наша семилетняя дочь оказалась совершенно в противоположной ситуации. Швейцария не Китай, но она более ориентирована на правила, чем Швеция», — рассказывает экономист. Теперь в компании швейцарских школьников девочка выглядела менее собранной, поэтому учителям приходилось оказывать давление на ее родителей, чтобы они в свою очередь заставили ребенка подчиняться общим для всех правилам.

«Это был интересный опыт, — признает Фабрицио, — мы ведь были одними и теми же родителями, просто жили в другой стране». Это, в частности, натолкнуло его на мысль исследовать подходы к воспитанию детей с точки зрения экономических показателей.

«По своей сути экономика — это социальная наука, которая стремится понять, как люди принимают решения. Исходные экономические модели предполагают, что люди сознательно действуют во имя достижения своих целей. В своей книге мы применяем ту же логику к воспитанию детей», — рассуждает Маттиас.

В данном случае цель, которую пытаются достичь родители, заключается в том, чтобы их дети были счастливы и преуспели в карьере. Однако на пути к этой цели им приходится идти на компромиссы, поскольку реальность, в которой им приходится существовать, накладывает определенные ограничения.

Психолог Диана Баумринд выделила три подхода к воспитанию детей: авторитарный, при котором родители требуют безоговорочного послушания и устанавливают строгий контроль; разрешительный, про котором детям дается много свободы; и авторитетный — некий срединный стиль, при котором родители стремятся влиять на выбор своих детей и формировать их ценности с помощью логических доводов и рассуждений.

Цилиботти и Дёпке утверждают, что эти стили воспитания могут меняться в том числе в зависимости от текущих экономических условий. Например, если речь идет об обществе с высокой конкуренцией, где успех в будущем зависит от поступления в хороший университет, то родители с высокой долей вероятности будут практиковать более авторитарный подход.

По словам исследователей, наиболее важным для воспитания детей в аспекте экономической среды является показатель экономического неравенства. В обществе, где существует большой разрыв между богатыми и бедными, родители ощущают острую необходимость подталкивать своих детей к тому, чтобы они преуспевали в школе, поступили в престижный вуз и в итоге устроились на высокооплачиваемую работу.

Так называемое «вертолетное воспитание», при котором родители уделяют чрезвычайно большое внимание ребенку или его переживаниям и проблемам, в частности, в области учебы, характерно для таких стран, как, скажем, Китай, США и Россия. По данным исследования Калифорнийского университета в Ирвайне, ⁠в 60−70-х годах прошлого века американцы проводили с детьми в два раза меньше времени, чем сегодня: 54 минуты в день в 1965-м против 104 минут в 2012 году.

С этой точки зрения интересно и другое исследование — сравнение методов воспитания детей в СССР и современной России. Чтобы выяснить, как изменились воспитательные модели, старший научный сотрудник Института социологии РАН Лидия Окольская сравнила выводы двух обширных социологических опросов, которые проводились в 1989 и 1999 годах. И в том, и в другом случае респондентам предлагали список качеств, которые они хотели бы видеть у собственных детей. Выяснилось, что всего лишь за 10 лет — с 1989 по 1999 годы — в обществе значительно усилились эгоистические тенденции. В противовес доминировавшим ранее честности, порядочности и любви к дому и Родине, возросло желание «не упустить своего» и «занять видное положение».

В СССР, как в стране с низким уровнем экономического неравенства, родители могли позволить себе быть более расслабленными и предоставить своим детям определенную свободу.

Сейчас такой разрешительный стиль воспитания преобладает, например, в странах Скандинавии. Когда СССР перестал существовать, и экономическая ситуация в корне изменилась, тут же трансформировался и подход к воспитанию детей. «Существует мнение, что сегодня детство перестало быть таким уж радостным и беззаботным периодом жизни. В обществах с высокой конкуренцией детство — трамплин для будущего успеха, в то время как в эгалитарном обществе дети имеют больше возможностей для того, чтобы просто наслаждаться беззаботной детской жизнью», — констатируют Цилиботти и Дёпке.

С другой стороны, чем выше уровень неравенства, тем разнообразнее могут быть стили воспитания в разных слоях общества. Объясняется это тем, что неравенство влияет на доступ людей к разного рода возможностям. Например, родители из среднего класса будут почти наверняка применять авторитетную или авторитарную модели, поскольку они могут дать ребенку хорошее образование и со спокойным сердцем отпустить его во взрослую жизнь. В то же время в бедных семьях дети могут быть предоставлены сами себе.

Родители с низким уровнем доходов зачастую уверены, что их усилия особо ни к чему не приведут, что доступ к лучшей жизни для них и их детей закрыт, а значит, нет смысла стараться.

Примечательно также, что стиль воспитания зачастую взаимосвязан с количеством детей в семье. Когда родители отдают предпочтение авторитетной или авторитарной модели воспитания, становится проблематичным иметь много детей, потому что для их воспитания потребуется невероятное количество времени и усилий.

В то же время разрешительный подход позволяет заводить большую семью. Это в какой-то степени объясняет, почему многие люди, имеющие весьма скромные доходы, заводят двоих и более детей. В отличие от представителей того же среднего класса, они изначально не планируют вкладываться в образование детей или обеспечивать их отдельным жильем. В таком случае ребенку приходится учиться быть самостоятельным.

Отвечая на вопрос, могут ли родители избежать давления экономических рычагов, авторы исследования единодушно отрицают такую возможность. По их словам, очень трудно убедить американцев в преимуществах свободного воспитания, так же, как убедить шведов в необходимости оказывать давление на детей.

Экономисты подчеркивают, что в текущей ситуации это нормально, поскольку с точки зрения экономики авторитарный стиль воспитания не принесет положительного эффекта в шведском обществе, а разрешительный стиль — в американском. Повлиять на ситуацию с экономическим неравенством и, следовательно, агрессивными воспитательными методами способно только государство, в частности, путем инвестиций в сферу образования.

Читайте также: Ошибки в воспитании, которые делают все родители.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
6
Алексей Голубев
Автор, посмотрите хотя бы на Романа Абрамовича - чистое дитя трущоб.
СсылкаПожаловаться
Nevada
От лени.
СсылкаПожаловаться
Веда Ведана
Годная статья. А те, кто ругает, просто в суть не вникают. Без обид. Эхехе, что же делать-то...
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Елена ИвановаСвекровь хочет помощи
У меня двое детей 3 месяца и 13 лет. С мужем вместе уже 18 лет.
Первым сыном забеременела без проблем, со вторым не получалось 1,5 года.
Жили на окраине города в квартире (тьма тараканья), котору...
231
ХрумхрумЧто готовите?
Всем доброго времени суток.
Давно тем про еду не было.
Чем кормите своих родных и любимых сегодня и завтра?
Начну с себя:
у нас сегодня на обед для меня и дочки финский суп с рыбой, мужу его любимы...
197
АнонимГрустно, про здоровье и отношения с родителями
Даже не знаю зачем пишу, грустно что-то(( Недавно родился долгожданный малыш (первого, увы, потеряли), потихоньку осваиваемся с мужем в новой роли. Делали второе кесарево и восстановление не очень ...
136
Мадам Н.Д.А сегодня мы едем на дачу!
Заканчивая свои темы про историю дач и их обитателей, сегодня расскажу про дачи для всех, в том числе и  вспомню нашу дачу и истории, на ней случившиеся. Надеюсь, администрации всё-таки чуть к нам ...
134
Irina ShaykМаразма нет, но странная
Доброго времени суток! Приехали мы как то с родителями к двоюродной тётке в деревню, навестить её. Тётка, женщина хорошая, добрая, но одинокая ,имея 5 детей,не нужна им особо. Она общительная, гост...
105
One of a kindРакета Мейд ин Чайна)
Девочки! А у Вас есть информация, что китайская ракета падает на землю? Что то по русскому ТВ ничего не слышно. Тонны массы остатков от китайской ракеты падают на землю. Приземлиться может где угод...
102
Подпишитесь на нас