Почему дети становятся жестокими?

Детская жестокость – одна из самых больших проблем в современном мире. На эту тему написано множество трудов, проводятся исследования, она беспокоит и родителей, и учителей, и психологов.

5128416.jpg
Источник: Migration

Некоторые ученые считают, что жестокость в людях запрограммирована генетически. Другими словами, если у человека есть этот ген, то уже ничто не удержит его от проявления жестокости. Существует и другая гипотеза – у ребенка, рожденного путем кесарева сечения, в дальнейшем могут сформироваться черты характера, вызывающие немотивированную агрессию. Верить ученым или нет, конечно, дело лично каждого.

Изучая и анализируя поведение детей, психологи сформулировали 4 основных фактора, провоцирующие проявление жестокости.

1. Физиологический фактор
Любой человек по сути своей склонен к жестокости, но маленький ребенок, совершая агрессивные действия, поступает инстинктивно, неосознанно. Согласно исследованиям, признаки неосознанной жестокости появляются у детей очень рано, в 2-3 года. Эмоции в таком раннем возрасте захлестывают сознание, а малыш еще не умеет ими управлять. Поэтому он может ударить такого же малыша или разломать в гневе игрушку, не понимая, что поступает плохо.

2. Фактор воспитания
Дети ищут выход из накопившихся отрицательных эмоций, пытаются вымещать свою злость на тех, кто слабее, наблюдая такое поведение у взрослых. Часто у некоторых родителей воспитательный процесс ограничивается шлепками и криками. В итоге, ребенок, в отсутствии мамы, папы или других взрослых поступает точно так же по отношению к тем, кто младше. Это шаг к будущей агрессивности.

3. Фактор среды, окружения
Большое влияние на формирование характера ребенка оказывают телевидение, интернет, компьютерные игры, которые часто демонстрируют жестокость и агрессию. При этом роль родителей в воспитательном процессе снижена либо из-за недостатка времени, либо из-за отсутствия желания разбираться в данной проблеме. Появляется очень много детей, которые предоставлены сами себе.

Наблюдается рост детской жестокости и в школе. Класс – это общество в миниатюре, и развивается по аналогичной схеме: всегда находится кто-то, кого можно унизить, обидеть. Но если для детей младшего школьного возраста такое поведение еще не представляет очень серьезной угрозы при правильном воспитании, то с детьми постарше возникает гораздо больше проблем. Вспомните фильм Ролана Быкова «Чучело» – к сожалению, в психологии подрастающих детей с тех пор мало что изменилось.

4. Опасности переходного возраста
В переходном возрасте у детей резко снижается авторитет семьи, родителей, учителей. Меняется и уровень общения между собой, процветает хамство, которое стало считаться нормой в подростковой среде, начинается половое созревание, что тоже оказывает существенную роль в становлении характера ребенка.

Еще один регулятор поведения подростков – формирование собственного «Я». И если есть расхождения между притязаниями и реальностью, дети подросткового возраста реагируют на это очень болезненно. Тогда даже грубое слово учителя, скандал с родителями, несостоявшаяся первая любовь, критика могут привести к срывам, к неосознанной агрессии.

Детскую жестокость также могут провоцировать проблемы в семье (постоянные ссоры или развод родителей), эгоизм, стремление любым путем получить желаемое, искажение понятия «свобода», которое воспринимается как вседозволенность.

Что делать родителям? В первую очередь – быть мудрыми: старайтесь сглаживать негативные эмоции ребенка, попытайтесь найти причину проблемы и пути решения.