Няня в законе: как оформить отношения с домашним персоналом

Услугами нянь, домработниц и других помощников по хозяйству все активнее пользуются не только богачи, но и представители среднего класса. Однако по закону всех этих профессий просто не существует. О том, как грамотно оформить отношения с домашним персоналом, в студии программы «Утро России» рассказала директор Центра социально-трудовых прав Елена Герасимова.

По ее словам, отсутствие помощников по хозяйству в официальном перечне профессий – не самая большая проблема, так как работодатель может назвать должность сотрудника, как посчитает нужным. Однако вопросов по-прежнему много. Проблемы, которые возникают в связи с трудом домашних работников, касаются того, как оформляются трудовые отношения и оформляются ли вообще; есть ли у работника регистрация и разрешение на работу и так далее.

В принципе, оформить отношения с теми, кто помогает вам по дому, можно и сейчас. В Трудовом кодексе есть глава, регулирующая правила оформления сотрудников к работодателям - физическим лицам. Согласно ей, чтобы принять на работу няню или домработницу, работодателю надо встать на учет в налоговую службу, ежемесячно платить страховые взносы за сотрудника, сдавать отчетность и отчислять налоги. Однако фактически этого почти никто не делает, так как система слишком сложна. В настоящее время обсуждается предложение по введению специального патента для домашних работников. Если оно будет принято, трудовые отношения в этой сфере станут значительно проще и прозрачнее.

Активно обсуждается, что именно будет включать в себя патент. Он может стать как просто документом об уплате взносов во все страховые фонды и разрешением на работу, так и свидетельством профпригодности и уровня квалификации. Последнее очень важно, например, для нянь, однако вызывает много споров, так как профпригодность в данном случае – понятие субъективное и, например, у Арины Родионовны никаких документов не было.