Молодой учитель истории уволился из школы в Екатеринбурге после потасовки с учеником восьмого класса. Как сообщил в среду корреспонденту ТАСС уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области Игорь Мороков, данная ситуация выявила пробелы в подготовке педагогов и реабилитации школьников после конфликта с учителем.
«Инцидент в школе No 83 в Екатеринбурге произошел на прошлой неделе. Педагог, ставший участником конфликта, только в этом году окончил педагогический вуз и 1 сентября пришел работать в школу. Он оказался не готов к конфликтам с детьми, что и привело к инциденту», – сказал Мороков.
По его словам, ученик восьмого класса на одном из уроков истории не подчинился требованиям учителя и не сел за школьную парту в начале урока. Педагог потребовал дневник, который школьник не дал.
«Учитель забрал портфель, чтобы достать дневник. Ученик подошел к учителю слишком близко и стал требовать, чтобы тот вернул ему его вещи. Так завязалась словесная перепалка. Когда учитель достал дневник, школьник схватился за него, началась потасовка. Учитель взял ученика за шею и прижал к себе», – рассказал омбудсмен. По его словам, конфликт разрешила более опытный педагог, вошедшая в класс.
Учителя не готовы к конфликтам со школьниками
Мороков сомневается, что молодой учитель истории вернется в школу, так как задето его «мужское достоинство». «Конечно, со стороны учителя было непедагогично ввязываться в конфликт со школьником, и это нужно осуждать. Но учителя нужно было удержать в школе, я так считаю. Ситуация не однозначная, и ее спровоцировал учащийся», – отметил омбудсмен.
Мороков добавил, что сейчас в педагогических вузах будущих учителей не обучают навыкам ухода от конфликтов с детьми, а также способам поведения в случае, если конфликт разгорелся.
«Обращения по поводу конфликтов в школе вышли на второе место из всех обращений и жалоб, которые поступают на мое имя. Именно на это надо обращать внимание. У молодого учителя, скорее всего, не хватило опыта предотвратить конфликт и как-то его минимизировать. Опытные педагоги должны помогать молодым коллегам в решении данных проблем», – сказал правозащитник, добавив, что этой теме уделяется мало внимания.
Он отметил, что в школах существует комиссия по разрешению конфликтных ситуаций. «Эти комиссии созданы формально, и многие не представляют, что это такое. Это формальный орган, хотя он должен работать на предотвращение конфликтов, и при первом зачатии гасить их. Нужно работать не административными методами, а социально-педагогическими с привлечением специалистов. А нам директор школы говорит, что конфликт исчерпан, учитель уволен», – сказал Мороков.
Реабилитация школьников
По мнению Морокова, после конфликта с учителем в реабилитации нуждается и школьник. «На историю с увольнением учителя реагировали все по-разному. В том числе – учителя и одноклассники подростка», – сказал Мороков.
По его словам, школьник попал под пресс информационный, пресс организационный, пресс коммуникаций внутри школы. «Ему нужно помогать выйти из данной ситуации, и мы об этом тоже говорили с директором школы», – отметил детский омбудсмен.
Как считает Мороков, в школах нет реабилитационных программ для детей. Он добавил, что сейчас разрабатывается механизм по оказанию психологической помощи подростку, ставшему участником конфликта с учителем.
Также читайте 6 подсказок маме первоклассника.