Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Новости, , WDay.ru

Михаил Лабковский: «Отстаньте от ребенка, дайте ему быть собой»

Самый известный и дорогой психолог России с 30-летним стажем советует: чтобы вырастить уверенного в себе ребенка, научись сама жить так, как хочется/


Мы побывали на лекции мэтра детской психологии в Екатеринбурге и записали для вас все самое интересное.

Во время загрузки произошла ошибка.

Об уверенности в себе и о том, как она влияет на ребенка

Наверняка вы мечтаете, чтобы ваши дети знали, чего они хотят, – очень важное качество для жизни, поскольку это вопрос уверенности в себе, высокой самооценки, правильного выбора работы, семьи, друзей и т.д. Как научить этому ребенка? Никак, если вы сами не умеете реализовывать свои желания.

Дети до 5-8 лет развиваются по аналогии с родителями – так устроен весь животный мир. То есть вы для него – пример.

Мои родители никогда не спрашивали: «Что ты хочешь на завтрак или обед? Какую выбрать тебе одежду?» Обычно то, что мать приготовила, мы и ели. Ключевыми словами для нас были «надо» и «правильно». Поэтому когда я вырос, то стал себя спрашивать: чего же я реально хочу? И понял, что не знаю ответа.

Jaro Larnos / Flickr / CC-BY-2.0

И так многие из нас: мы привыкли жить, автоматически повторяя родительские сценарии, а это большая проблема, потому что единственный способ прожить счастливо свою жизнь – это прожить ее так, как хочется.

Вы спросите: как научиться понимать свои желания? Начните с малого – с бытовых мелочей, и рано или поздно вы поймете, чем хотите заниматься. Спросите себя: какой вы любите творог? Как только найдете ответ, идите дальше. Например, встали с утра – и не ешьте то, что лежит в холодильнике или приготовлено заранее, если вы это есть не хотите. Лучше сходите в кафе, а вечером купите себе то, что действительно любите.

В магазине покупайте то, что по-настоящему нравится, а не то, что продают на распродаже. И, одеваясь с утра, выбирайте ту одежду, которая вам нравится.

Есть одна важная проблема с неуверенностью в себе – это амбивалентность, когда вас раздирают разнонаправленные желания: например, одновременно есть и худеть, спать и смотреть телевизор, а еще иметь кучу денег и не работать.

Это психология невротиков – такие люди все время находятся в состоянии внутреннего конфликта, их жизнь складывается не так, как они хотят, всегда якобы есть обстоятельства, которые мешают… Надо выходить из этого замкнутого круга, возможно, с помощью психолога.

Такие люди не уважают свой выбор, их можно быстро переубедить, и у них быстро меняется мотивация. Что с этим делать? Независимо от того, правильно это или нет, постарайтесь делать то, что хотите. Если вы принимаете какое-то решение, старайтесь не расплескать его по дороге и донести до конца! Исключение – форс-мажорные обстоятельства.

Еще совет сомневающимся: надо меньше задавать вопросов окружающим.

Мой любимый пример – женская примерочная в магазине: там таких женщин видно сразу. Не зовите продавщиц или мужа и не спрашивайте их, идет вам вещь или нет. Если не понимаете сами, стойте и думайте – хоть до закрытия магазина, но решение должно быть вашим. Это тяжело и непривычно, но по-другому – никак.

Что касается других людей, которые что-то от вас хотят (а так устроен наш мир, что всем друг от друга что-то надо), вы должны исходить из того, чего хотите сами. Если желание человека совпадает с вашим, можете согласиться, но не делайте ничего в ущерб себе или своей воле.

Teresa Qin / Flickr / CC-BY-SA-2.0

Приведу жесткий пример: у вас есть маленькие дети, которые требуют внимания, а вы пришли с работы, очень устали и совсем не хотите с ними играть. Если вы все-таки идете играть, то делаете это не из-за чувства любви, а из-за чувства вины. Дети такое прекрасно чувствуют. Лучше сказать ребенку: «Я сегодня устала, давай поиграем завтра», и ребенок будет понимать, что мама с ним играет, потому что ей реально нравится это делать, а не потому что она должна себя чувствовать хорошей мамой.

О детской самостоятельности

Грубо говоря, есть две доктрины по уходу за младенцами: одна говорит, что ребенка надо кормить по часам, а другая – что еду стоит давать тогда, когда он сам захочет. Многие выбирают кормить по часам, потому что это удобно – все хотят жить и спать. Но даже этот нюанс принципиальный с точки зрения формирования у ребенка собственных желаний. Детей, конечно, в еде надо регулировать, но в рамках правильного питания можно спросить: «А что ты хочешь на завтрак?» Или когда вы идете с ребенком в магазин: «У меня есть полторы тысячи рублей, мы хотим купить тебе шорты и майку. Выбери их сам».

Идея о том, что родители лучше детей знают, что им надо, гнилая, они вообще ничего не знают. Те малыши, которых родители по своему выбору отдают во всевозможные секции, тоже не понимают потом, чего они хотят. И к тому же – не умеют распоряжаться собственным временем, поскольку его у них просто нет. Дети должны быть 2 часа в день предоставлены самим себе, чтобы научиться сами себя занимать и подумать о том, чего они хотят.

Gatanass / Flickr / CC-BY-SA-2.0

Ребенок взрослеет и, если вы будете его по всевозможным поводам спрашивать, чего бы он хотел, то все с его желаниями будет хорошо. К 15-16 годам он начнет понимать, чем хочет дальше заниматься. Конечно, он может ошибаться, но это нормально. Заставлять поступать в вуз тоже никого не надо: отучится он 5 лет, а жить ему потом с нелюбимой профессией всю жизнь.

Задавайте ему вопросы, интересуйтесь его увлечениями, давайте карманные деньги, – и он действительно будет понимать, чего он хочет.

О том, как распознать таланты ребенка

Сразу хочу сказать, что до школы ребенок не обязан ничему учиться. Опережающее развитие – вообще ни о чем. В таком возрасте малышу можно чем-то заниматься только в игровой форме и только тогда, когда он сам этого хочет.

Отдали ребенка в кружок или секцию, а ему через какое-то время стало скучно? Не надо его насиловать. А то, что вам жалко потраченного времени, это ваша проблема.

Психологи считают, что устойчивый интерес к какому-либо занятию у детей появляется только после 12 лет. Вы, как родители, можете ему предлагать, а он будет выбирать.

Есть у ребенка талант или нет – это его жизнь. Если у него есть способности, и он захочет их реализовать, то так и будет, и ничто помешать не сможет.

Многие считают: если у моего малыша обнаружилась способность к чему-то, ее надо развивать. На самом деле – не надо! У него своя жизнь, и не надо жить за него. Ребенок должен хотеть рисовать, а сама по себе способность красиво создавать картинки ни о чем не говорит, она может быть у многих. Музыка, живопись, литература, медицина – в этих сферах можно чего-то добиться, только чувствуя потребность в них.

Конечно, любой матери грустно видеть, как сын не хочет развивать свой явный талант. А японцы на этот счет говорят, что красивый цветок не обязательно срывать, можно просто посмотреть на него и пройти мимо. А мы не можем принять ситуацию и сказать: «Клево рисуешь, молодец» – и пойти дальше.

О том, как заставить ребенка помогать по дому

Lou Oms / Flickr / CC-BY-2.0

Когда маленький ребенок видит, как мама с папой что-то делают по дому, то он, конечно, хочет присоединиться. И если вы ему скажете: «Уйди, не мешай!» (ведь он больше разобьет тарелок, чем вымоет), то не удивляйтесь, когда потом ваш 15-летний сын не будет мыть за собой чашку. Поэтому, если ребенок проявляет инициативу, его всегда надо поддержать.

Можно предложить поучаствовать в общем деле, но потом – никаких призывов к совести: «Как тебе не стыдно, мать одна надрывается». Как давно заметили древние, совесть и чувство вины нужны только для того, чтобы управлять людьми.

Если родитель расслабленный и наслаждается жизнью, то у него очень просто устроена жизнь. Например, мать любит мыть посуду и может помыть ее и за ребенка. Но если ей неохота возиться у раковины, то она не обязана мыть посуду за отпрыском. Но он хочет есть из чистой чашки, ему говорят: «Не нравится грязная, иди, вымой за собой!» Это гораздо прогрессивнее и эффективнее, чем иметь правила в голове.

Не надо заставлять старшего ребенка быть нянькой для младшего, если он сам этого не хочет. Запомните, сколько бы ни было ему лет, он хочет быть ребенком. Когда вы говорите: «Ты взрослый, большой», то порождаете ревность к малышу. Во-первых, старший начинает думать, что его детство закончилось, а во-вторых, что его просто не любят.

Кстати, на заметку, как подружить детей: братьев и сестер очень сближает, когда вы их вместе наказываете.

О детских истериках

Да, иногда они случаются без серьезных причин, на ровном месте. Дети в какой-то момент начинают понимать, что мир им не принадлежит. Это может случиться, например, когда мать кладет его в свою кроватку, а не оставляет спать с собой.

Shannon McGee / Flickr / CC-BY-SA-2.0

Те малыши, которые в силу разных обстоятельств не прошли этот период, «застряли», тяжело переживают свои неудачи, нереализованные желания – это вызывает у них сильную истерику. Нервная система расшатывается. А родители часто, наоборот, повышают порог чувствительности ребенка, когда повышают на него голос. Во-первых, никогда не реагируйте на крики, просто выходите из комнаты. Ребенок должен понимать, что, пока не успокоится, разговор дальше не пойдет. Скажите спокойно: «Я понимаю, что ты сейчас переживаешь, но давай ты успокоишься, и мы поговорим». И выйдите из помещения, потому что ребенку для истерики нужна публика.

Во-вторых, когда вы хотите наказать малыша, не надо делать зверского выражения лица. Надо подойти к нему, широко улыбаясь, обнять и сказать: «Я тебя люблю, вообще ничего личного, но мы договаривались, поэтому сейчас поступаю именно так». Изначально ребенку нужно поставить условие, объяснить причинно-следственные связи, а дальше, если он нарушит ваши договоренности, то понесет за это наказание, но – без криков и скандалов.

Если вы непоколебимы и твердо стоите на своем, то малыш будет играть по вашим правилам.

Меня часто спрашивают про гаджеты: сколько часов в день ребенку можно с ним играть? 1,5 часа – в будни, 4 часа – в выходные, и в это время входит делание домашних заданий за компьютером. И так – до совершеннолетия. И это должно быть правило без исключения. Отключите Wi-Fi дома, забирайте гаджеты, когда ребенок один дома, и отдавайте, когда приходите домой, – вариантов много.

Также читайте о том, что такое нарушение привязанности у ребенка.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
82
Алена Пудель
этого мужика слушаю лет с 14, тогда он в 90-2000 хх на Радио 7 вёл программу по воскресеньям, его мысли показались близкими моим представлениям о жизни... с тех пор почти 20 лет прошло, и вот попадается мне, многодетной маме, эта статья. Прочитала... Поняла, что философию сохранила, и сама думала над тем, что здесь прописано. Так что мысли верные, но не всем они близки. А то, что удовольствие от жизни нужно получать, не обсуждается...
СсылкаПожаловаться
Николай Минин
Чтобы лучше понять то, к чему призывает автор, нужно поглубже вдуматься в идею фильма Федерико Феллини "Репетиция оркестра" (1978 г.). Приятного просмотра, дорогие мамы и папы!
СсылкаПожаловаться
Nata
извеняюсь за опечатки - пишу с iPad
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
EvaУчусь за дочь...Или отсутствие желания у ребёнка учиться.

Доброй ночи.
У меня создаётся впечатление,что я плыву против течения.Все дело в том,что моя дочь (2 класс)с большой неохотой делает уроки,если это можно назвать «делать».После выполнения домашних заданий урока у меня создается ощущение,будто я толкаю руками каток, который утрамбовывает асфальт,чуть сдвину,а он пятится назад.
Делаются уроки по 5-6 часов.Переписываются вовсе неаккуратно.Иногда я иду спать,потому что мне тяжело сидеть до часу ночи и оставлю это в её руках.Если я не проверю домашнюю работу,то обязательно 2 по математике,иногда тройки.
Мне паршиво на душе,потому что я не могу заставить её учиться.
И за неё делать домашнее задание не могу.У неё мотивация ниже плинтуса.
Мои увещевания,разговоры по душам,а тем более ругань на нее по этому поводу не действуют.Иногда могу перейти на мат, могу дать по голове,если на грани.
Она начинает пытаться меня стукнуть.С ошибками списывает условия задачи. Не советуйте мне прописи,они у нас они есть:но там все то же самое: каракули,тк.левша и писать сложно.По математике наловчилас решать только примеры,от задач нервная почесуха. Постоянно разбираем вместе.
Она часто не может найти тетради в портфеле,читает и учит не то,что нужно,бывало и такое.
Приносит не те тетради.
Короче,несобранность во всей красе.
Я не знаю,что мне делать.
И здоровья от этого не прибавляется.
Я потеряла уже 15 кг,выгляжу так,будто в гроб кладут.
У неё уже от слова уроки слезы и в школу со слезами встаёт.

726
йа Бешеная теткаПричины, по которым вам отказывали в приеме на работу

Всем привет . 
в нашем маленьком городишке пыталась я себе недавно найти подработку или временную работу,
Пригласили в одно место на собеседование -резюме мое им понравилось ,вроде как подхожу 
ну и пришла я как всегда в своем обычном виде-джинсы/пуховик/рюкзак/угги
после получаса собеседования мне сказали что я им не подхожу
ПРИЧИНА-я не слежу за собой,т.е. ногти не накрашены/глаза тоже  да и вообще я старовата 



отгадайте куда я устраивалась на работу )))))))))) 
ну и делитесь причинами отказа в трудоустройстве странными и не очень 

485
ms.PanterraПортрет Путина в садиковской группе

В нашем садике в группах на видном месте висят портреты ПУТИНА - прямо как иконы (как раньше говорили: в красном углу). Воспитатели и заведующие говорят, что это в рамках патриотического воспитания.
Знаю, что в некоторых садах и школах и бюсты Путина в холлах стоят. Это нормально???
Мое мнение: нет! 

405
Божья КоровкаПоэтический конкурс №9 завершён. Авторы, принимайте поздравления!!!

Результаты поэтического конкурса №9.
 
Всем доброго времени суток.
 
Пришло время подвести итоги Девятого внутрифорумского поэтического конкурса. 
Как всегда сначала выражу бесконечную благодарность нашим талантливым авторам: спасибо Вам за то, что делитесь с нами вашим талантом и создаёте такие прекрасные стихотворения!!!
 
Конкурс получился очень тёплым и лиричным. Читатели не скупились на похвалы

Авторы молодцы! Веет летним теплом от темы, очень здорово! 


Я в приятном шоке! Даже не знаю, как оценивать. Всем, что ли, плюсовать?!


Авторам всем ОГРОМНОЕ спасибо!!!!! Честно сказать, и мне хочется всем ставить плюсы. 


Нет ни одного неудачного стихотворения, на мой взгляд. Наверное, летняя тема на меня так подействовала, зиму не люблю, тяжело переношу, а тут прям такой луч света, позитива. Да и откровенно скучных стихов я не увидела в этом конкурсе. Где-то гладкости нет, но настроение и образы чудесные, где-то просто стихотворение как песня льется, где-то автор так здорово обыграл правду жизни, что не могу не оценить мастерство.


Очень теплый и лиричный получился конкурс!


Получила огромное эстетическое удовольствие от чтения! И посмеялась и, почти, поплакала.


Я впервые решила почитать творческую тему.а ведь я люблю поэзию. Стыдно признаться, но всегда думала что это сплошное дилетантство... Просто поражена. Держала себя за руки, чтобы не понаставить плюсов всем. Настолько классный уровень, просто хочется перечитывать и запоминать. Девочки, очень вдохновляюще.


Давненько с таким удовольствием не читала стихов.

 
А теперь перейдём к результатам.
 
Третье место занимает стихотворения «Письмо из больницы», автором которого является наш дорогой зелёненький Ящер, повергший меня в шок, прислав начало стихотворения практически сразу после отхождения от наркоза!!! Вот что значит сила таланта!!! За это произведение проголосовало 30 человек.
 
На втором месте расположилось стихотворение «Послеотпускное», принадлежащее перу Квокки Улыбакки. За него проголосовало 33 человека.
 
А первое место в этот раз вы отдали стихотворению «Осенние выходные». Кто же автор? За чьё стихотворение  проголосовало 36 человек? Кого будем качать? В чью честь будут звучать фанфары? В честь Ящера!!! Витуль, поздравляем!!!!
 
Также в конкурсе было опубликовано 2 внеконкурсных стихотворения:
«Дед мороз и (не)девочка» и «Предрождественское», принадлежащие Квокке Улыбакке. К сожалению, за них отдавать свои голоса было нельзя, так как они уже ранее публиковались.
 
Всем авторам ещё раз громаднейшее спасибо! Вы все просто молодцы!!! Без вас конкурс бы не состоялся!!!
 
П.С. Ещё раз хочу принести свои извинения опоздашке № 2.  Из-за моей оплошности его стихотворение не попало в конкурс в самом начале, а из-за технических накладок (не вставилась картинка, отражающая суть стихотворения) оно оказалось логически не завершённым.

282
Тата фон ШпигельКто не работает, тот ест?

Девочки, всем привет.
Есть ли такие, кто не работает? Не пашет, как лошадка? А занимается хобби, собой, детьми, домом и т.д.? Или платья на работе показывает отсюда и до обеда?
Как вы пришли к этому счастью? и Счастье ли это?
Просто поболтать.

259
КатринВ Питер в отпуск с мужем иностранцем)))

сгоняли мы тут в мой родной Питер,спустя три года. Какая же там красота! Зима порадовала


 постреляли из лука, на лыжах,коньках покатались,Эрмитаж посетили,в общем классно провели праздники. НО. Быстро я поняла, что основная масса людей мне не по духу, как не могла тут жить,так и не могу. Народ невоспитанный в общей своей массе, улыбку из них мне выдавить не удалось
 только мужу моему , уж больно он хорошо умеет с людьми ладить и то говорит, понимаю что здесь много хороших людей,но такие все зажатые, недоверчивые, что интерес быстро угасает узнать их поближе. А особенно отметил парней. Часто видели картину: сидит симпотичная молодая девушка, рядом с ней парень. Она уже и так и сяк дает понять, что ничем не занята
 он зырк на нее,да в телефон опять
 итог: с девушками красивыми проще простого познакомиться, только парни многие тупят))))) Это я не яду вылить, а просто наблюдения такие)))
А вообще в целом все прекрасно, особенно гуляя по красивейшему городу в кругу своих близких

243
Подпишитесь на нас
Новости Mail Дети