Логопед Борщева назвала главные признаки речевых проблем у детей

Родителям нужно понаблюдать, может ли ребёнок собирать и сортировать мелкие предметы, заявила дефектолог.
Каша
Источник: Unsplash

Мамы малышей-дошкольников часто сталкиваются с давлением извне — от родственников, знакомых, коллег и других родителей, которые спешат дать советы, сравнить ребёнка с другими и высказать свои мнения о его развитии. Несмотря на желание просто наблюдать за ростом малыша и радоваться его успехам без лишних замечаний, иногда действительно стоит обратить внимание на возможные отклонения и при необходимости обратиться за помощью к специалисту.

Логопед-дефектолог Оксана Борщева в беседе с Пятым каналом рассказала, как родители могут самостоятельно заметить тревожные признаки нарушений речи у ребёнка. Она напомнила, что каждый малыш развивается в своём темпе, но это не освобождает взрослых от ответственности следить за его речевым развитием в быту.

По словам эксперта, важным ориентиром является формирование речи по возрасту.

В два года ребёнок должен уметь произносить отдельные слова, к двум с половиной — строить фразы из двух слов, а к трём — составлять предложения из трёх-четырёх слов.

Родителям рекомендуется сравнивать речевые навыки своего малыша с нормами и наблюдать за тем, как говорят его сверстники.

Также Борщева советует оценить, насколько ребёнок понимает речь. Для этого взрослым стоит давать ему простые задания без подсказок жестами или мимикой — например, попросить принести предмет. Если малыш выполняет просьбу правильно, это хороший знак. А вот замешательство или неправильный выбор может сигнализировать о проблемах с восприятием речи.

Когда ребёнок уже начал разговаривать, важно обращать внимание на его произношение. Эксперт рекомендует отслеживать, не пропускает ли он звуки, не заменяет ли их другими. Подобные особенности — повод для визита к логопеду. Кроме того, родителям стоит следить за расширением словарного запаса: как часто появляются новые слова и какие словосочетания ребёнок начинает использовать.

Особое внимание логопед советует уделить использованию прилагательных. Специалист уточнила, способен ли малыш называть предметы по признакам, например, пушистыми или шершавыми, и понимает ли он такие определения.

Дополнительным индикатором развития речи служит мелкая моторика. Родителям стоит понаблюдать, может ли ребёнок собирать и сортировать мелкие предметы, как он строит фразы, не запинается ли и не говорит ли повторениями. Также Борщева упомянула, что важно оценивать, как дышит ребёнок — правильное дыхание должно быть через нос, а не через рот.

«Ребёнок — это большой почемучка. К трем годам он должен вас просто засыпать вопросами. Конечно же, оценивайте, насколько ваш ребёнок понимает других детей, насколько он играет, коммуницирует и стремится к этой коммуникации», — резюмировала эксперт.

Ранее Оксана Борщева назвала основные причины, почему дети не выговаривают «р».