Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Новости, , Коммерсантъ-Огонек

«Родители решают проблему таблетками»

Психолог Алла Холмогорова — о последствиях учебной перегрузки. Беседовал Александр Трушин.


Syda Productions / Фотобанк Лори

Накануне выпускных экзаменов в школах и сессий в вузах растет спрос на психостимуляторы, ноотропы и другие препараты. Детский допинг стал обычным явлением. Препараты дают детям и подросткам в надежде, что это поможет справиться с нагрузками в школах и вузах, «улучшить мозговую деятельность». Некоторые родители говорят, что дети сидят на таблетках с начальной школы. «Огонек» выяснял, зачем детям допинг.

Родительские письма в интернете взывают о помощи:

«Моя дочь в этом году выпускница и очень переживает по этому поводу. Стала плохо спать, раздражается по поводу и без. Сходили к педиатру, прописала лекарство, на какое-то время состояние улучшилось, потом сон опять пропал. Подскажите, какие препараты можно еще применить?».

«Девочка 17 лет, активно готовится к ЕГЭ. Но сейчас заметно снижение концентрации внимания. Стала астенической, постоянно хочет лежать. Нервничает за результаты. Что предпринять, как помочь, может, какие-то лекарственные препараты посоветуете?».

«Учусь в 11-м классе, готовлюсь к экзаменам. Куча информации, большие нагрузки. Посоветуйте кто-нибудь лекарства от переутомляемости, от усталости, а также для ума. Днем засыпаю, ночью плохо сплю…».

Что это за учеба, после которой надо лечиться? Почему экзамены вызывают такие реакции у детей и почему подготовка к экзамену ведет к разрушению психического здоровья детей? Об этом «Огонек» поговорил с Аллой Холмогоровой, руководителем лаборатории психологического консультирования и психотерапии Московского НИИ психиатрии (филиал НМИЦ ПН им. В. П. Сербского Минздрава России), деканом факультета консультативной и клинической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ).

— Детский допинг — насколько это широкое явление?

— Действительно, специалисты наблюдают чрезмерное применение препаратов группы ноотропов и пищевых добавок в период подготовки к экзаменам. Самая большая ошибка, когда мамы обмениваются опытом: моему ребенку это помогло, попробуйте и вы. Состояние детей может быть похожим на первый взгляд — усталость, раздражительность, потеря внимания, но биологические и психологические механизмы, вызывающие эти симптомы, бывают совершенно различны. Разобраться в этом может только врач-специалист.

— От каких препаратов вы бы предостерегли родителей?

— Нет лекарств плохих или хороших, бывает неправильное их применение. Одно и то же лекарство может улучшить сон, принести успокоение одному пациенту и, наоборот, вызывать возбуждение, усиливать тревогу, раздражительность, эмоциональное напряжение у другого. Лекарства должны назначаться только с учетом клинической картины. И только врачом. Очень важна дозировка — когда и сколько принимать. И обязательно должно быть наблюдение врача. Сходить один раз за рецептом («дайте лекарство для улучшения мозговой деятельности») недостаточно. Если уж пришлось обратиться к врачу, надо доводить лечение до конца. Но самое главное: если вы видите, что ребенок переутомлен, нагрузки превышают допустимые для его возраста пределы, если он не отдыхает, не восстанавливает силы, задумайтесь о его режиме.

— Вы упомянули пищевые добавки. Считается, что они безвредны…

— Это те же лекарства, не прошедшие специальных исследований, которые определяют их эффективность, дозировку, и самое главное, побочные действия. Но в продаже добавок заинтересованы фармацевтические компании. К сожалению, добавки часто рекламируют по телевидению. Есть проблема — обращайтесь к специалисту. Но в последнее время к психиатрам обращаются все реже.

— Почему?

— Страх стигмы. Родители боятся, что на ребенка повесят ярлык «ненормального». Отчасти из-за этого и ищут помощь в интернете. С другой стороны, сейчас, к сожалению, отменили субспециальность «детская психиатрия». Да, у нас сохраняется научная школа по этому направлению, есть повышение квалификации врачей, но детских психиатров все меньше.

— Почему родители не боятся назначать психостимуляторы детям? Это происходит от непонимания, что происходит с ребенком?

— Большинство детей очень перегружены в школе. Они устают, жалуются, что им трудно запоминать материал. А родители, вместо того чтобы поговорить с учителями о снижении нагрузок, об отмене дополнительных уроков или отказаться от занятий с репетиторами, чтобы восстановить нормальный режим ребенка, пытаются решить проблему таблетками. Причем большинство действует самостийно. Реакции детского организма нам хорошо известны. Возможно некоторое временное улучшение, но, если перегрузки продолжаются, последствия могут быть непредсказуемыми. Это порочный круг. Лекарства не решают школьные проблемы. Проблемы же ведут к депрессии. Депрессия — один из факторов подростковых суицидов. Число самоубийств подростков в России выросло в 2016 году в полтора раза по сравнению с 2015 годом, что связано со многими причинами.

Depositphotos.com

— Почему возникают такие проблемы в школе?

— Нельзя все сводить к школе, причин у детского стресса много, сейчас, например, пишут о роли интернета. Но школьные перегрузки — одна из важных причин эмоционального неблагополучия детей и подростков. Многие сотрудники нашего факультета в МГППУ работают в школах. И мы видим, что дети находятся под двойным прессом. С одной стороны давят учителя. Их работа оценивается (чтобы там ни говорили образовательные начальники) по результатам ОГЭ и ЕГЭ. Значит, учитель все силы бросает на то, чтобы натаскать детей к экзамену. С другой стороны давят родители, которые хотят, чтобы ребенок получил на экзамене высокие баллы, иначе не примут в 10-й класс, не поступит в престижный вуз. Ребенок живет в состоянии постоянного стресса. Это ненормально. На ЕГЭ этот стресс не заканчивается: бюджетные места в вузах ограничены. Между учениками, потом между абитуриентами развивается нездоровая, жестокая конкуренция. У детей непреходящий страх: сдам — не сдам, поступлю — не поступлю? У одного нашего коллеги сын в 9-м классе готовится к ОГЭ, наняли репетиторов по всем четырем предметам, занимается дома до половины первого ночи. Отец говорит: я понимаю, что это плохо. Но что делать, мы просто обречены на это, если хотим, чтобы ребенок двигался дальше.

— Психологи различают психологический и биологический возрасты человека. Не с несовпадением ли этих возрастов в наших детях связаны сложности со сдачей экзаменов, разгул репетиторства и подростковый допинг?

— Расхождение биологического и психологического возраста у наших детей увеличивается, психологическое взросление запаздывает. Многие оканчивают школу, но еще не готовы к выбору дальнейшего своего пути и будущей профессии. Но ЕГЭ требует от них такого выбора. Это особенно заметно по недавно введенному профильному ЕГЭ по математике. Получился невероятный разрыв между требованиями и возможностями подростков. Мне кажется, и многие учителя тоже считают, что палку перегнули. Отсюда все проблемы и с подготовкой, и с репетиторством.

— Какие могут быть последствия учебной перегрузки?

— Несколько лет назад мы проводили специальные исследования в школах по известным психологам шкале детской депрессии. Изучали эмоциональную дезадаптацию детей — состояние, при котором ученик не может приспособиться к условиям в школе. Опросили более тысячи школьников в разных образовательных учреждениях. Оговорюсь, что в таких исследованиях мы не можем ставить диагноз «депрессия», а только лишь выявляем риски этого серьезного заболевания. Наш вывод: в гимназиях, лицеях, школах с углубленным изучением предметов эти риски выше, чем в обычных школах. И даже выше, чем в детских домах.

Мы обнаружили симптомы депрессии у 25 процентов учеников гимназий. А следовательно, подростки нуждаются в помощи, и не обязательно в медикаментозной.

Но совершенно очевидно, что им необходимо изменить образ жизни, изменить коммуникацию со сверстниками, учителями и родителями.

— Почему такая картина именно в гимназиях, где учатся мотивированные, хорошо подготовленные дети?

— Нагрузки там выше, чем в обычных школах, дети допоздна сидят над домашними заданиями и к тому же испытывают постоянные стрессы, связанные с оценками, контрольными работами, рейтингами, соревновательностью. Это ненормально. Мы, специалисты, иногда называем такие гимназии «школами современного нарциссизма». У ребенка возникает искажение или нарушение способности реально воспринимать и оценивать себя — из-за тех же страхов, разочарований, запретов.

Что тревожит в первую очередь — разрушаются детские дружбы. Вокруг конкуренты, а не друзья. Дружба — важнейшее условие, необходимое для нормального развития человека. Это касается не только старших, но и младших учеников. Другая проблема — ранняя специализация. Детей уже в 5-м классе начинают делить на физиков, математиков, гуманитариев. С точки зрения психологов, это плохо, потому что ребенок может сделать сознательный выбор только к окончанию школы, и то не всегда. Чаще всего этот выбор делают родители, а дети становятся заложниками родительских притязаний и амбиций — каждый хочет, чтобы его ребенок был лучше других. Так формируется неправильно понимаемый культ успешности. Наши исследования показали: в обычных школах эмоциональное благополучие детей в 2−3 раза выше, чем в гимназиях. Может быть, у них меньше знаний, но душевное состояние более спокойное. А это очень важно для правильного развития.

— Школьные психологи занимаются этим проблемами? Могут ли они консультировать учителей по поводу перегрузок детей?

— После реорганизации школ число психологов резко сократилось. Конечно, они должны консультировать и учителей, и родителей, работать с детьми, проявляющими признаки депрессии. Но психолог состоит в штате школы и, следовательно, подчиняется директору. Ну кто же признает, что школа перегружает детей? В ряде стран, в частности в Германии, психологические службы независимы от школьного руководства. Психолог нужен для того, чтобы помогать учителям и родителям найти правильный подход к детям, особенно неуспевающим.

— Существует расхожее мнение, что чем больше ребенка нагружать учебой, тем для него же лучше. Есть ли пределы учебной нагрузки?

— Конечно, есть. И есть санитарно-гигиенические нормы, которые определяют, какое количество уроков в день или в неделю должно быть в начальной, основной или старшей школе, какими должны быть объемы домашних заданий, сколько времени ребенок должен на это потратить. В начальных классах они, как правило, соблюдаются. А в старших — увы. Учеба поглощает все свободное время. Психологи выделяют три вида интеллекта: академический (знания), социальный и эмоциональный. Если в жизни ребенка или подростка возникает перевес в сторону академического интеллекта, страдают два других. В результате не развиваются способности понимать себя, других людей, эффективно с ними общаться. Знания есть, а применить в жизни их он не умеет.

— Какой здесь механизм не работает?

— Можно выделить в образовании две составляющие: hard и soft. Первое — это академические знания. Второе — умение их применять. Если у человека преобладает hard-образование, нередко возникает проблема их реализации в социальной жизни, самореализации себя как профессионала. Мы наблюдаем такие явления в школах для особо одаренных детей — есть такие школы, где в один класс собирают ребят с исключительными способностями, например математическими. Класс, составленный из таких учеников, это высококонкурентная гомогенная среда. В детей вкладывают большой объем знаний, но потом они часто не могут реализовать себя в жизни, оказываются потерянными людьми. Потому что в процессе учебы не осознают себя, не понимают собственных возможностей и интересов, не находят сферу, где они могут себя реализовать. Вернусь к нашему исследованию эмоциональной дезадаптации. Из четырех типов школ (детский дом, обычная школа, школа с углубленным изучением и школа для одаренных) в последней самая высокая доля неблагополучных детей с симптомами тревожности, депрессии — более трети. Нередко за психологической помощью обращаются студенты престижных вузов, где учатся победители предметных олимпиад, с подобными же симптомами.

— У нас в последнее время складывается какой-то культ одаренных детей — школы, лагеря, телепрограммы. Нужны ли им особые условия? И что такое одаренность, гениальность?

— Иногда под одаренностью понимают, например, способность ребенка быстро считать в уме. Способности у людей разные, но есть некий стандарт. У кого-то способности развиты больше стандарта, у кого-то меньше. Но сама по себе способность устного счета — это только функциональная предпосылка, она не определяет продуктивности будущей деятельности. Требуется кроме способности еще и мотивация, интерес, личностная зрелось. Из ребенка, быстро умножающего в уме шестизначные цифры, с равным успехом может получиться и гениальный математик, и хороший бухгалтер. Скажу честно: меня пугает, когда способности детей очень рано выставляют напоказ. Это может привести к нарциссическому развитию, перерастать в крайне негативный фактор, порождающий серьезные затруднения в жизни, особенно в детской. Если ребенок действует исходя из собственных интересов — это одно. А если доминирует ожидание высоких результатов со стороны родителей — это другое. Ребенок рано становится объектом восхищения окружающих. Он подстраивается под ожидания взрослых, но при этом возникает страх не оправдать надежды, разочаровать. А это чревато срывами и даже трагедиями.

— А Моцарт?

— Отец заставлял его очень много работать. Но он остался живым, гармоничным человеком. Это редкий случай, когда гений в раннем детстве осознает свое предназначение и идет к нему.

— Сколько в действительности гениальных детей?

— Трудно сказать, все дети в чем-то талантливы, каждый по-своему. И это не общее место. Можно привести примеры, когда при специально создаваемых условиях талант проявляется у детей с изначально сильным отставанием в развитии. Главная задача школы — помочь обнаружить и раскрыть этот талант ребенка. А получается наоборот — очень часто дети уходят из школы разочарованными в себе, с подорванной верой в свои способности. Я думаю, современное общество потребления больно культом успеха, нередко ложно понимаемым. Родители навязывают свой выбор ребенку, когда он к этому еще не готов. В этом источник последующих проблем, а нередко и психической патологии. Потом, становясь взрослым, он начинает думать, правильно ли он выбрал профессию. К нам нередко приходят студенты вузов в депрессивном состоянии. Говорят: мне осталось два-три года учиться, а я еще ничего не сделал, я хуже всех.

Гонка за талантами часто оказывается бессмысленной, потому что никто не знает, что получается из этих ребят потом, во взрослой жизни. Я думаю, психологическое здоровье, правильное развитие детей важнее, чем минутный успех.

Беседовал Александр Трушин.

Читайте также: Как реагировать, если учитель жалуется на вашего ребенка.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
6
Светлана Борисова
Все это понятно. Кроме главного-а делать-то что? В существующей системе днти обречены на каторгу вместо школы..
СсылкаПожаловаться
Lm
Отличная статья, спасибо!
А что делать, Светлана, написано в статье прямо по тексту.
СсылкаПожаловаться
Нина Тимофеева
В ответ на комментарий от Светлана Борисова
Светлана Борисова
Все это понятно. Кроме главного-а делать-то что? В существующей системе днти обречены на каторгу вместо школы..
СсылкаПожаловаться
Не идти в спецшколы. Не перегружать репетиторами. Спокойно относиться к учебе не на "отлично". Спать и гулять. Смотреть на то, что интересно ребенку. Отдыхать на каникулах.
При этом репетиторы своевременно и в меру даже помогут. А в вуз можно поступить и через колледж, и платно, и заочно, и пересдать ЕГЭ через два года, в конце концов.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
АнонимБрат прописал в нашу квартиру ребенка без согласия
   Всем доброго дня . Я реально возмущена . К нас есть муниципальная  квартира в Москве 2 - комнатная. Там прописаны мама, брат , я и мой сын 12 лет. По факту живёт одна мама. Мы с сыном живём в другой квартире, у моего мужа . Все взрослые люди, мне 35 лет, брату 42 года. Он давно уже жил с какой то приезжей женщиной , то ли на съемной квартире , то ли у нее где то. Детей у него не было вообще и у его тетки тоже , не знаю сколько лет , но вроде говорил маме  давно ещё , что его ровесница . 
  Мы собирались приватизировать на всех квартиру, а в идеале хотели, чтобы я и брат отказались , а приватизировать только на нашу мать.
 И вот такой сюрприз узнали , когда брали выписку в домовой книге. Что у нас прописан ребенок , которому 5 месяцев. сейчас . Мама звонила брату , говорит - да , это его дочь , имел право . А нас кто спросил об этом , получается подлость какая то. Будем консультироваться с юристом и пытаться выписать , т к шансы есть . Он не проживает и ребенок тоже . Вообще  не ожидали такой отвратительный поступок 
434
SauronНе могу сказать "прощай"
Привет всем. Думаю, все видели этот фильм. Вот сейчас смотрю его, и стало любопытно - а кто как видит главных героев? Тема болтательная, просто интересно, насколько мнение народа совпадает с моим
206
Bell SilverНадо ли заступаться за ребенка или нет
Добрый день!
Хочу знать мнения мам по ситуации:
Стоит сын 7 лет в очереди в кафе за пирожком на вынос,учу его ориентироваться в ситуации ,когда есть другие люди у кассы(стою в стороне).Перед ним человек 7,стоит долго,за ним тоже занимают-девушка,ещё родители с детьми.Мой тормозит,роняет деньги,ловит ворон,ну и когда подходит его время-замешкался.Девушка ,без заминки,обходит его и делает заказ.
Не выдержала,спросила,как так?
Она:здесь же две кассы!(ага одна варит кофе,все стоят в общую очередь)
Короче вопрос:вы бы стали выяснять отношения или спустили бы ?Детям нужно получить опыт с нагленькими мадам или надо заступиться?
184
—.—Свекровь. Мастерство перевоплощений
Излюбленная тема , изначально думала , что меня она никак не коснётся. Да простят меня все свекрови мира, но мне просто не с кем поделиться. У меня нет родителей, чтоб с ними поговорить , а мужа я не хочу в это погружать.
У меня второй брак, дочка(5лет) от предыдущего. С нынешним мужем два года и не так давно появился сынок ; Со свекровью у меня были хорошие отношения ( как казалось мне) А вот когда мы только встречались с мужем , у него не было никаких отношений с мамой. Он ее игнорировал. Но черт бы побрал моё чувство семейности и я сделала все , чтоб наладить их отношения. 
Все было хорошо, она всегда интересовалась как я, как моя дочь и что у нас нового; ходили на чаи друг к другу...вообщем я чувствовала себя самой счастливой , что это не просто Свекровь, Мама , но это ещё и подруга , это отдушина. Она всегда меня хвалила и благодарила , что ей бог в невестки послал меня, т.к. и сын изменился, взялся за ум. Я забеременела , она всегда узнавала как моё самочувствие , я делилась с ней абсолютно всем. Родила...и вот начали промелькивать какие-то неприятности ...
Нас долго не выписывали , у малыша было три кефалогематомы , плод был крупным и стремительно лез ( извиняюсь за подробности); при чем сначала они были не ярко выражены , даже не заметны , а на третий день ( день выписки) нас решили оставить и положить под лампы подлечить желтушку. Я была в столовой , а девочка присматривала за маленькими, возвращаюсь , а сына нету. Девчонка говорит «забрали под лампы»; а мне ещё тогда никто ничего не объяснял и у меня паника, я там по всему отделению ношусь . Ищу. Был очень большой страх и я его в себе не могла успокоить. Вообщем нашла я своего кроху, все мне объяснили. Но я очень нанервничалась , плюс ещё выписку отложили ( я ещё не знала, что нас переведут в больницу и мы пролежим почти 2 недели, но не об этом, кому интересно , напишу об этом тему) Я вся в соплях слезах, возвращаюсь в палату , беру телефон и там Пара пропущенных от свекрови. ( я с утра ей набрала и сказала , что нас не выписывают)Я перезваниваю и на меня тут же орут. Я от неожиданности на столько растерялась...А она давай орать « что там? что с малышом? Ты почему трубки не берёшь?» вообщем там было миллион вопросов и она от ора сама стала реветь. Знаете , я тоже подумала , что перенервничала и стала её успокаивать. Но на тот момент , извините меня , мне было вообще не до кого. И особенно не до успокоений свекрови. Меня бы кто успокоил. Осадочек в тот день остался .
Прошло время , нас выписали. Все отлично. Она стала приходить в гости, это конечно было минут по 30, но я понимаю ,дела...она нашего малыша всего обцеловывала, « ох любимый , ох красивый»; 
И тут начались такие вещи... 
« давайте я с малышом посижу» , ребёнку ещё и двух месяцев не исполнилось , да и зачем это, нам никуда совместно не надо было. Я справляюсь. 
Потом она как-то попросила погулять , мы согласились, конечно- конечно, гуляйте сколько хотите. Но она может по выходным , а в выходные были дожди . Естественно , что не получилось 
И тут , через какое - то время она пишет сыну ( мужу моему) « почему вы не даёте мне ребёнка. Почему не приводите, почему не даёте погулять» а вопрос с прогулкой , поднимался один раз . И сама она не заходит в гости .
История замялась , прошло пару месяцев. И нам с мужем вместе нужно было уехать в другой город по делам. Мы естественно попросили Свекровь посидеть с сыном , на что она безумно была рада. Мы привезли его к ночи. Чтоб покушал и сразу спать. Сутки нас не было и вот в середине следующего дня мы приехали и сразу пошли забирать. Видно было , что она устала. Я обняла и пошла к сыну. 
Стояла кормила сына , а муж ходил шнырял по квартире , в туалет сходил, на Кухне что-то поторчал . Мы с дороги, хотел видимо кушать. Взял там кусок хлеба, ходил грыз. Вообщем, поболтали, о том , о сем . Стала собирать вещи и там были её ( они как-то планировали забеременеть с её нынешним мужем, поэтому у них и кроватка была детская, и одежда им знакомая отдала) , она предложила забрать вещи , а муж сказал « я сыну все сам куплю необходимое», я дальше продолжала складывать наши вещи, постельное . Вообщем как цыгане , сорок пакетов . Мы только вышли, я взяла телефон ей набрала , она трубку не взяла . Перезвонила через пару минут взял ее муж , я ещё раз отблагодарила и все..... и вот все хорошее отношение ко мне закончилось. В Один момент ... я до сих пор ничего понять не могу.
На следующее утро, она поэму накатала своему сыну. Что я там ей чуть ли вещи в лицо не швыряла ( он рядом все это время был) , что я такая секая, она меня пригрела на груди , а я чуть ли не змея. Вообщем она там столько не приятных вещей наговорила, и что муж у меня как Собака команды выполняет , словно я запрещаю ему у неё есть ( это все дословно её слова) 
Это из-за того, что муж на кухню зашёл, открыл холодильник ( там пусто, они просто покупают на день продуктов) взял кусок хлеба и все. И я плохая, я запретила что-то , хотя честно, ел бы он у нее , мне только легче было бы.
Муж ей после работы набрал, она сразу «ой ладно, давай замнём, все хорошо», мне с того момента не писала вовсе. Что я ей сделала , не понятно . 
Мы планировали крестить детей, моя старшая тоже не крещённая и решили вместе их покрестить. Хотели сделать ее крестной. И после даже этого инцидента , мое решение было неизменно. Она не писала , не спрашивала ничего про меня, про дочь. Она интересовалась за внука спрашивая у мужа. Муж у неё спросил « а что за отношение такое к жене» она туда приплела все. И то что муж с ее мужем держит нейтралитет ( для неё это неуважение , а значит зачем уважать меня) опять начала песню, «да я там привозила ( футболку мужу и платье дочке) , она небось все выбросила . Вы же не берете то что другие носили уже»; при чем я никогда не от чего не отказывалась . Муж написал снова, мол все что нужно - покупается. Она резко нет него перешла « да ты сам вырос на чужих вещах» он сказал ей « если мой отец не мог обеспечить вещами , это не значит , что я своего ребёнка не могу» и вроде она умолкла. Но меня такая обида изнутри грызла, за что со мной так , за что? И я ей не писала, а желание было дикое. Столько от обиды и боли проплакала... просто не понимая , за что?
И тут она написала мужу « соберите внука, пойду погуляю»; муж работал, я собрала , вывезла , ни слова мне не сказав , взяла коляску и ушла. Через час вернула ;
Опять же муж спрашивает у меня « Мама говорила , что - нибудь?» я ответила, что нет. Он ей давай писать « почему вы не можете поговорить, ты ведь не права, что так сложно извинится?» и опять пошло поехало « да она меня не уважает, она не поздоровалась»; 
Вообщем , не выдержала. Написала, с чего вдруг такое отношение ко мне. Откуда такая злоба, агрессия ... ведь были роднее родного. 
На что ответ был вообще не пойми к чему « да мне не нужна ты, в моем сердце дети и внуки, а жён будет ещё и две , и три. Вы мне не к чему. Ты вообще не работаешь , так что молчи» на что я ответила « вот и вылезло наружу все твое нутро» ; 
И последнее ее сообщение « я от всей души пожелаю сыночке другую жену. Ему не поздно ; а как раз самое оно» 
Занавес.
Я даже не знаю , что сказать. У меня такая дыра сейчас внутри . Мне даже поделиться не с кем . И мужу эти смс показывать не хочу ... 
почему, за что...
181
АнонимМуж пользуется услугами эскорт сервиса
Здравствуйте. У меня проблема. Узнала что муж пользуется услугами эскорт сервиса. Мы женаты много лет, младшему сыну 1,5 года. Работаю уже с февраля на полную ставку. 
Муж иногда, один раз в 2месяца проводит один выходной день и ночь в Гамбурге, как он говорит встречается с бывшими одногруппниками. Вчера вечером, как всегда он позвонил, пожелал спокойной ночи, в это время на его IPad приходили сообщения. Я конечно же посмотрела, и то что я прочитала повергло меня в шок. Он переписывался с дамой ( i Messenger)и обговаривал встречу. В этот вечер к нему должны были приехать две дамы, с одного агенства. Я ему сразу же написала сообщение что бы он больше не приезжал домой и заблокировала. Через 1,5ч. приехал домой (220км) плакал и просил прощения. Тк мы много лет вместе и  наша семья мне важна, я его простила. Только теперь я не могу ему доверять. Поступила ли я правильно? У вас были похожие ситуации с изменой.  
135
Карпова КарповаСемейное насилие. Советы.
Очень важный текст, который, возможно, никогда вам не пригодится, и слава богу. Но кому-то он может спасти жизнь и здоровье.

Я надеюсь, что эти советы никогда не пригодятся ни кому из вас. Но так получилось, что только сегодня я набрала похожий текст дважды, а потому - пусть он будет в открытом доступе.

И первое что я хочу сказать: если вы находитесь в ситуации любого, а особенно физического насилия - то обязательно обратитесь за помощью, ибо единственный способ спасти себя - это уходить. С другой стороны, отлично понимая, что выход может быть делом не одного дня (финансовые аспекты, невозможность быстро найти другое жилье, сбежать с детьми в никуда и т.д.), я все же попрошу сделать для себя простые вещи:

-Купить запасной и тайный мобильный телефон, о котором не будет знать ваш партнер. Хранить его в помещении, в котором вы в крайнем случае можете закрыться до прихода помощи. Заранее "забить" в него телефоны полиции, консультанта (адвоката, юриста), если он у вас есть, близкого человека, который приедет вам на помощь.

-И да, пусть хоть одно помещение в вашем доме будет оборудовано крепкой и надежно задвижкой - возможно однажды это спасет вам жизнь.

-Обязательно соберите "тревожную сумку" - с вещами для вас и дет документами, дубликатами ключей. И да, пусть она будет находиться не у вас в доме.

-Отложите небольшую сумму денег, которая вам пригодится в случае побега. Не храните ее дома. Никогда не рассказывайте о ней своему партнеру.

-Если дверь вашей квартиры или дома закрывается на ключ изнутри - позаботьтесь о дополнительном дубликате ключей, и не распространяйтесь об их наличии.

-Если вы понимаете что приступ агрессии приближается - научитесь сами и научите детей спать, например, в спортивном костюме. Это облегчит побег.

-В случае если приступ агрессии уже начался - никогда не бегите в угол, в дальнюю комнату из которой только один выход или на кухню. В идеале - бегите к выходу.

-Если вы понимаете, что ситуация критическая - попробуйте предпринять любой действие, которое отвлечет партнера и даст вам несколько спасительных минут. Да хоть петь начинайте или швырните стулом в окно. Вы спасаете свою жизнь. Здесь все способы хороши.

-Пожалуйста, пропустите мимо ушей все рассказы женщин о том, как они занялись спортом и расквасили нос агрессору и теперь он тише воды ниже травы. Это может сработать с одним из ста. И при этом стоить вам жизни.

-Если вам удалось выбраться в подъезд, не бойтесь стучаться в двери с криками :"Пожар". Призыв о помощи может быть проигнорирован, в отличии от ситуации, когда возникает угроза собственно жизни.

-Если на вас произошло нападение - обязательно обратитесь в больницу, даже если вам кажется что вы относительно не пострадали. Во-первых, зафиксированный факт даст вам преимущества при уходе. Во-вторых, увы, но нам известны случаи, когда женщины не замечали весьма серьезных внутренних травм и пытались перенести на ногах, например, сотрясение мозга.

-И да, пусть в вашей жизни будет хоть один человек, знающий о происходящем у вас дома. Это очень важно.

-И конечно, обязательно обратись за помощью. Выход есть всегда.


Текст не мой, автора найти не смогла.
67
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru